«Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик», – говорится в сообщении аэропорта.
Руководство страны намерено инвестировать значительные средства в развитие Московского авиационного узла
«Уже более десятилетия российская гражданская авиация демонстрирует устойчивый рост. Вместе с тем ее наземная инфраструктура нуждается в развитии. По нашему мнению, это в полной мере осознается на государственном уровне. Руководство страны намерено инвестировать значительные средства в развитие Московского авиационного узла, при этом представляется важным соблюдение следующих системных критериев: все участники проектов по развитию наземной инфраструктуры находятся в российской юрисдикции, и их конечные собственники известны. Мы согласны со справедливостью таких условий», – поясняют свое решение в Домодедово.
Таким образом, компания выполняет требования, прописанные в законопроекте, представленном Минэкономразвития. Согласно ему владельцы международных аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций и вокзалов – физические лица, владеющие более чем 1% акций в уставном капитале компании-оператора напрямую или косвенно, обязаны будут раскрыться.
Неисполнение требований влечет за собой жесткие санкции: Минэкономразвития предлагает ограничивать физическое или юридическое лицо в праве голоса на общем собрании акционеров вплоть до того, что суд может лишить акционера права голоса. ФСБ разрешается проводить оперативно-розыскные мероприятия для определения конечных бенефициаров, передает ИТАР-ТАСС. После опубликования закона все бенефициары должны будут раскрыться в течение трех месяцев. Еще один месяц дан на то, чтобы компании-операторы, получив информацию от бенефициаров, передали ее уполномоченному органу.
Законопроект разработан по поручению правительства и пользуется поддержкой президента России Владимира Путина. В начале июля он заявил о необходимости введения такой меры. «Необходимо, чтобы все участники проекта находились в российской юрисдикции, с известными бенефициарами. Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры и за что отвечать в конечном итоге», – заявлял он.
Именно к аэропорту Домодедово у властей были претензии по раскрытию конечного собственника. Они высказывались неоднократно, в последний раз – после теракта в Домодедово в январе 2011 года. Тогдашний президент России Дмитрий Медведев потребовал у Генпрокуратуры раскрыть владельца. «Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности», – заявлял он.
Генпрокуратура тогда установила, что управление аэропортовым комплексом осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, и созданная схема «позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово». Счетная палата заявляла, что владельцем компании является кипрский офшор Hacienda Investments Limited.
В мае, когда планировался вывод Домодедово на IPO, были раскрыты собственники. Владела и управляла аэропортом фирма DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн. Каменщик был назван ее 100-процентным бенефициаром. Но размещение не состоялось, и активы были переведены в другой офшор.
«Инициатива Минэкономразвития о раскрытии конечных бенефициаров актуальна и применяется во многих странах мира, но труднодостижима в российских условиях», – сказал газете ВЗГЛЯД управляющий партнер «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.
Удовлетворение требований государства позволяет Домодедово рассчитывать на то, что распределение государственных инвестиций в инфраструктуру не обойдет аэропорт стороной. А они могут быть весьма крупными. Дело в том, что по данным консультантов, готовивших варианты развития Московского авиаузла, пассажиропоток в МАУ в среднем растет на 12% в год и в 2012 году достиг 64 млн пассажиров, благодаря этому авиаузел занимает 10-е место в мировом рейтинге агломераций по количеству пассажиров. Однако к 2030 году ожидается увеличение пассажиропотока почти втрое – до 179 млн человек в год. Отсутствие инвестиций приведет к суммарной потере 286 млн пассажиров до 2030 года, сообщает ПРАЙМ.
Общий объем инвестиций в развитие аэропортов МАУ до 2030 года оценивается в 511 млрд рублей, из них 308 млрд рублей – на развитие внешней наземной инфраструктуры. Владимир Путин в конце июля поручил правительству РФ до 1 октября рассмотреть возможность предоставления управляющим компаниям московских аэропортов госгарантий для привлечения кредитов для реализации инфраструктурных проектов.
По словам Андриевского, возможно, вслед за Домодедово придется открывать свои тайны и другим акционерам стратегических объектов. «Насколько оглашение всех имен даст возможность получить реальные дотации, покажет время. И не исключено, что такие условия предоставления субсидий – это один из планов по деофшоризации компаний», – считает он.
Сейчас в Московском авиаузле один полностью частный аэропорт – Домодедово. Четверть пакета акций аэропорта Внуково принадлежит компании «Внуково-инвест», которой, в свою очередь, владеет зарегистрированная на Кипре Morimoto Limited. Кипрской компании принадлежит 79,93% акций «Внуково-инвест». По неофициальным данным, владельцем Morimoto Limited является Виталий Ванцев с партнерами. Государству принадлежит 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево», 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% плюс одна акция «Международного аэропорта Внуково». В федеральной собственности находится и вся аэродромная инфраструктура Внуково и Шереметьево.