Госкорпорация «Росатом» планирует консервацию строящейся Балтийской АЭС в Калининградской области, сообщило издание «Новый Калининград.Ru» со ссылкой на внутренний приказ генерального подрядчика стройки ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект».
Решения, которые сейчас готовятся – о размещении блоков малой мощности – это ни в коем случае не отказ от строительства первого большого блока
Речь идет о приказе от 30 мая 2013 года «О проведении мероприятий по Балтийской АЭС в 2013 году», который был подписан президентом «Атомэнергопроекта» Валерием Лимаренко.
В пресс-службе Росатома существование приказа № 40/484-П «О проведении мероприятий по Балтийской АЭС в 2013 году» под подписью Лимаренко подтвердили, но уверяют, что там нет ни слова о консервации стройки.
Пресс-служба Росатома предоставила текст этого приказа газете ВЗГЛЯД. При этом «Новый Калининград» опубликовал скан своего варианта приказа, который во многом похож с текстом приказа, присланным Росатомом. Только если в первом варианте черным по белому говорится о консервации Балтийской АЭС, то во втором случае это слово пропущено.
Так, отсканированный калининградскими журналистами приказ начинается так: «В связи с консервацией Балтийской АЭС и для актуализации бюджета ОАО «НИАЭП» на 2013 год приказываю...». Во втором варианте, который предоставила пресс-служба Росатома, говорится иначе: «В связи с расширением линейки мощности реакторных установок Балтийской АЭС и для актуализации бюджета ОАО «НИАЭП» на 2013 год приказываю...».
Таким же образом в пункте 1.3 отсканированного приказа дается указание «откорректировать бюджет Балтийского филиала в помесячной разбивке с учетом предстоящей консервации», тогда как в присланном пресс-службой варианте слова «с учетом предстоящей консервации» просто отсутствуют. То же самое получается, если сравнить пункты 1.5, казалось бы, одного и того же приказа. В первом варианте приказывается «Представить... откорректированную смету Санкт-Петербургского представительства в помесячной разбивке с учетом предстоящей консервации», а во втором про консервацию ничего не говорится.
Третий пункт в обоих вариантах приказа совершенно разный. В отсканированном варианте приказа говорится о планах перераспределить на другие объекты строительства высвободившихся сотрудников, занятых на строительстве Балтийской АЭС. Причем составить план требуется до 14 июня 2013 года. Однако во втором варианте приказа дается задание руководителям проектов представить до 17 июня 2013 года «откорректированные бюджеты проектов с учетом сооружения на площадке Балтийской АЭС блоков малой мощности».
В госкорпорации настаивают, что размещение на площадке Балтийской АЭС блоков малой мощности – это не отказ от строительства первого энергоблока, а расширение энергетической возможности региона.
«Я уверен, что те решения, которые сейчас готовятся – о размещении здесь блоков малой мощности – это ни в коем случае не отказ от строительства первого большого блока. Первый блок однозначно будет», – сказал директор программы Дирекции по капитальному строительству госкорпорации «Росатом» Сергей Бояркин.
При этом он отметил, что размещение на площадке нескольких блоков малой мощности – это один из возможных вариантов в случае, если Калининградская область будет работать в изолированном режиме, передает Клопс.Ru.
О каких мощностях новых блоков идет речь, не указывается. Вероятно, сейчас идет анализ и выбор. Но возможны два варианта – установка блоков мощностью 400 или 640 МВт. Именно такие малые реакторные установки сейчас имеются у Росатома.
Между тем, согласно распоряжению правительства, подписанному в 2009 году, изначально в Калининградской области планировалось построить два энергоблока по 1150 МВт (общей мощностью 2300 МВт). Причем первый энергоблок должен быть введен уже в 2016 году, а второй – в 2018 году. В итоге АЭС должна была отпустить в 2017 году 4,3 млрд кВт.ч, в 2018-м – 8,6 млрд кВт.ч, в 2019-м – 12,9 млрд кВт.ч и в 2020 году – 17,2 млрд кВт.ч.
В итоге, если строить сейчас блоки малой мощности, то строительство более мощных блоков будет действительно законсервировано, отложено до лучших времен.
Блоки малой мощности необходимы для обеспечения энергобезопасности региона в случае рассинхронизации энергосистем стран Прибалтики с российской энергосистемой, отмечали в Росатоме.
В этом году стало понятно, что постоянные угрозы Литвы, Латвии и Эстонии отсоединиться от общей энергосистемы с Россией и присоединиться к европейской системе наконец-то могут быть исполнены. «Практически нет сомнений, что прибалты отсоединятся, поэтому Росатому надо реагировать уже сегодня», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Финам» Анатолий Вакуленко.
Калининградская область действительно раньше не могла обеспечить себя энергией. В основном она закупалась из объединенной энергосистемы Северо-запада России через Белоруссию и в Литве.
Однако с вводом ТЭЦ-2 ситуация изменилась. Так, с пуском первого блока ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт дефицит сократился на 70% и составил около 1100 млн кВт.ч. А с вводом в строй второго энергоблока в конце 2010 года мощность ТЭЦ-2 увеличилась до 900 МВт. И это решило все проблемы энергоснабжения региона: Калининградская область из энергодефицитных регионов превратилась в энергодостаточный регион.
#{smallinfographicleft=279183}Это подтверждают данные центра экономических исследований «РИА-Аналитика» по итогам 2011 года: производство электроэнергии в Калининградской области превысило потребление более чем в 1,5 раза. Так, производство электроэнергии за вычетом внутреннего потребления в регионе составило 2143,5 млн кВт, отношение производства к потреблению достигло 154,7%.
Если раньше Литва экспортировала электроэнергию в Калининградскую область, то теперь уже Калининградская область увеличила поставки в Белоруссию и Литву благодаря вводу в эксплуатацию второго блока ТЭЦ-2.
При этом в 2011–2016 годах Калининградский регион, как ожидается, будет вырабатывать собственной электрической энергии больше, чем потреблять. Излишки должны отправляться в Литву по трансграничным линиям электропередачи. Об этом говорится в приказе «О схеме и программе перспективного развития электроэнергетики Калининградской области на 2011–2016 годы».
Получается, что Балтийская АЭС общей мощностью 2300 МВт изначально рассчитывалась в большей степени для экспортных поставок. Росатом рассчитывал экспортировать энергию в страны Прибалтики и Польшу. Тем более что для этого достаточно было лишь увеличить существующие линии из Калининградской области в Литву и вернуть к жизни существовавший до 1945 года коридор в Польшу.
В условиях, когда главные потенциальные импортеры этой энергии в лице Литвы, Латвии и Эстонии не хотят подписывать контракты и вообще думают отсоединиться от общей энергосистемы с Россией, экономическая целесообразность строительства столь мощных блоков оказывается под вопросом.
При этом желание Росатома поменять схему и сначала построить блоки малой мощности, а потом по ситуации решить вопрос о необходимости строить блоки большей мощности, вполне оправдано.
«Сегодня два блока по 1200 МВт – это много. А через несколько лет этого может быть мало. Насколько мне известно, переговоры по экспорту электроэнергии продолжаются, а если будут построены блоки меньшей мощности, то шансы (найти желающих получать энергию с Балтийской АЭС кроме Калининградской области – прим. ВЗГЛЯД) только возрастают», – отмечает Вакуленко.
Он считает, что Росатом так или иначе выйдет на варианты продажи электроэнергии за границу, при этом также нет сомнений, что будет возрастать потребность в электроэнергии в самой Калининградской области. «Хорошо, что именно сегодня, заранее, идет просчет очередности строительства мощностей, и не исключается, что и блоки мощностью 1200 будут построены», – отмечает эксперт.
Тратить миллиарды евро на строительство Балтийской АЭС общей мощностью 2300 МВт при отсутствии спроса неэкономично. Стоимость строительства Балтийской АЭС оценивалась в 4,8 млрд евро, а вместе с инфраструктурой – в 6,23 млрд евро.
Согласно постановлению правительства, реализация этого проекта изначально должна была осуществляться с привлечением российских и зарубежных инвесторов. Причем инвесторам Балтийской АЭС предлагалось либо получить 49% в капитале станции, либо заключить долгосрочные контракты на поставку электроэнергии.
Правда, глава Росатома Сергей Кириенко ранее говорил, что даже «если не будет иностранных инвесторов, то первый энергоблок мы все равно пустим в 2016 году». В 2012 году Бояркин уверял, что в бюджете Росатома достаточно средств, чтобы завершить проект строительства Балтийской АЭС самостоятельно, но государство вправе продать 49% акций «Балтийской АЭС» иностранным инвесторам. В крайнем случае, по его словам, могут быть пересмотрены и отодвинуты по времени планы по строительству второго реактора.