В среду на совещании президента обсуждалось развитие трех московских аэропортов, которые планируется объединить в единый московский авиационный узел.
Дефицит финансирования развития МАУ при стабильном росте объема авиаперевозок приведет к транспортному коллапсу
Президент РФ Владимир Путин потребовал решить вопрос с прозрачностью структуры собственности московских аэропортов. «Необходимо, чтобы все участники проектов находились в российской юрисдикции и с известными бенефициарами. Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет, в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры и за что отвечает в конечном итоге», – заявил в ходе совещания о развитии московского авиационного узла Владимир Путин.
Сейчас в московском авиаузле один полностью частный аэропорт – Домодедово. Его владельцем в мае 2011 года был назван председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. Он был 100-процентным бенефициаром DME Limited, владеющей и управляющей Домодедово и зарегистрированной на острове Мэн. В феврале 2012 года эта офшорная компания была закрыта, активы переведены в кипрский офшор Verulia, а Каменщик уверял, что является наемным менеджером.
Четверть пакета акций аэропорта Внуково принадлежит компании «Внуково-инвест», которой, в свою очередь, владеет зарегистрированная на Кипре Morimoto Limited. Кипрской компании принадлежат 79,93% акций «Внуково-инвест». По неофициальным данным, владельцем Morimoto Limited является Виталий Ванцев с партнерами.
Государству принадлежит 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево», 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% плюс одна акция «Международного аэропорта Внуково». В федеральной собственности находится и вся аэродромная инфраструктура Внуково и Шереметьево.
Путин на совещании также потребовал соблюдать планы по развитию аэродромной инфраструктуры московского авиаузла, заложенные в Федеральной целевой программе по развитию транспорта. Он предупредил о недопустимости перекладывании затрат на плечи пассажиров, и напомнил о важности строительства автомобильных и железных дорог, ведущих в аэропорты. По его словам, для этого принципиально важно найти общий язык между аэропортами, инфраструктурными компаниями и органами власти, а также координировать совместные действия.
Новая госкомпания и новый аэропорт
Для управления развитием аэропортов Москвы будет создана единая госкомпания, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов. По его словам, имущество РФ в виде взлетных полос и других частей аэропортовых комплексов будет сначала консолидировано, а потом передано в концессиональное управление. Госкомпания будет заниматься контролем того, как концессионер использует взятое имущество и насколько это соответствует заключенным соглашениям.
Кроме того, в состав московского авиаузла в обозримой перспективе может войти четвертый аэропорт, сообщил Соколов. В новой точке МАУ логичнее всего будет развивать лоукост-перевозки, считает глава Минтранса.
«Сегодня три основных московских аэропорта (Внуково, Домодедово и Шереметьево) не смогут в перспективе до 2030 года полностью удовлетворить весь спрос, поэтому, в принципе, нужно параллельно рассматривать вопрос о строительстве или создании еще одной точки», – сказал министр.
Соколов к 2030 году ожидает роста пассажиропотока через МАУ с нынешних 64 млн человек практические втрое – до 180 млн человек. С учетом модернизации системы организации воздушной системы максимальная пропускная способность составит всего 144 млн человек. «Пассажиропоток не уложится в рамки существующих аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово», – сказал министр.
Четвертый аэропорт может быть построен полностью с нуля либо переквалифицирован на базе аэропорта военного назначения. Среди возможных вариантов рассматривается Ермолино в Калужской области и аэропорт в Клину. Губернаторы Тверской и Владимирской областей также предлагали свои военные аэропорты для этих целей, отметил Соколов.
Денег не хватает
Общий объем инвестиций в развитие аэропортов московского авиаузла до 2030 года оценивается в 520 млрд рублей, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник.
Из них 320 млрд рублей необходимо направить на развитие внешней наземной инфраструктуры – автомобильных и железнодорожных дорог, а также аэродромов, говорится в отчете консультантов российского правительства, подготовленном к совещанию по развитию МАУ.
Согласно отчету, из бюджетов разных уровней должен быть выделен 151 млрд рублей, из них 90 млрд рублей – на инфраструктуру. Однако не хватает еще 360 млрд рублей (из них 218 млрд рублей – на инфраструктуру), которые предлагается найти в виде заемного финансирования. Консультанты предполагают, что для развития аэропортов будут использоваться прямые займы, выпуск облигаций, средства Пенсионного фонда, инвестиционных фондов и частных инвесторов, передает «Интерфакс».
При этом, как заявил министр транспорта Максим Соколов, Минтранс оценивает нехватку денежных средств для развития московского авиаузла в 220 млрд рублей, «эти средства мы должны будем в той или иной степени привлечь за счет внебюджетных источников», передает «Прайм».
В состав московского авиаузла в обозримой перспективе может войти четвертый аэропорт, где логичнее всего будет развивать лоукост-перевозки
Между тем Росавиация отмечала, что в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» в 2013–2016 годах на объекты МАУ будет потрачено более 38 млрд рублей. Тогда же ведомство оценивало недостаток средств для развития непосредственной инфраструктуры МАУ в эти годы более чем в 73 млрд рублей.
До 2017 года правительство предварительно согласовало выход из капитала аэропортов Шереметьево и Внуково. Однако приватизация этих активов даст не более 30 млрд рублей, отметил источник ИТАР-ТАСС.
«В связи с этим предлагается полный пересмотр схемы финансовых отношений в рамках МАУ, в том числе изменение арендных ставок на аэродромное имущество, изменение структуры аэропортовых тарифов с неизбежным переносом нагрузки на авиакомпании и в конечном итоге – на пассажира», – сказал источник, добавив, что предложение соответствует мировой практике.
Кроме того, предлагается использование механизма возвратного финансирования и привлечение частного капитала не только в развитие терминальных площадей и аэродромного имущества, но и в систему аэронавигационного обеспечения.
По словам собеседника, дефицит финансирования развития МАУ при стабильном росте объема авиаперевозок приведет к транспортному коллапсу. Резервы пропускной способности МАУ по «воздуху» могут быть исчерпаны уже в 2016 году. «С 2017 года возможен коллапс и на подъездах к аэропортам, – утверждает источник. – Превышение уровня трафика в 87 млн пассажиров ежегодно сделает поездку в аэропорт лотереей». Аэродромная инфраструктура подойдет к пределу примерно в 2022 году, указывает он.
Логика чиновников
Власти решили объединить московские аэропорты под одной управляющей компанией еще в 2011 году. По их логике, из-за роста пассажиропотока через несколько лет они выйдут на предел пропускной способности. Объединение, по мнению чиновников, не только повысит инвестиционную привлекательность аэропортов, но и позволит найти средства для их развития.
Однако создание монополии на столичном рынке аэропортов поддерживают далеко не все. Кроме того, владельцы частного аэропорта Домодедово были явно не в восторге от такого объединения. После этого правительство даже рассматривало возможность объединить не три, а только два аэропорта с госучастием: Шереметьево и Внуково. Однако, судя по всему, в итоге пришли к первоначальному варианту.
Логика правительства, пытающегося консолидировать активы МАУ, вполне понятна, считают эксперты. «Во-первых, конкуренция трех столичных аэропортов делает государственные инвестиции менее эффективными. Во-вторых, под условную монополию трех столичных аэропортов с рынка гораздо проще привлечь средства, чем под конкурирующие проекты», – говорит BBC главный редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Однако некоторые эксперты выступают против монополизации и за сохранение конкуренции между аэропортами. «То, что московские аэропорты развиваются, объясняется исключительно тем, что они конкурируют между собой. Если эта конкуренция исчезнет, то будет неизбежная монополизация сервисов, неизбежное повышение стоимости услуг, неизбежное понижение качества и удорожание всевозможных издержек», – полагает генеральный директор «Инфомост-Консалтинг» Борис Рыбак.