Экономика

4 июля 2013, 08:47

Шереметьево, Домодедово и Внуково добавят четвертый аэропорт

Фото: Reuters

Для управления Шереметьево, Домодедово и Внуково будет создана новая госкомпания, может появиться четвертый аэропорт для лоукост-перевозок. Всего на развитие московского авиаузла надо 520 млрд рублей инвестиций до 2030 года. По оценкам Минтранса, не хватает 220 млрд рублей. Если число пассажиров продолжит расти, отсутствие должного финансирования приведет к транспортному коллапсу уже через три года.

В среду на совещании президента обсуждалось развитие трех московских аэропортов, которые планируется объединить в единый московский авиационный узел.

Дефицит финансирования развития МАУ при стабильном росте объема авиаперевозок приведет к транспортному коллапсу

Президент РФ Владимир Путин потребовал решить вопрос с прозрачностью структуры собственности московских аэропортов. «Необходимо, чтобы все участники проектов находились в российской юрисдикции и с известными бенефициарами. Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет, в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры и за что отвечает в конечном итоге», – заявил в ходе совещания о развитии московского авиационного узла Владимир Путин.

Сейчас в московском авиаузле один полностью частный аэропорт – Домодедово. Его владельцем в мае 2011 года был назван председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. Он был 100-процентным бенефициаром DME Limited, владеющей и управляющей Домодедово и зарегистрированной на острове Мэн. В феврале 2012 года эта офшорная компания была закрыта, активы переведены в кипрский офшор Verulia, а Каменщик уверял, что является наемным менеджером.

Четверть пакета акций аэропорта Внуково принадлежит компании «Внуково-инвест», которой, в свою очередь, владеет зарегистрированная на Кипре Morimoto Limited. Кипрской компании принадлежат 79,93% акций «Внуково-инвест». По неофициальным данным, владельцем Morimoto Limited является Виталий Ванцев с партнерами.

Государству принадлежит 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево», 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% плюс одна акция «Международного аэропорта Внуково». В федеральной собственности находится и вся аэродромная инфраструктура Внуково и Шереметьево.

Путин на совещании также потребовал соблюдать планы по развитию аэродромной инфраструктуры московского авиаузла, заложенные в Федеральной целевой программе по развитию транспорта. Он предупредил о недопустимости перекладывании затрат на плечи пассажиров, и напомнил о важности строительства автомобильных и железных дорог, ведущих в аэропорты. По его словам, для этого принципиально важно найти общий язык между аэропортами, инфраструктурными компаниями и органами власти, а также координировать совместные действия.

Новая госкомпания и новый аэропорт

Для управления развитием аэропортов Москвы будет создана единая госкомпания, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов. По его словам, имущество РФ в виде взлетных полос и других частей аэропортовых комплексов будет сначала консолидировано, а потом передано в концессиональное управление. Госкомпания будет заниматься контролем того, как концессионер использует взятое имущество и насколько это соответствует заключенным соглашениям.

Кроме того, в состав московского авиаузла в обозримой перспективе может войти четвертый аэропорт, сообщил Соколов. В новой точке МАУ логичнее всего будет развивать лоукост-перевозки, считает глава Минтранса.

«Сегодня три основных московских аэропорта (Внуково, Домодедово и Шереметьево) не смогут в перспективе до 2030 года полностью удовлетворить весь спрос, поэтому, в принципе, нужно параллельно рассматривать вопрос о строительстве или создании еще одной точки», – сказал министр.

Соколов к 2030 году ожидает роста пассажиропотока через МАУ с нынешних 64 млн человек практические втрое – до 180 млн человек. С учетом модернизации системы организации воздушной системы максимальная пропускная способность составит всего 144 млн человек. «Пассажиропоток не уложится в рамки существующих аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово», – сказал министр.

Четвертый аэропорт может быть построен полностью с нуля либо переквалифицирован на базе аэропорта военного назначения. Среди возможных вариантов рассматривается Ермолино в Калужской области и аэропорт в Клину. Губернаторы Тверской и Владимирской областей также предлагали свои военные аэропорты для этих целей, отметил Соколов.

Денег не хватает

Общий объем инвестиций в развитие аэропортов московского авиаузла до 2030 года оценивается в 520 млрд рублей, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник.

Из них 320 млрд рублей необходимо направить на развитие внешней наземной инфраструктуры – автомобильных и железнодорожных дорог, а также аэродромов, говорится в отчете консультантов российского правительства, подготовленном к совещанию по развитию МАУ.

Согласно отчету, из бюджетов разных уровней должен быть выделен 151 млрд рублей, из них 90 млрд рублей – на инфраструктуру. Однако не хватает еще 360 млрд рублей (из них 218 млрд рублей – на инфраструктуру), которые предлагается найти в виде заемного финансирования. Консультанты предполагают, что для развития аэропортов будут использоваться прямые займы, выпуск облигаций, средства Пенсионного фонда, инвестиционных фондов и частных инвесторов, передает «Интерфакс».

При этом, как заявил министр транспорта Максим Соколов, Минтранс оценивает нехватку денежных средств для развития московского авиаузла в 220 млрд рублей, «эти средства мы должны будем в той или иной степени привлечь за счет внебюджетных источников», передает «Прайм».

В состав московского авиаузла в обозримой перспективе может войти четвертый аэропорт, где логичнее всего будет развивать лоукост-перевозки

Между тем Росавиация отмечала, что в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» в 2013–2016 годах на объекты МАУ будет потрачено более 38 млрд рублей. Тогда же ведомство оценивало недостаток средств для развития непосредственной инфраструктуры МАУ в эти годы более чем в 73 млрд рублей.

До 2017 года правительство предварительно согласовало выход из капитала аэропортов Шереметьево и Внуково. Однако приватизация этих активов даст не более 30 млрд рублей, отметил источник ИТАР-ТАСС.

«В связи с этим предлагается полный пересмотр схемы финансовых отношений в рамках МАУ, в том числе изменение арендных ставок на аэродромное имущество, изменение структуры аэропортовых тарифов с неизбежным переносом нагрузки на авиакомпании и в конечном итоге – на пассажира», – сказал источник, добавив, что предложение соответствует мировой практике.

Кроме того, предлагается использование механизма возвратного финансирования и привлечение частного капитала не только в развитие терминальных площадей и аэродромного имущества, но и в систему аэронавигационного обеспечения.

По словам собеседника, дефицит финансирования развития МАУ при стабильном росте объема авиаперевозок приведет к транспортному коллапсу. Резервы пропускной способности МАУ по «воздуху» могут быть исчерпаны уже в 2016 году. «С 2017 года возможен коллапс и на подъездах к аэропортам, – утверждает источник. – Превышение уровня трафика в 87 млн пассажиров ежегодно сделает поездку в аэропорт лотереей». Аэродромная инфраструктура подойдет к пределу примерно в 2022 году, указывает он.

Логика чиновников

Власти решили объединить московские аэропорты под одной управляющей компанией еще в 2011 году. По их логике, из-за роста пассажиропотока через несколько лет они выйдут на предел пропускной способности. Объединение, по мнению чиновников, не только повысит инвестиционную привлекательность аэропортов, но и позволит найти средства для их развития.

Однако создание монополии на столичном рынке аэропортов поддерживают далеко не все. Кроме того, владельцы частного аэропорта Домодедово были явно не в восторге от такого объединения. После этого правительство даже рассматривало возможность объединить не три, а только два аэропорта с госучастием: Шереметьево и Внуково. Однако, судя по всему, в итоге пришли к первоначальному варианту.

Логика правительства, пытающегося консолидировать активы МАУ, вполне понятна, считают эксперты. «Во-первых, конкуренция трех столичных аэропортов делает государственные инвестиции менее эффективными. Во-вторых, под условную монополию трех столичных аэропортов с рынка гораздо проще привлечь средства, чем под конкурирующие проекты», – говорит BBC главный редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Однако некоторые эксперты выступают против монополизации и за сохранение конкуренции между аэропортами. «То, что московские аэропорты развиваются, объясняется исключительно тем, что они конкурируют между собой. Если эта конкуренция исчезнет, то будет неизбежная монополизация сервисов, неизбежное повышение стоимости услуг, неизбежное понижение качества и удорожание всевозможных издержек», – полагает генеральный директор «Инфомост-Консалтинг» Борис Рыбак.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Суд арестовал директора пансионата после гибели от отравления шести человек
Темы дня

«План Зеленского» оказался вбросом и имитацией

«Кремль воспримет украинскую версию как издевательство или вброс». Такими словами эксперты комментируют очередной «мирный план», представленный главой киевского режима Зеленским. Что содержит этот документ и почему он не может являться реальной основой для урегулирования украинского кризиса?

США принуждают Европу к свободе слова

Невиданное доселе событие произошло в западном мире – Соединенные Штаты ввели санкции против своих ближайших союзников, европейцев. СМИ уже называют происходящее «новой холодной войной» – причем не с Россией, а с Европой. Что стало причиной столь острого конфликта между Европой и США?

ГУР Минобороны Украины начало кампанию против Генштаба ВСУ

Глава МИД Эстонии пригрозил расстрелять «зеленых человечков» на границе

Бывший посол Норвегии похвалил уровень жизни в Москве

Новости

Макрон анонсировал январские переговоры по гарантиям безопасности Украине

Переговоры по предоставлению Украине гарантий безопасности будут возобновлены во французской столице в начале следующего года, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Критические повреждения остановили работу «Укрнафты»

После серии взрывов были остановлены производственные мощности крупнейшей нефтедобывающей компании Украины «Укрнафты», детали о характере повреждений не разглашаются.

Импорт из ЕС в Россию впервые превысил экспорт

За первые девять месяцев 2025 года отрицательное сальдо торгового баланса России с Европейским Союзом составило 0,5 млрд евро.

Путин попросил Набиуллину почаще посещать заседания правительства

Президент России Владимир Путин подчеркнул важность более регулярного участия главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в заседаниях кабмина, обратившись к ней во время встречи с правительством.

Авиаэксперт объяснил значение отечественного двигателя для самолета «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства может произвести революцию в малой авиации России и связать отдаленные населенные пункты, рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Путин вручил государственные награды выдающимся деятелям России

В Екатерининском зале Кремля проходит торжественная церемония награждения, на которой президент Владимир Путин вручает высшие государственные награды заслуженным деятелям культуры, науки и других сфер.

Путин поручил поднимать флаг России на всех спортивных соревнованиях

Президент России Владимир Путин поручил утвердить поправки, устанавливающие обязательное поднятие государственного флага на соревнованиях, и постоянное его размещение на спортивных объектах в России.

Постпред США при НАТО Уитакер заявил о согласовании гарантий безопасности Киеву

Основное внимание переговоров между США и Киевом уделяется вопросам разделения территорий, поскольку гарантии безопасности уже практически согласованы, заявил постоянный представитель США при НАТО Мэтью Уитакер.

Америка возобновила военную помощь Грузии после долгого перерыва

Правительство США выделило Минобороны Грузии грант в объеме около 10 млн долларов, сообщает в среду imedinews.ge, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ ликвидировала готовившего теракт на нефтепроводе в Тюменской области

В Тюменской области был нейтрализован гражданин России, пытавшийся совершить теракт по заданию украинских спецслужб на объекте ПАО «Транснефть», сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России.

Медведь возглавил рейтинг символов России в соцсетях

Медведь вновь оказался самым популярным национальным символом России в соцсетях, при этом вовлечённость по этой теме выросла на 34% по сравнению с прошлым годом, следует из данных исследования «Медиалогии».

Имущество бывшего замглавы Ростовской области обращено в доход государства

По решению московского суда имущество экс-замгубернатора Ростовской области Владимира Окунева обращено в доход государства, сообщила Генпрокуратура.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов