На этой неделе российский эталон нефти Urals продается дороже североморского эталона Brent. Наценка достигла рекордной отметки 0,90 доллара за баррель. Традиционно российская нефть в Европе стоит дешевле Brent.
Когда Сечин рассказывал о плане перенаправления нефтяных потоков в Китай, он сказал, что это приведет к подорожанию Urals в Европе
Президент России Владимир Путин еще в 2005 году требовал от министров объяснений, почему Urals стоит на 5–6 долларов за баррель дешевле европейского эталона Brent. Отраслевые эксперты тогда советовали Путину в первую очередь обратить внимание на качество Urals, которое намного ниже Brent.
Между тем в последние два года разница между двумя эталонами составляет уже 2–3 доллара, а периодически российская нефть котируется выше Brent.
Эксперты называют много причин роста цен на Urals. Удорожанию российской нефти способствует бум добычи сланцевой нефти в США, создавший на мировом рынке избыток низкосернистых сортов, подобных Brent. С другой стороны, предложение более тяжелых сортов с повышенным содержанием серы, подобных Urals, сократилось за счет снижения экспорта из Ирана и Ирака, передает Reuters.
Рост нефтепереработки в России также помогает повышению цен на Urals, особенно летом, когда на дорогах становится больше автомобилей и обычно повышается загрузка НПЗ. Так, в первом полугодии объемы переработки нефти в России увеличились на 2% до 132,5 млн тонн.
Однако главная причина подорожания Urals – рост российских поставок в Азию, который американская аналитическая компания ESAI Energy сравнила с основанием Санкт-Петербурга как «окна в Европу». Это означает двойную победу для президента Владимира Путина, считают эксперты Reuters.
«Режим Путина негласно отходит от амбиций «энергетической сверхдержавы» в пользу приобретения стабильных рынков сбыта энергоносителей. Среди последствий – переключение России с запада на восток и укрепление оси Китай – Россия», – говорится в отчете ESAI Energy.
За последние пять лет российский нефтяной экспорт в Китай и на тихоокеанское побережье увеличился до 750 тыс. баррелей в сутки практически с нуля, или до 17% всего объема экспорта и может удвоиться в течение пяти лет, прогнозирует аналитическая компания Eurasia.
«Поскольку Международное энергетическое агентство предсказывает рост спроса на нефть в Китае с 10 млн баррелей в сутки в этом году до 12 млн к 2020 году, решение России, крупнейшего в мире производителя нефти, резко развернуть экспорт на восток вполне оправданно», – говорится в отчете Eurasia.
Экспорт нефти в Китай резко увеличился благодаря тому, что Москва заключила ряд выгодных сделок по поставкам нефти в Китай по новому нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан. И это только начало.
В июне Роснефть и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочное соглашение по поставкам нефти в Китай. Президент России Владимир Путин оценил сумму контрактов в 60 млрд долларов. По некоторым данным, за 25 лет Россия может поставить в Поднебесную в общей сложности 800 млн тонн нефти.
Уже в ближайшие пять лет Китай может стать крупнейшим импортером российской нефти, подсчитали эксперты Bloomberg. Хотя сейчас по этому показателю КНР занимает только четвертую позицию, импортируя 400 тыс. баррелей в сутки. А крупнейшим импортером российской нефти пока является Германия, которая в 2011 году закупала по 700 тыс. баррелей нефти в сутки.
Плохая новость для Европы
Больше всех страдает Европа, которой стало не хватать российской сырой нефти – поставки в этом году сократились до 10-летнего минимума – 2,1 млн баррелей в сутки. Тогда как обычно Россия продавала в Европу порядка 3,5 млн баррелей в сутки.
Самое плохое, что повышение цены Urals на один доллар по отношению к Brent увеличивает расходы европейских НПЗ на 1,2 млрд долларов в год. Высокие цены на нефть сорта Urals привели к тому, что такие нефтеперерабатывающие компании Европы, как Hellenic Petroleum из Греции, Repsol из Испании, Galp из Португалии, испытывают трудности, поскольку они вложили большие средства в модернизацию переработки как раз для такого типа нефти.
За последние 10 лет европейские нефтепереработчики уже закрыли более десятка НПЗ и планируют новые закрытия из-за удручающего состояния экономики и низкого спроса.
Но хуже всего придется в будущем нефтеперерабатывающим заводам из Восточной Европы: Neste Oil из Финляндии, PKN Orlen из Чехии и MOL из Венгрии, которые получают большие объемы нефти из России. Многие из них пытаются подстраховаться, заключая сделки с поставщиками. К примеру, PKN подписала соглашение с Роснефтью на 7 млрд долларов на поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» до июня 2016 года. Объем поставок – до 8 млн тонн.
Компания Eurasia задается вопросом, сможет ли добыча на восточносибирских месторождениях расти достаточно быстро для обеспечения спроса в Азии и не придется ли отбирать дополнительные объемы у Европы. В ESAI считают, что поворот России на восток может стать необратимым.
Впрочем, российская нефть поступает в Азию не только из Восточной Сибири, но и с таких месторождений, как Ванкор, которые могут снабжать как Азию, так и Европу.
Человеком, объяснившим Кремлю выгоды от переориентации нефтяных потоков, мог быть глава Роснефти Игорь Сечин. «Когда Сечин рассказывал о плане перенаправления нефтяных потоков в Китай, он сказал, что это приведет к подорожанию Urals в Европе», – говорит российский источник в отрасли. Представитель Роснефти согласился, что ей выгоден рост цены Urals, но не прокомментировал мнение Сечина.
Между тем европейских чиновников уже беспокоит энергобезопасность поставок нефти в Европу в связи с введением Транснефтью второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО-2). Эта труба позволить удвоить поставки нефти в порт Козьмино до 30 млн тонн в год, а в перспективе отвлечет на восток свыше 80 млн тонн нефти (почти треть российского экспорта). В начале года стало известно, что ЕК даже вызывала Транснефть к себе с просьбой рассказать об этих проектах поподробней.
«Технически вторая очередь ВСТО не может сорвать поставки нефти в Европу, так как нефть поступает из разных месторождений. Однако с запуском нефтепровода у некоторых сибирских поставщиков появляется выбор, куда поставить нефть – на восток или на запад, что и беспокоит ЕК», – говорит старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.