Украинское правительство накануне опубликовало проект соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, которое, как рассчитывают в Киеве, будет подписано в ноябре.
Отдельные украинские производители могут серьезно пострадать, хотя в целом российский рынок вряд ли будет полностью закрыт для украинского бизнеса
На Украине завершаются внутригосударственные процедуры, связанные с подготовкой соглашения к подписанию, отметили в правительстве, подчеркнув, что «по заключениям министерства юстиции, проект соглашения об ассоциации отвечает конституции страны, действующему законодательству и практике реализации договорных обязательств».
На уровне Европейского союза также происходят соответствующие согласительные процедуры, продолжается лингвистически-правовая проверка текстов проекта соглашения на украинском языке и языках стран ЕС и т.д.
В сентябре-октябре Украина планирует завершить формирование законодательной базы, направленной на структурные изменения в экономике и социальной сфере, для заключения ассоциации с ЕС, говорил ранее глава правительства страны Николай Азаров.
По его словам, приоритетной задачей кабинета министров остается подготовка законопроектов, связанных с усовершенствованием избирательного законодательства, реформированием системы правосудия и правоохранительных органов, а также документов, направленных на борьбу с коррупцией и улучшение бизнес-климата.
«Многие из этих законопроектов согласованы с европейскими институтами, в частности с Венецианской и Европейской комиссией. После окончательной обработки они будут внесены в Верховную раду, которая, надеюсь, их утвердит в сентябре-октябре до Вильнюсского саммита», – сказал премьер. Новая сессия парламента открывается 8 сентября.
Украина и ЕС начали переговоры о новом соглашении еще в 2007 году, а переговоры о создании зоны свободной торговли – в феврале 2008 года. На саммите Украина – ЕС в Париже в сентябре 2008 года Украина не получила гарантий вступления в ЕС. Вместо этого было одобрено решение о том, что новый документ, регламентирующий отношения Украины и ЕС, будет называться «Соглашение об ассоциации».
В марте 2012 года Украина и ЕС парафировали соглашение об ассоциации и ЗСТ, оставалось внести лишь технические правки.
Суть соглашения
«Соглашение об ассоциации состоит из двух частей. Первая – это соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, вторая часть предусматривает институциональные изменения, которые должны произойти на Украине», – рассказывает газете ВЗГЛЯД исполнительный директор международного Фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко, проанализировавший текст опубликованного договора.
По его словам, для Украины особенно важна вторая часть соглашения об институциональных изменениях. В долгосрочном плане это должно улучшить бизнес-климат в стране, привлечь инвестиции и дать дополнительный импульс для дальнейшего экономического роста Украины, отмечает Устенко.
Однако институциональная часть соглашения начнет работать с серьезной задержкой. Потому что после того как соглашение об ассоциации будет ратифицировано Верховной радой Украины в ноябре этого года, потребуется ратификация его всеми странами – членами Европейского союза. На это может уйти 3–5 лет, указывает эксперт.
Кроме того, Украина ожидает, что для нее будут открыты средства европейских фондов для реформирования судебной системы, ЖКХ и т.д. «Но эти моменты нечетко прописаны в договоре и остаются в зоне риска. Одно дело – присоединяться к ЕС, стать его членом и на законных основаниях получить доступ к фондам ЕС. Но речи о членстве Украины в ЕС точно не идет», – говорит украинский экономист.
Что касается договора о зоне свободной торговли, то, как говорится в опубликованном тексте договора, Верховная рада Украины должна ратифицировать соглашение в ноябре, потом подать его на депозитарное хранение в Брюссель. «После этого уже через два месяца начинает действовать зона свободной торговли. Это означает, что Украина присоединяется к техническим регламентам и фитосанитарным нормам, которые действуют в ЕС, а также происходит обнуление таможенных пошлин между сторонами», – отмечает Олег Устенко.
«Полагать, что европейцы борются за украинский рынок, мягко говоря, наивно. Рынок Украины – это 180 млрд долларов ВВП за 2012 год, тогда как рынок РФ – это более 2 трлн долларов ВВП, а рынок ЕС превышает 15 трлн долларов ВВП», – отмечает Устенко.
«Зато Украина со своей стороны получает возможность выйти на огромный европейский рынок со своей продукцией. Не исключено перемещение части производств из Восточной Европы на территорию Украины, где более дешевая рабочая сила и такая же производительность труда при условии, что будут происходить институциональные изменения в стране», – отмечает положительные последствия Олег Устенко.
«Договор об ассоциации предусматривает некие временные переходы. В частности, обнуление пошлин произойдет не сразу, а в течение пяти лет, введение различных стандартов также не будет моментальным. Но все это сопряжено с колоссальными затратами для украинских предприятий», – указывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
#{ussr}Так, зоной риска для украинских предприятий в случая реализации европейского сценария является вопрос экологических норм, внедряемых ЕС. «Экостандарты Украины должны быть доведены до европейского уровня, что сопряжено с колоссальными инвестициями для бизнеса. В договоре четко прописано, что в случае недоведения украинских предприятий до экостандартов, которые действуют в ЕС, производство может быть даже закрыто. Вопрос – смогут ли выдержать конкурентную борьбу все украинские химические, металлургические и машиностроительные предприятия?» – указывает Устенко.
По его словам, присоединение Украины к техническим регламентам и фитосанитарным нормам ЕС также сопряжено с рисками для экспорта украинских товаров в ТС и РФ. «Россия уже активно вытесняет украинских экспортеров, которые так долго работали с оборонно-промышленным комплексом РФ. Но это лишь первая ласточка. ТС и РФ неоднократно заявляли, что в случае европейской интеграции Украины будут активней внедрять программы импортозамещения», – отмечает Устенко.
Кроме того, ТС и РФ планируют ввести собственные технические регламенты и фитосанитарные нормы, которые обещают быть более строгими, чем в ЕС. «Это означает, что Украине будет сложнее реализовывать свою продукцию на территории ТС и РФ, учитывая, в том числе, дополнительные затраты на введение новых стандартов на производстве», – говорит украинский экономист. По его мнению, отдельные украинские производители могут серьезно пострадать, хотя в целом российский рынок вряд ли будет полностью закрыт для украинского бизнеса.
Отношения с ТС
Украина – экспортно-ориентированная страна. По статистике 2012 года на долю РФ приходится 25,8% украинского экспорта и почти столько же – на долю ЕС. Оба рынка для Украины важны. «Отличие в том, что на рынке РФ реализуется украинская продукция с более высокой добавленной стоимостью, в частности украинского машиностроения. В прошлом году Украина получила более 7 млрд долларов от экспорта машиностроительной продукции в РФ», – рассказывает Олег Устенко.
«Тогда как на территории ЕС реализуется украинская продукция с меньшей добавленной стоимостью, в частности химической и металлургической промышленности. То есть все то, что очень сильно зависит от колебаний на внешних рынках. Когда в ЕС меньше строят или выпускают автомобилей, падают спрос и цены на металлургическую продукцию, что сильно бьет по украинским производителям», – отмечает экономист.
Россия настойчиво предлагала Киеву присоединиться к ТС, обещая хорошую скидку на газ. Однако Украина не желает становиться членом ТС, так как в этом случае не смогла бы подписать с Евросоюзом соглашение об ассоциации, частью которого является положение о зоне свободной торговли.
Вместе с тем Украина боится оказаться в экономической изоляции от России. Без доступа к российским ресурсам и рынкам украинской экономике придется крайне тяжело, признал в конце прошлого года президент страны Виктор Янукович. «Мы хорошо понимаем: если мы не найдем инструмента сотрудничества с ТС, мы можем многое потерять, что сегодня недопустимо для экономики Украины», – сказал украинский президент.
Киев пытается договориться о сотрудничестве с ТС в формате «три плюс один». Это означает, что Украина не становится членом ТС, а лишь постепенно присоединяется к некоторым его правилам. По сути, Украина требует внесения в нормативные документы ТС специальных оговорок в отношении себя. Но Москву это не прельстило.
Между тем накануне представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов заявил, что в проекте ассоциации с ЕС есть статья 39, которая предусматривает право Киева заключать другие таможенные союзы. «Очевидно, включая Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. А также заключать другие соглашения о ЗСТ», – сказал он.
Впрочем, Суслов подчеркнул, что Украина может заключать такие союзы, только если это не будет противоречить нормам, содержащимся в соглашении об ассоциации с ЕС. По его словам, такие противоречия могут возникнуть в сфере технического регулирования и использования тех или иных стандартов.
«Опираясь на эту норму, мы могли бы продолжать движение в сторону ТС. Я не могу сказать однозначно, что это политическое решение закончится полным членством Украины в ТС. Но присоединение к любому соглашению предусматривает в той или иной форме частичное членство», – добавил он.