Экономика

23 июля 2013, 21:30

Глава ФАС подверг резкой критике компанию "РЖД"

Фото: ИТАР-ТАСС

РЖД «остаются типично советской монополией, в своих абсолютно советских проявлениях, и это очень жаль», заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Особенно он раскритиковал тарифную политику РЖД, которая, по его словам, прямо нарушает принципы конкуренции и вредит экономике страны. Эксперты, однако, не совсем согласны с Артемьевым.

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, в принятом некоторое время назад тарифном руководстве РЖД на перевозки грузов по железной дороге произошло столько изменений, что оно уже ничем не напоминает первоначальный документ.

Что такое исключительный тариф? Я везу какую-то продукцию по более высокому тарифу, вы по более низкому – какая конкуренция?

Существующее тарифное руководство РЖД – документ, где перечислены все тарифы железных дорог. Артемьев сравнил его с «изодранным тришкиным кафтаном», передает Прайм.

«Тришкин кафтан уже весь разодран, введение так называемых специальных исключительных тарифов то на одно, то на другое.... Весь этот кафтан уже изодран до той степени, что там уже виден «тришка» со всех сторон в этом кафтане. Понимаете, это уже не документ, а просто изломанное, отражающее влияние разных лоббистских групп на тарифы руководство, которое надо давно уже заменить новым и отказаться от этой исключительности», – заявил глава ФАС.

Исключительные тарифы, по его мнению, недопустимы, так как их предоставление одному игроку рынка искажает конкуренцию. «Что такое исключительный тариф? Это значит, что если у вас исключительный тариф, то у меня-то не исключительный. И вы меня ставите в какие условия? Да неконкурентные! Я везу какую-то продукцию по более высокому тарифу, вы по более низкому – какая конкуренция?» – сказал Артемьев. Поэтому, заключил он, этот документ не имеет никакого отношения к реальной себестоимости и к экономике.

«Во-вторых, тарифы на железнодорожные перевозки в последние годы, что бы ни говорили руководители железной дороги, они достигли уже... самых высоких мировых значений», – отметил Артемьев. По словам главы ФАС, сегодня ряд ретейлеров начали возить фурами овощи из Краснодарского края в Новосибирск. «При этом портя экологию, занимая дороги, создавая пробки. Но, тем не менее, это дешевле, чем провезти в вагоне на железной дороге рефрижератор», – заявил он.

К тому же, по мнению Артемьева, сама монополия не преуспела в вопросе поиска возможностей для внутренней экономии. «Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя, а сама монополия... не только не преуспела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют (в РЖД – прим. ВЗГЛЯД), они пустые», – сказал Артемьев, передает РИА «Новости».

По словам Артемьева, РЖД «остаются типично советской монополией, в своих абсолютно советских проявлениях, и это очень жаль». Он отметил, что раньше, в течение некоторого времени РЖД сотрудничали с ФАС и правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.

«Сейчас компания все блокирует, она ничем не сотрудничает, то есть примерно становится нашим вторым, уже железнодорожным, Газпромом, который, в общем, и не начинал никаких реформ», – констатировал глава ФАС.

Для развития РЖД, считает он, надо принять специальные программы экономии по аналогии с теми, которые в 80-е годы проводила британский премьер Маргарет Тэтчер.

Судя по всему, Артемьев говорит о перестройке госкомпаний, проведенной Тэтчер. Отношения государства с такими компаниями стали все больше строиться на основе контрактов. Госкомпании были выведены из системы искусственного благоприятного климата. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги больше не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Тэтчер старалась создать «здоровую конкуренцию» в сфере ценообразования, где в борьбе за клиентов компании вынуждены были снижать цену.

Между тем ФАС уже не первый раз предъявляет претензии РЖД. В прошлом году ведомство признало, что все антиконкурентные дела РЖД проиграли, тогда как у других компаний антимонопольная служба выигрывает лишь 85% дел.

В сентябре прошлого года ФАС заподозрила монополию в создании неравных условий для строителей железнодорожных путей в районе порта Приморск в Ленинградской области. Тогда же антимонопольная служба возбудила дело в отношении РЖД, ПГК и ВГК. В ФАС выяснили, что компания не предоставляла вагоны потребителям и завышала грузовые тарифы. В ноябре ФАС оштрафовала РЖД более чем на 2 млрд рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке грузовых перевозок.

При этом антимонопольная служба недовольна действиями РЖД в сфере не только грузовых, но и пассажирских перевозок. Служба по результатам плановой проверки обвинила во вторник Федеральную пассажирскую компанию в навязывании дополнительных услуг пассажирам, что является признаком нарушения антимонопольного законодательства. ФАС вынесла компании три предписания, говорится в сообщении ведомства.

Так, ФПК навязывала билеты в плацкартных вагонах пассажирских поездов дальнего следования по регулируемым государством тарифам с применением повышающих коэффициентов в связи с присвоением поезду категории «фирменный». Ведомство приводит список поездов, где были выявлены такие нарушения.

Кроме того, навязывалось приобретение дополнительных сервисных услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах повышенной комфортности.

И, наконец, ФПК отказалась продавать билеты от конечных до промежуточных станций от 45 суток до даты отправления поезда на двух маршрутах. ФПК необходимо устранить нарушения в срок до 16 августа 2013 года. «В случае невыполнения предупреждения в установленный срок будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства», – предупредили в ведомстве.

Довольно резкие заявления ФАС относительно РЖД не столь однозначны, считают эксперты. Тот же исключительный тариф не всегда можно считать нарушением, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «С точки зрения развития перевозки конкретных видов грузов или конкретных направлений дорожной инфраструктуры он может считаться благом», – говорит эксперт.

Кроме того, исключительные тарифы могут быть как запретительные (повышенные), так и поощрительные (пониженные). «И вряд ли корректно все тарифы под одну гребенку называть нарушающими конкуренцию. Ведь они распространяются не на конкретного оператора или грузовладельца, а распространяются на всех, кто возит определенные грузы или работает на определенном направлении», – добавляет Баранов.

Например, в 2010 году ФСТ РФ приняла решение об установлении исключительного тарифа в виде коэффициента 0,89 к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки универсальных контейнеров длиной 40 футов с комплектующими деталями для сборки легковых автомобилей. «Целью было привлечь дополнительные объемы перевозок грузов в контейнерах на российские железные дороги. Это решение отчасти помогло нашим автопроизводителям после кризиса, и вряд ли в этом есть что-то плохое», – отмечает эксперт.

Или, приводит он пример, осенью 2010 года российские производители минеральных удобрений запросили у ФСТ продления исключительных тарифов, чтобы удовлетворить начавший расти спрос на удобрения со стороны иностранных покупателей и обеспечить доставку сырья на предприятия.

«Что касается тарифов, то не РЖД сами для себя их устанавливают, это делает Федеральная служба по тарифам по представлению РЖД, и не всегда и не все предложения компании автоматически штампуются ФСТ. Как правило, это некий компромисс между предложениями РЖД и позицией грузоотправителей и грузополучателей, и государство в данном случае выступает в роли некоего арбитра», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Формально наши тарифы могут быть самыми большими в мире, не исключает экономист. Однако, по его мнению, изменения железнодорожной отрасли в любом случае должны быть эволюционными, а не революционными.

При этом сравнивать наши тарифы с тарифами на железнодорожные перевозки в других странах он считает некорректным. Потому что история развития железных дорог, условия работы и структура перевозок у нас и за рубежом сильно отличаются, в том числе в силу размера страны и особенностей климата.

Впрочем, на прошлой неделе стало известно, что правительству тоже не по душе высокие темпы роста тарифов на грузовые ж/д перевозки. Чиновники выяснили, что тарифы РЖД выросли с января 2008 года по июнь 2013 года на 75,5%, тогда как промышленная инфляция за этот период подросла всего на 45,1%. При этом РЖД еще получали госсубсидии на компенсацию стоимости тарифа.

Вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился проверить расходы РЖД на топливо и электроэнергию, которые в 2012 году составили около 200 млрд рублей. При этом компанию Владимира Якунина попросили сократить расходы и начать сдерживать рост тарифов с 2014 года (не повышать их больше инфляции на уровне 7%).

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

НАБУ и САП разоблачили группу ОПГ депутатов Рады
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Италии оценили ущерб от запрета импорта сантехники в Россию

Итальянские предприятия могут ежегодно недополучать порядка 140 млн евро из-за запрета на экспорт сантехники в Россию, существенно пострадают малые и средние компании, заявил президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске

Российские военные продолжают уничтожать небольшие группы противника на улицах Купянска.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов