«Принято решение о создании совместного предприятия по строительству самолета Ан-124 «Руслан». Мы получили поручение от премьер-министров обеих стран о подписании учредительных документов уже в сентябре на заседании украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества», – сообщил в среду вице-премьер Украины Юрий Бойко в эфире «5 канала».
Мы получили поручение от премьер-министров обеих стран о подписании учредительных документов уже в сентябре
Самолет Ан-124 является привлекательным для партнеров Украины в РФ, отметил вице-премьер. «Это очень большой самолет, который может поднимать около 100 тонн грузов, взлетать с коротких полос», – подчеркнул он.
Ранее Бойко заявлял, что «наиболее реалистичный проект – это строительство самолета Ан-124 совместным предприятием с учетом вклада каждой стороны». По его словам, украинская сторона может привнести в совместное предприятие технологическую базу и инновационную составляющую, а российская – финансовую составляющую и рынок сбыта.
«В таком случае интеллектуальная собственность СП должна быть защищена соответствующими документами от передачи третьей стороне», – добавил вице-премьер.
По словам Бойко, создание совместного предприятия украинскими и российскими производителями авиационной техники позволит избежать конкуренции между собой и способствовать продвижению продукции СП на рынки третьих стран.
«Мы заинтересованы в том, чтобы совместное предприятие начало работу как можно скорее. Россия имеет свои наработки, мы – свои. Если будет соответствующее объединение усилий, то это, конечно, даст положительный эффект», – отметил он.
Вице-премьер также выразил уверенность в успешной реализации проектов по строительству самолетов, разработанных украинским госпредприятием «Антонов».
«Все самолеты «Антонов», а сейчас их в мире летает более 5000, – это очень надежные машины. И проекты по их выпуску будут только развиваться», – добавил Бойко.
«Наше предложение, поддержанное российскими коллегами, – сделать пилотный проект по производству Ан-124, показать, как он работает, и далее перейти на более глубокую интеграцию относительно других самолетов: и пассажирских, и специализированных», – сказал вице-премьер.
Ан-124 «Руслан» – уникальный самолет, который не имеет аналогов на мировом рынке по сочетанию грузоподъемности, дальности полетов и стоимости. Это единственная в мире машина, которая может поднять в воздух груз весом до 150 тонн. Самолет был создан в КБ имени Антонова (Украина) в 1982 году. Его модификации Ан-124-100 и Ан-124-100М-150 выпускались в Киеве и Ульяновске до 1995 года. При взлетном весе около 400 тонн «Руслан» может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более трех тысяч километров.
Еще в 2006 году Россия и Украина решили возобновить серийное производство этих самолетов. ОАК подготовила бизнес-план, по которому для начала производства самолета необходимо получить подтверждение заказов не менее чем на 40 машин. Спрос до 2030 года прогнозировался на уровне 70–80 самолетов.
Ожидалось начало производства на ульяновском «Авиастаре» с 2012 года по одному-два лайнера в год, и первые машины должны были поступить заказчику уже в 2013 году. Стоимость нового Ан-124 на то время оценивалась в 150–160 млн долларов. Причем заказчики были найдены – 3 самолета захотело купить Минобороны, еще 40 – авиакомпания «Волга-Днепр».
Среди потенциальных заказчиков «Руслана» назывались ОАЭ и Кувейт. Однако до дела так и не дошло. Летом 2011 года в «Мотор Сич» заявили, что программа восстановления производства самолета Ан-124 «Руслан» на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» отодвинута на 2016 год.
Однако Минобороны подключилось к программе возрождения производства двигателей для «Русланов». Модернизацией двигателя занялись авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полет», АО «Мотор Сич» и ОАКБ «Антонов».
На «Мотор-Сич» отмечали, что все участники сбросились по 15 млн долларов на создание нового двигателя увеличенной мощностью 27 тонн тяги (вместо 24 тонн тяги), который сможет увеличить расстояние полета с 6,5 до 9–11 тыс. километров.
На «Антонове» недавно уверяли, что работа по модернизации двигателя завершается. Однако украинская сторона не бралась прогнозировать сроки начала серийной сборки, ведь после модернизации военно-транспортному самолету еще предстоит пройти технические и летные испытания.
Юрий Бойко в среду также не стал называть конкретных сроков начала серийного производства. Получить оперативно комментарий от ОАК пока не удалось.
«Договориться между собой на любом уровне о возобновлении производства возможно. Но реальное восстановление производства – это вопрос твердого контракта на покупку самолета. А с этим могут возникнуть проблемы», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
«Самолет с учетом возобновления производства, поиска новых комплектаторов и т.д. получится дорогим. Оценка стоимости самолетов в 150 млн долларов, которые были несколько лет назад, сегодня кажется нереально маленькой. Государство в лице Минобороны теоретически может потянуть любые расходы, если ему это нужно. Но рассчитывать на то, что бюджет профинансирует возобновление производства в полном объеме, не приходится. Частный бизнес гарантированно не сможет это сделать», – считает эксперт.
«Не все пожелания Минобороны по покупке военной техники подтверждены бюджетными возможностями. В государственной программе вооружения формально учтено возобновление «Русланов». Но до 2018 года ставка делается на проведение капитально-восстановительного ремонта существующих машин. При этом на авиабазе под Брянском есть некоторое количество самолетов «Руслан» в нелетной годности, которые ждут своего часа. Они стоят у забора, реально не эксплуатируются и не очень-то ведомству сейчас нужны», – поясняет Пантелеев.
Что касается коммерческих авиакомпаний, то сейчас перевозчики не могут позволить себе заметное удорожание летного часа из-за возросшей стоимости «Русланов» и, как следствие, не в состоянии покупать эти самолеты, поясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«Мировой рынок таких самолетов существует, но это политически чувствительный товар. Россия, скорее всего, могла бы согласиться на поставку этого самолета в Индию, но вряд ли согласится на его поставку, например, в Китай. А большинству стран такой самолет и вовсе не нужен», – добавляет Олег Пантелеев.