По данным источника, знакомого с материалами РЖД, компания может потерять до 93,2 млрд рублей в 2014 году от нулевой индексации тарифов. Кроме того, компании грозят и другие потери.
Убыток РЖД при нулевой индексации грузовых тарифов в 2014 году может достичь двузначной цифры
В частности, она будет вынуждена сократить 62,1 тыс. сотрудников, что сопоставимо с кризисными явлениями 2009 года, передает РИА «Новости». Помимо этого, в РЖД предупреждают, что заморозка тарифов влечет риски ухудшения безопасности перевозок, а также может привести к трехкратному падению инвестиционной программы – до уровня 124 млрд рублей. Компания лишится как собственных, так и заемных средств. Объемы капремонта могут снизиться более чем вдвое. Инвестпрограмма РЖД на 2014 год ранее планировалась в объеме 389 млрд рублей.
Глава РЖД Владимир Якунин в среду заявил даже, что инвестпрограмма сократится до четырех раз. По его словам, убыток РЖД при нулевой индексации грузовых тарифов в 2014 году может достичь двузначной цифры вместо ожидавшихся 1,7 млрд рублей прибыли.
Между тем правительство настаивает на заморозке тарифов. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам и ведомствам подготовить предложения по сохранению в 2014 году тарифов на услуги естественных монополий на уровне 2013 года. Минфин уже согласился сохранить ряд тарифов РЖД, Россетей и Газпрома в 2014 году на уровне текущего года.
Минэкономразвития поддерживает эту идею. По словам главы ведомства Алексея Улюкаева, с января 2014 года предполагается не индексировать тарифы на железнодорожные перевозки, а с июля 2014 года – не повышать тарифы на газоснабжение и на электроэнергию. Тарифы заморозят на год, причем как для промышленных потребителей, так и для населения.
В 2015 году тарифы на ж/д перевозки (с января), а также на газ и электроэнергию (с июля) повысятся, но только на уровень инфляции предыдущего года. А инфляция на 2014 год ожидается на уровне 5%. В итоге в 2014–2016 годах страна сможет сэкономить на этом в общей сложности 420 млрд рублей, заявил в интервью «Интерфаксу» Улюкаев. Так, в 2014 году общий эффект для экономики составит около 130 млрд рублей, в 2015 году – около 140 млрд рублей, в 2016 году – около 150 млрд рублей.
Причем, по его словам, больше всего в 2014 году выиграют именно потребители услуг РЖД. Грузоотправители получат порядка 70–80 млрд рублей. Для потребителей услуг газоснабжения и электроэнергетики (Газпрома и Россетей) эффект в следующем году ожидается менее значительный, так как нулевая индексация тарифов на газ и электроэнергию начнет действовать с июля.
По подсчетам МЭР, заморозка тарифов на год позволит повысить прогноз по росту ВВП РФ в 2014 году до 3% против ожидаемых сейчас 2,8%. При этом инфляция в 2014 году может уменьшиться на 0,4–0,5% по сравнению с нынешним прогнозом МЭР в 4,5–5,5%. И этот положительный тренд важен также для инвестиционного климата и снижения ставок по кредитам, отметил министр экономического развития.
Улюкаев при этом считает, что заморозка тарифов не должна существенно снизить инвестпрограммы монополий. Для этого ведомство готово помочь им и «обеспечить перенесение импульса экономии на их поставщиков». По словам Улюкаева, поставщики естественных монополий должны снижать свою ценовую компоненту, чтобы в условиях стагнации экономики в конкурентной борьбе получить гарантированный крупный заказ. С другой стороны, сами монополии должны оптимизировать свои расходы, как инвестиционные, так и операционные, добавил Улюкаев. Они должны задействовать свои внутренние резервы, считает министр экономического развития.
Между тем, по данным все тех же материалов, РЖД исчерпали внутренние резервы для повышения эффективности после того, как в 2013 году расходы компании были сокращены на 81,8 млрд рублей, а между тем бюджет 2014 года предусматривает дальнейшее сокращение еще на 46 млрд рублей. По словам источника, РЖД ожидают существенного снижения влияния мультипликативного эффекта инвестпрограммы компании как одного из локомотивов национальной экономики.
Завлабораторией бюджетного федерализма научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров сказал газете ВЗГЛЯД, что в краткосрочном периоде достичь того эффекта, о котором говорит МЭР, за счет заморозки тарифов на год вполне реально. «В тарифах естественных монополий зачастую закладывается сверхприбыль, поэтому заморозка тарифов поможет снять «верхний жирок». Это приведет к более умеренному росту цен, простимулирует увеличение потребления населением. Еще один эффект – это снижение издержек», – отметил он.
Но вот замораживать тарифы РЖД на несколько лет, по его мнению, бессмысленно. «С одной стороны, тарифы на ж/д перевозки не индексируются, но с другой – идут многомиллиардные вливания из бюджета в инфраструктурные проекты РЖД, – поясняет Владимир Назаров. – Поэтому лучше отпустить налог на прибыль для всех как раз на сумму тех субсидий, которые дают РЖД. Это даст эффект по всей экономике. Потому что от снижения тарифов РЖД выиграют только те компании, у которых высокая доля транспортных расходов. Но вот IT-компаниям, например, от заморозки тарифов на услуги РЖД ни жарко ни холодно».
Менеджер по работе с подрядчиками FM Logistic Радмила Тейфель считает оправданным решением заморозить повышение тарифов (в том числе на ж/д транспорт) только для населения. А вот для коммерческих потребителей тарифы на услуги естественных монополий, по ее мнению, должны расти как минимум на уровне инфляции.