Госдума поторопится
«До конца 2013 года будут приняты поправки в Воздушный кодекс, которые будут способствовать снижению стоимости авиаперевозок», – сообщил в пятницу секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер нижней палаты парламента Сергей Неверов (цитата по РИА «Новости»).
До конца 2013 года будут приняты поправки в Воздушный кодекс, которые будут способствовать снижению стоимости авиаперевозок
Речь идет о законопроекте, дающем авиаперевозчикам право изменить порядок и условия возврата денег за авиабилеты в случае отказа пассажиров от перелета. Он был внесен в Госдуму в середине июня. Согласно ему деньги за авиабилеты пассажирам будут возвращать только в случае отказа от них за трое суток до окончания времени регистрации на рейс. В качестве основного правила предлагается установить, что «в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за 72 часа до окончания установленного в соответствии с правилами времени регистрации пассажиров на рейс пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов».
Исключением из этого правила станут случаи, когда стоимость авиаперевозки рассчитывалась на основании тарифов, «имеющих условие об их невозвратности». При этом первый зампред думского комитета по транспорту Виталий Ефимов призвал не допустить ситуацию, когда возврата билетов не будет, а цены все равно не снизятся. «Нужно посмотреть механизм, который бы заставил владельцев авиакомпаний (в этом случае) снижать цены на билеты», – заявил первый зампред комитета.
Как это будет работать
Эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров рассказывал, как это будет работать. По его словам, при расчете экономики рейса авиакомпании исходят из того, что каждый четвертый билет продан не будет. Таким образом, стоимость перелета делится не на 100% кресел, а на 75–80%. При введении невозвратных тарифов компания сможет заблаговременно продавать какую-то часть (20–30%) билетов по низким ценам. Это приведет к снижению цен и на остальные билеты, так как часть денег за рейс уже собрана, и риск ниже, передают «Вести».
«Идея такая: подобные билеты должны продаваться со скидкой 20–25% (по крайней мере, на этом будет настаивать ФАС). В настоящее время авиаперевозчики, зная примерную долю возврата на каждом авианаправлении, закладывают ориентировочную сумму недополученной прибыли от этого в стоимость авиабилетов в целом. Соответственно, именно на эту сумму в совокупности должны предоставляться скидки на невозвратные билеты. Доля предлагаемых невозвратных билетов в общем количестве, вероятно, будет определяться уровнем конкуренции на каждом конкретном маршруте», – в свою очередь пояснила газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Кира Завьялова.
По данным заместителя министра транспорта Валерия Окулова, отмена запрета на невозвратные билеты позволит уменьшить цены на авиабилеты в эконом-классе на 10%.
Слова Неверова в пятницу последовали за сообщениями в СМИ, что проблемой дорогих авиабилетов заинтересовалась Генпрокуратура. По данным газеты «Ведомости», генеральный прокурор России Юрий Чайка 18 июля направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором указал на использование российскими авиакомпаниями устаревших нормативных актов и навязывание пассажирам дополнительных услуг, что сказывается на стоимости перевозок. Впрочем, представители авиационного сообщества назвали претензии Чайки совершенно необоснованными.
Что еще нужно
Тем не менее, авиаперевозчики давно просили государство принять ряд мер, которые позволили бы снизить цены на билеты. В разное время поднимались разные темы, например, авиакомпании хотели отмены НДС, что привело бы, по словам генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, к снижению стоимости на 7%. Но эту идею отверг Минфин.
Кроме того, целесообразно было бы добиться отмены обязательного положения о бесплатном провозе багажа и предоставления питания на борту. Как отмечает Гусаров, эти меры имеют смысл на полетах небольшой дальности, в пределах часа или двух полета: на этих рейсах людям не обязательны такие услуги, и при необходимости желающие могут приобрести их за плату.
Также на цену повлияет и разрешение приглашать иностранных пилотов. «Законодательство не позволяет привлекать пилотов из-за границы, даже из СНГ. Если создавать лоукостер с парком минимум в 15 самолетов, то нужно 80 пилотов. У нас есть предварительные контракты с квалифицированными пилотами из Украины и Казахстана, которые хотят вернуться в Россию, но нынешнее законодательство этого не позволяет», – говорил Виталий Савельев.
В основном лоббирует эти изменения в законодательстве «Аэрофлот». Это не случайно, поскольку «Аэрофлот» активно готовится вывести на рынок новую компанию-лоукостер, которая может начать работать уже в 2014 году. «Экономичность бизнес-модели, в том числе отказ от ряда удобств, которые многие пассажиры считают несущественными, сделает возможным дисконт по сравнению с традиционными перевозчиками в размере 20–40% и даже ценовую конкуренцию с железнодорожным транспортом», – говорится в сообщении «Аэрофлота».
Государство и со своей стороны пытается добиться снижения цен на авиабилеты, особенно это касается региональных перелетов. Как пример можно привести пилотный проект в Приволжском федеральном округе, где федеральный и региональный бюджет взяли на себя субсидирование половины стоимости перелета в пределах округа. Недавно правительство продлило срок действия программы и выделило дополнительные деньги. Неверов сказал, что для Госдумы остается важным вопросом господдержка льготных авиаперевозок, которая должна распространиться на максимальное количество регионов.
По словам Романа Гусарова, все предложенные меры не могут повлиять на цену глобально. Для радикального снижения стоимости нужны развитие второстепенных аэропортов, развитие конкурентной среды. «Существенная статья расходов для российских авиаперевозчиков, в отличие от западных, – это плата за инфраструктуру. Аэропортовые сборы в России высокие из-за отсутствия альтернативных аэропортов», – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик ФГ БКС Игорь Краевский. Он добавляет, что НДС в 18% – тоже большая статья расходов для российских авиакомпаний. Европейские перевозчики не платят НДС.
Еще один важный момент – стоимость авиатоплива. «В европейской части России цены на топливо паритетные с Европой. На Дальнем Востоке все значительно хуже. Там отмечается нехватка авиакеросина, который приходится возить из других частей страны. В итоге цена на топливо там выше из-за транспортной доставки. Плюс из-за низкой конкуренции. Там работают всего два нефтепереработчика: Роснефть и группа «Альянс». Поэтому необходимо развивать переработку нефти на Дальнем Востоке», – отмечает эксперт БКС.
В краткосрочной перспективе будет до конца решен вопрос с разрешением найма иностранных пилотов, что снизит стоимость привлечения высококвалифицированных специалистов, отмечает Кира Завьялова. «В более отдаленном будущем должно помочь субсидирование убыточных авиамаршрутов и расширение аэропортовой инфраструктуры. Последнее особенно важно, так как расходы на аэропортовое обслуживание могут достигать 30% совокупных расходов (без учета авиатоплива), при этом авиаперевозчики не могут контролировать рост этой статьи расходов», – говорит аналитик.