Накануне вечером глава российского Роспотребнадзора Геннадий Онищенко ввел эмбарго на поставку молдавского вина в Россию. Роспотребназор объяснил свое решение отсутствием элементарного лабораторного контроля за продукцией со стороны молдавских контролирующих органов, которые проверили в 2013 году лишь 0,9% поставляемого в Россию вина и 0,4% ввозимых партий.
Промышленный, транспортный, аграрный секторы могут войти в минус, то есть по цепной реакции эмбарго будет ощутимо на уровне всей национальной экономики
В количественном выражении это значит, что Молдавия проверила лишь 251,4 тыс. литров алкогольной продукции из 25,136 млн литров вина, ввезенных в Россию из Молдавии в 2013 году, и только 15,6 тыс. партий вина из 3,901 млн ввезенных партий.
Роспотребнадзор в свою очередь проверил 100% ввозимых партий молдавского алкоголя, уверяет ведомство. В итоге за последнее время были выявлены восемь партий молдавской алкогольной продукции (две партии вина и шесть партий коньяка), не соответствующих требованиям безопасности по содержанию дибутилфталата и ди(2-этилгексил)фталата. Продукция производителей VinariaPurcari, «Комбинат по производству вин «Крикова», АООТ «Арома», «Алианца-Вин» не соответствовала требованиям по массовой концентрации кислот, выяснило ведомство Онищенко.
В марте 2006 года Роспотребнадзор уже вводил эмбарго на поставки молдавского вина из-за несоответствия российским стандартам, которое продлилось целых полтора года. Тогда это решение совпало с разногласиями двух стран по решению конфликта в Приднестровье. Сейчас эксперты решение Онищенко также рассматривают как политическое давление России на Молдавию, которая собирается парафировать соглашение об ассоциации с ЕС в ноябре на саммите стран «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Это означает согласие с текстом договора, но пока не подписание договора.
К слову, Украина на этом же саммите собирается уже окончательно подписать подобное соглашение с ЕС. Россия, выступающая против этого, показала Украине свою силу путем временного ограничения всего украинского экспорта. Для Молдавии же достаточно запрета поставки вина, потому что это затрагивает далеко не только виноделие, но и всю экономику страну, что доказывает и опыт 2006 года.
Последствия винной войны
Как рассказывает заместитель директора Центра стратегических исследований и реформ Елена Горелова, в 2006 году запрет поставок вина в Россию привел к замедлению темпов роста экономики Молдавии в целом. Теперь она также ждет «негативных макроэкономических результатов», а «экономический рост не достигнет прогнозируемых 5%». «Промышленный, транспортный, аграрный секторы могут войти в минус, то есть по цепной реакции эмбарго будет ощутимо на уровне всей национальной экономики», – считает Горелова. В конечном итоге эмбарго на поставку вина ударит по госбюджету Молдавии и по доходам населения республики, добавляет она.
При этом увеличить сбыт вина на европейский рынок быстро Молдавия не в состоянии, потому что «молдавская винодельческая продукция пока не вся отвечает европейским стандартам качества», передает РИА «Новости».
Правда, в 2006 году на молдавское вино приходилось 25% от всех продаж в России, но вернуть позиции ему так и не удалось. Сейчас доля молдавского вина составляет не более 5% (данные ЦИФРА).
«В 2006 году, когда Россия ввела запрет на импорт молдавского вина, это было очень болезненно. Сейчас ситуация другая. Конечно, это неприятно для Молдавии, но далеко не смертельно. Это такая маленькая торговая война между Россией и Молдавией», – говорит директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. «Молдавия своими экспортными потоками уже замкнулась на Евросоюз, прежде всего на Румынию. Вероятно, в итоге она станет провинцией Румынии. А вот Приднестровье, наоборот, полностью завязано на Россию и частично на Украину. И в будущем, вероятно, станет частью Таможенного союза», – ожидает эксперт.
Борьба двух гигантов
Ни России, ни ЕС с экономической точки зрения Молдавия не нужна, указывают эксперты. «Здесь сталкиваются два больших и влиятельных интеграционных объединения: Европейский союз и Таможенный союз. С учетом того состояния, в котором находится Молдавия сегодня, по чисто экономическим причинам, если абстрагироваться от политики, мы им неинтересны, – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ (Кишинев) Галина Шеларь. – Их интерес только в том, кто кого победит, ТС или ЕС».
«Молдавия в этой борьбе однозначно проигрывает. Если мы выбираем ТС, то закрываются европейские рынки, если мы выбираем ЕС, то для нас закрываются восточные рынки. И то и другое для нас смерти подобно», – считает Шеларь.
«На территории Северной Евразии сформировались два центра силы – Евросоюз и Россия, первый значительно сильнее второго в экономическом плане. Между ними невольно возникают напряжение и серые зоны. Важно, кто и по какую сторону забора в итоге упадет. Вот Украина – это серьезный вопрос. А Молдавия – нет», – считает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. «Для самой Молдавии, по крайней мере в среднесрочной перспективе, как и для Украины, выгоднее сидеть на заборе по принципу «ласковый теленок у двух маток сосет». Да кто ж им даст там сидеть? Столкнут», – говорит Королюк.#{ussr}
Интересы России
Эксперты называют еще несколько поводов для жестких действий Онищенко в отношении молдавского вина. В частности, проблемы российского бизнеса в стране.
До введения эмбарго накануне Конституционный суд Молдавии приостановил действие постановления правительства о передаче аэропорта в Кишиневе в концессию российской «Авиа-Инвест». Кишиневский международный аэропорт был передан в концессию в начале сентября по результатам победы в закрытом конкурсе.
В итоге «Авиа-Инвест» получила аэропорт в аренду на 49 лет в обмен на уплату роялти в размере 1% от доходов компании и обещания инвестировать 244,2 млн евро. Вице-премьер Молдавии Валерий Лазэр объяснил передачу аэропорта в концессию тем, что в условиях конкуренции аэропорту нужны инвестиции, а «государство было не в состоянии этого сделать».
«Полагаю, два этих события взаимосвязаны. Еще совсем недавно в планах правительства Молдавии была передача в концессию не только аэропорта Кишинева, но и аэропорта города Бельцы. Помимо этого, на основе ГЧП планировалось построить и реконструировать ряд других объектов: автовокзалы и станции, новый республиканский стадион, объездные дороги и парковки. Сейчас, судя по всему, эти планы приостанавливаются на неопределенный срок», – отмечает председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.
«У России, помимо «винной карты», есть еще приднестровский аргумент, но с Тирасполем наши связи уже не так близки, а теперь между РФ и Приднестровьем лежит «все более самостоятельная» Украина. Недавно она не пустила в Приднестровье партию вертолетов для возрождения миротворческой вертолетной эскадрильи в этой автономии», – отмечает Гагарин. Молдавия – аграрная страна, основной промышленный потенциал которой сосредоточен как раз в Приднестровье, добавляет эксперт.
Что значит Россия для Молдавии
«Россия играет значительную роль в экономике этой страны, во многом за счет переводов трудовых мигрантов. В 2011 году мигранты только по официальным данным перевели в Молдавию сумму в 23% от ВВП, а в реальности, думаю, свыше 50%. На Россию приходится почти половина. Но ситуация постепенно меняется, молдавские работники все больше зарабатывают на Украине, в Италии и других странах Европы», – отмечает Гагарин.
«Деньги от трудовых мигрантов приходят в основном из России – в этом году более 60% переводов через банки пришли из России. Однако бюджет живет благодаря денежной помощи от ЕС. Величина госдолга устойчиво увеличивается последние четыре года. Мы живем в кредит, и трудно сказать, как мы будем за него рассчитываться. Наши отношения с МВФ позволяют нам брать льготные кредиты в банках, например в Мировом банке и ЕБРР», – говорит Шеларь.
И самое важное – Молдавия целиком зависит от российских энергоресурсов, а Россия – основной рынок сбыта продукции молдавского сельского хозяйства и виноделия, так как в Европе эти продукты никому не нужны, отмечает Гагарин.
«Молдавия, которая еще 20 лет назад называлась цветущим садом, теперь называется самой бедной страной в Европе, – соглашается молдавский экономист Галина Шеларь. – Объем денежных переводов от наших трудовых мигрантов за последние 10 лет в семь раз превышает приток иностранных инвестиций в страну за те же 10 лет. Это прекрасно иллюстрирует то, каких «успехов» мы достигли. Даже работающий у нас человек живет зачастую или у черты, или за чертой бедности, что толкает население Молдовы уезжать на заработки за пределы страны». По данным ВОЗ, Молдавия – самая бедная страна не только в Европе, но и в СНГ.