Экономика

16 сентября 2013, 20:25

Сделан первый шаг по созданию президентского лимузина

Фото: РИА "Новости"

Пересадить первых лиц государства на отечественные автомобили должно будет ФГУП «НАМИ». Дмитрий Медведев распорядился сделать этот институт единственным исполнителем госзаказа, что позволяет заключить контакт с ним без конкурса. Между тем на этот проект претендовали также группа «ГАЗ», московский ЗИЛ и Marussia Motors Николая Фоменко.

После многолетних обсуждений чиновники, наконец, выбрали, кто будет заниматься проектом «Кортеж» – созданием президентского лимузина. ФГУП «НАМИ» определено единственным исполнителем госзаказа на выполнение «пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране».

Насколько для вас принципиально, чтобы руководитель России ездил на автомобиле отечественного производства?



Проголосовать
Такое распоряжение премьер Дмитрий Медведев подписал в пятницу, 13 сентября, оно опубликовано на сайте правительства. Это позволяет заключить контракт без проведения конкурса. Заказчиком проекта является Минпромторг.

Сейчас для перевозки российского руководства используются автомобили Mercedes. В частности, президент Владимир Путин ездит на Mercedes-Benz S-Guard Pullman. И это первый с советских времен практический шаг по созданию отечественных автомобилей для VIP-персон. Хотя речь о нем идет уже почти десятилетие.

Проект по созданию президентского лимузина под названием Monolit появился еще в 2004 году по инициативе ЗАО «Депо-ЗИЛ». В 2006 году организация получила заказ от Федеральной службы охраны на разработку такой машины. Потом полномочия по реализации проекта были переданы Минпроторгу, которое активизировало работу по нему лишь после того, как в апреле 2012 года Владимир Путин напомнил о том, что планирует пересесть на лимузин российского производства. Так и появился проект «Кортеж».

Московский ЗИЛ, спасенный московскими властями от банкротства, продолжает ежегодно собирать пять–семь представительских лимузинов стоимостью около 300 тыс. евро. Однако в этом проекте он оказался не у дел. Хотя в прошлом году «Депо-ЗИЛ» даже показал созданный вместе с заводом «АМО ЗИЛ» уже готовый новый концепт-кар лимузина типа Pullman представительского класса для высшего руководства страны. Модель назвали ЗИЛ-4112Р, разработчики поставили ее в один ряд с Maybach и Rolls Royce.

Однако Минпромторг заявил, что рассматривает лишь два предложения по созданию российского лимузина: от группы «ГАЗ» и от научно-исследовательского института НАМИ совместно с Marussia Motors (владеет известный шоумен Николай Фоменко). Тогда глава ведомства Денис Мантуров говорил, что в любом случае выбирать будет «руководство нашей страны».

Цена вопроса

Стоимость реализации проекта оценивалась в сумму от 4 до 15 млрд рублей. По словам Мантурова, если использовать готовые модели в симбиозе с ГАЗом, то сумма составит около 4 млрд рублей, если создавать совершенно новую модель, как предлагала «Маруся», то около 15 млрд рублей. При этом у обоих предложений была бюджетная и небюджетная составляющая финансирования. Если создавать автомобиль с нуля, то машина будет готова примерно к 2017 году, если с использованием готовых шасси ГАЗа, то чуть раньше, рассказывал Мантуров.

С учетом того, что руководством страны было выбрано ФГУП «НАМИ» под этот проект, то лимузин будет создаваться с нуля как минимум за 15 млрд рублей и появится не ранее 2017 года.

Стоит сказать, что Минпромторг еще в мае определился, что головной структурой, которая будет реализовывать этот проект, точно будет НАМИ. Однако «нельзя полагаться только на одну компанию», работа над проектом должна вестись в кооперации с компанией, которая имела опыт создания такого рода автомобилей, говорил Мантуров. Претендентами для сотрудничества ведомство называло группу «ГАЗ», московский ЗИЛ и Marussia Motors. Впрочем, Минпромторг допускал возможность привлечения к работе также иностранных автопроизводителей, имеющих производственные площадки в России.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что, несмотря на выбор единственного исполнителя госзаказа в лице ФГУП «НАМИ», другие претенденты тоже смогут принять участие в проекте, но уже в качестве субподрядчиков. «Не исключено, что в предстоящие месяцы как раз будут обсуждаться все нюансы проекта, технические аспекты, будут искаться поставщики, возможные инженерные решения. Так что пока ничего отвергаться не будет, в том числе и возможность использовать готовые платформы кого-то из автопроизводителей», – полагает Баранов.

Будет ли НАМИ привлекать к сотрудничеству «Марусю» (как минимум на стадии разработки новой платформы), пока неизвестно. Площадка для производства нового автомобиля пока также не названа. Ей может стать и московский ЗИЛ, и завод группы «ГАЗ», и один из российских заводов зарубежных автопроизводителей.

В группе «ГАЗ» отказались комментировать проект отечественного лимузина, в «Марусе» не ответили на запрос. В пресс-службе ФГУП «НАМИ» газете ВЗГЛЯД отказались подробней рассказать о проекте, пока не подписан контракт с Минпромторгом, где будут обозначены все сроки и финансовая составляющая проекта. При этом в институте выразили уверенность, что никто затягивать с подписанием этого контракта не будет, оно ожидается «в ближайшее время».

Не только для президента

Между тем проект «Кортеж» не ограничивается созданием только президентского лимузина отечественного производства. Это лишь одна задача, а вторая цель – получить коммерческий эффект от этого проекта. Поэтому, кроме президентского лимузина, он предполагает также создание автомобилей еще двух сегментов: для госчиновников и отдельно для массовых потребителей.

Платформа и шасси автомобилей будут едиными, но для каждого сегмента потребителей будут свои доработки и особенности. Проект «Кортеж» должен стать коммерчески интересным для частных инвесторов, чтобы они также вложили свои средства, объясняли в ведомстве.

Ранее в СМИ появилась информация, что в рамках программы планируется организовать полноценную разработку и производство целого семейства автомобилей представительского класса: лимузина, седана, купе, внедорожника и минивэна, построенных на единой модульной платформе. Они должны обладать двигателями мощностью 250–450 лошадиных сил, соответствующими экологическому классу «Евро-6», оригинальной автоматической трансмиссией и электронными блоками управления, а также системой полного привода и силовыми модулями кузова. 

Само по себе отсутствие собственного российского автомобиля для первых лиц государства выглядит по меньшей мере странно и дает повод для шуток иностранцам, считает Дмитрий Баранов. «Ведь сложнейшую задачу по запуску человека в космос мы выполнить в состоянии, а создать автомобиль для первых лиц государства Россия не может», – замечает эксперт.

Создание наряду с автомобилем для первых лиц государства еще и его коммерческой версии также логично. Рынок сбыта уже есть (особенность менталитета россиян – приблизиться к «богатым и знаменитым»), и это поможет не только покрыть расходы на разработку новой машины, но и получить неплохую прибыль, считает Баранов.

В целом создание новой модели автомобиля с нуля и запуск ее в производство обходятся мировым производителям в 500–700 млн долларов, говорит аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. Поэтому 15 млрд рублей должно хватить на создание нового автомобиля представительского класса.

«Данный проект вряд ли существенно поддержит отечественный автопром в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной перспективе позволит российским производителям выйти в премиум-сегмент, который сейчас недоступен российскому производителю», – отмечает Шенк.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Лукьянов объяснил жалобы Трампа на нечитавшего мирный план Зеленского
Темы дня

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Разбитая на Украине военная техника еще послужит России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

National Interest оценило возможность Зеленского сбежать в Израиль

Долина обвинила Лурье в неосторожности при покупке квартиры

Новости

Трамп выразил разочарование Зеленским

Глава американского государства Дональд Трамп заявил о разочаровании тем, что украинский лидер Владимир Зеленский пока не ознакомился с предложением США по урегулированию конфликта на Украине.

Удары ФАБ уничтожили штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем

Удары ФАБ практически уничтожили 225-й штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем, уцелевшие военнослужащие соединения требуют вывода, сообщили в российских силовых структурах.

Протечка воды в Лувре повредила до 400 экспонатов

В результате аварии в системе отопления, произошедшей в конце ноября, вода проникла в залы Лувра и повредила до 400 научных документов и журналов по египтологии, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века, пишет The Guardian.

Франция отказалась изъять российские активы из банков республики

Франция, поддержав предоставление Украине «репарационного кредита», не стала включать замороженные в частных банках страны российские активы в эту схему, сообщила британская газета Financial Times (FT).

Нетаньяху заявил о планах оставить войска Израиля в Сирии

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе выступления на ежегодной дипломатической конференции рассказал о готовности израильской стороны сохранить контроль над буферной зоной у Голанских высот и Джебель-эш-Шейх.

«Коридор Трампа» привел к ухудшению отношений Азербайджана и Грузии

Реализация «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания» – Зангезурского коридора – уже принесла серьезные проблемы в отношения Азербайджана и Грузии, которая до сих пор оставалась ключевым транзитным звеном региона, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси со ссылкой на азербайджанские СМИ.

Президент Чехии: НАТО может быть вынуждено сбивать российские самолеты

Возможно, страны НАТО окажутся «вынуждены» сбить российский самолет или дрон, заявил президент Чехии Петр Павел.

Мизулина: Дети недовольны блокировкой Roblox

После решения Роскомнадзора заблокировать Roblox значительное число несовершеннолетних выразили намерение покинуть Россию, заявила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

В Германии захотели переименовать улицы с советскими названиями

Власти Германии обсуждают идею отказаться от советских и гэдээровских названий улиц, сообщает Bild со ссылкой на заявление уполномоченной Бундестага по делам жертв репрессий от Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эвелин Цупке.

Шарий заявил о подготовке Киевом спецоперации по «вразумлению» Вэнса и Рубио

Служба внешней разведки Украины готовит «спецоперацию» по «публичному вразумлению» вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио, заявил украинский блогер Анатолий Шарий.

Названы главные обеспечители кредита Киеву за счет активов России

Самую большую долю в предоставлении кредита Украине за счет замороженных российских активов, обсуждаемого в Евросоюзе, должны внести Германия, Франция и Италия: только Берлину придется выделить свыше 51 млрд евро, сообщает издание Politico.

На границе Таиланда и Камбоджи начались бои

Военная база Анупонг на границе Таиланда и Камбоджи подверглась обстрелу, в результате которого один военный погиб, Таиланд поднял истребители F-16 для ответных ударов, сообщает Khaosod со ссылкой на представителя военных. Указывается, что тайская армия сообщает о боестолкновениях вдоль границы с Камбоджей.
Мнения

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов