«У нас нет пока и оптимизма по поводу исполнения бюджета в текущем году. По оценке ФНС и ФТС, недопоступление доходов может составить в этом году, я скажу страшную цифру, до триллиона рублей. Потому что есть вопросы по поступлениям НДС, налога на прибыль, а также по поступлению источников от приватизации», – заявил министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании Кабинета министров, где обсуждаются основные направления бюджетной политики страны до 2016 года.
По оценке ФНС и ФТС, недопоступление доходов может составить в этом году, я скажу страшную цифру, до триллиона рублей
По плану, дефицит бюджета в 2013 году должен был составить лишь 521,4 млрд рублей или 0,8% ВВП. Теперь к ним прибавляется триллион рублей.
По словам Силуанова, если сбудутся эти риски, государству придется замещать недостающие доходы средствами нефтегазовых доходов в этом году. «А если так произойдет, то мы не сможем сформировать Резервный фонд в том объеме, который мы изначально планировали на текущий год», – объяснил министр. Скорее всего, речь идет о дополнительных нефтегазовых доходах, которые должны были бы пойти в Резервный фонд, создающий «подушку безопасности» для экономики страны.
«Нужно четко осознавать складывающуюся сегодня ситуацию, которая заключается в следующем: в текущем году нам не удастся скорректировать бюджет в сторону увеличения», – сказал министр.
Кроме того, по его словам, «тенденция в горизонте трех лет говорит о том, что необходимо оптимизировать те принятые обязательства, которые мы сегодня исполняем».
«У нас не так много времени с тем, чтобы подготовиться к возможному длительному ухудшению ситуации, а бюджет принят с достаточно большими расходными обязательствами. Мы уже сегодня должны работать над тем, чтобы такие обязательства оптимизировать и сокращать не только для бюджета на 2014–2016 годы, но и на последующие годы», – заявил Силуанов.
Если бюджет не получит запланированные от приватизации доходы в перспективе трех лет, то к 2016 году Резервный фонд снизится до 3,8% ВВП вместо ожидаемого пополнения фонда к этому сроку до 5,1% ВВП. Поэтому Силуанов призывает четко выполнить приватизационный план и обеспечить запланированные поступления в казну от продажи госпакетов.
Премьер Дмитрий Медведев согласился, что «показатели, которые приняты за основу нынешнего бюджета, отличаются от прошлогодних и, к сожалению, не в лучшую сторону», что связано с ухудшением экономической ситуации. В связи с этим он потребовал правительство предусмотреть источники погашения бюджетного дефицита в случае его увеличения. «При этом мы обязаны сохранять объем госдолга на экономически безопасном уровне», – добавил Медведев.
Вдвое больше
Еще в марте Минфин делал прогноз, что дефицит бюджета на 2013 год может превысить запланированный уровень в 0,8% ВВП. Тогда назывались две причины такой ситуации. Первая – неожиданно большой объем возмещения НДС, около 1,5 трлн рублей, что связывают с заканчивающимися крупными стройками к АТЭС и Олимпиаде в Сочи. Из-за этого бюджет недополучит около 130 млрд рублей ненефтегазовых доходов.
Вторая причина – «неправильная» приватизация. Власти решили не продавать госкомпании по заниженным ценам, а просто провести докапитализацию, из-за чего бюджет теряет еще порядка 350 млрд рублей дохода.
В итоге в марте ведомство подсчитало, что бюджет на 2013 год может недополучить доходы почти на 500 млрд рублей. Эксперты говорили, что это приведет к росту дефицита с 0,8% до 1,5%. Теперь объем недополученных доходов увеличился вдвое, и называется еще одна причина в дополнение к двум «старым» – резкое снижение поступлений налога на прибыль, из-за которого бюджет потеряет, получается, еще 500 млрд рублей.
Впрочем, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова указывает, что эти полтриллиона рублей бюджет может потерять из-за недополучения не только налогов на прибыль, но и НДС. «Объясняется это негативной динамикой прибыли крупнейших налогоплательщиков, которая обусловлена стагнацией производства и снижением спроса на российский экспорт у основного торгового партнера нашей страны – Европы», – говорит Желаннова. Наблюдается снижение доходов от экспорта нефти и снижение доходностей основных налогоплательщиков страны, в том числе Газпрома, Роснефти и РЖД.
Еще одна причина снижения налоговых поступлений – появление консолидированных групп налогоплательщиков, механизма легальной оптимизации налоговой нагрузки в крупных холдинговых структурах, добавляет директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Хотя аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян не ожидает в этом году сильного падения поступлений от налога на прибыль – максимум до 10% относительно прошлого года, но соглашается, что в целом ситуация с бюджетом серьезная.
Если бюджет недополучит 1 трлн рублей, то дефицит практически утроится, превысив 2% ВВП, считает Вайсберг, а Желаннова не исключает роста дефицита до 2,5% ВВП. Авакян оптимистичней и ждет дефицита лишь в 1,5% ВВП.
Ждем девальвации и инфляции
«Потеря 1 трлн рублей грозит дальнейшим ослаблением рубля, поскольку государство не может отказаться от исполнения социальных обязательств, финансируемых из бюджета. В свою очередь дешевая валюта раскручивает инфляционную спираль, от чего страдают граждане», – говорит Желаннова.
Простым россиянам, которые зависят от бюджетных выплат, пока ничего не грозит, отмечает Вайсберг. «Бюджет нацелен экономить путем переноса капитальных расходов на будущие периоды. Какое-то время эта мера будет работать, защищая социальные статьи», – поясняет он.
«На мой взгляд, сейчас наблюдается серьезное расхождение между мерами бюджетной и экономической политики. Мы спасаем бюджет путем мягкой девальвации, но экономическому росту это никак не способствует. Другое измерение проблемы – бюджетное правило, которое, получается, работает ненадлежащим образом», – считает Валерий Вайсберг.
Впрочем, пока что у правительства достаточно ресурсов для покрытия дефицита, считает Авакян. «Однако если не будут проведены структурные реформы в экономике и стимулирование роста, то новых источников доходов, кроме как повышение текущих налогов и сборов, у правительства просто не будет», – полагает он.
Но Минфин уже предложил меры для оптимизации бюджета на следующие три года. Во-первых, надо снизить трансферт Пенсионному фонду, во-вторых, сократить расходы на госзакупки на 5%, и наконец, «сдвинуть вправо» часть расходов по госпрограмме вооружений.
Причем основным маневром является именно уменьшение трансферта в ПФР за счет отмены льгот по уплате страховых взносов и «за счет тех остатков от прогноза поступлений из соответствующих фондов, которые выше, чем мы изначально планировали». Плюс за счет снижения расходов на валоризацию пенсий.