Потери российской экономики от активности россиян в социальных сетях оцениваются в сумму от 281,7 до 311,5 млрд рублей в год, или в 10 млрд долларов, посчитали аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК.
Потери экономики от общения работников в соцсетях сравнимы с расходами государства на ЖКХ, культуру, кинематографию и СМИ
Это лишь примерная оценка ущерба от нецелевого использования рабочего времени, но она позволяет судить о масштабе потерь, говорит директор института стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.
По сравнению с Великобританией и США российские потери выглядят не столь значительно. Так, британские компании теряют 14 млрд фунтов стерлингов (22,16 млрд долларов) из-за того, что сотрудники проводят часть рабочего времени в социальных сетях, включая Facebook* и Twitter (данные британского рекрутингового портала MyJobGroup на август 2010 года).
Ежегодные потери экономики США от социальных сетей зашкаливают – 650 млрд долларов. Здесь учитывалось также время, которое необходимо, чтобы вернуться к работе после таких перерывов. По США данные опубликованы на LearnStaff.com в материале от 26 октября 2012 года.
Однако если сравнить ущерб с некоторыми расходными статьями федерального бюджета РФ, то российские потери очень велики. «Они сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта (297,8 млрд рублей) или с половиной расходов федерального бюджета на образование (293,1 млрд рублей)», – отмечает Николаев. Также потери экономики от общения работников в соцсетях сравнимы с расходами государства на ЖКХ, культуру, кинематографию и СМИ или с тратами бюджета на сельское хозяйство и рыболовство. На то и на другое, согласно бюджету, будет выделено примерно по 300 млрд рублей.
Как считали
В своих оценках эксперты ФБК** исходили из того, что к концу 2012 года число работающих россиян, являющихся пользователями социальных сетей, достигло 51,8 млн человек. По данным СomScore, в 2012 году россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минуты в день, или 12,8 часа в месяц, в том числе и на работе. В ФБК посчитали, что в целом в 2012 году каждым активным в соцсетях работником было потеряно 53,1 часа рабочего времени.
«Такое нецелевое использование рабочего времени приводит к вполне определенным экономическим потерям. Работодатель фактически оплачивает «сидение» работника в соцсети. Я уже не говорю о том, что, согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведет к существенному снижению производительности труда: чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут», – отмечает Игорь Николаев.
Нижняя граница экономического ущерба в 281,7 млрд рублей и верхняя в 311,5 млрд рублей были подсчитаны, исходя из структуры пользования соцсетями работниками разных отраслей и уровня их зарплат.
Кто больше
В ФБК составили примерный рейтинг работников, наносящих наибольший ущерб экономике. На первом месте работники, которые трудятся в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. Они нанесли ущерб российской экономике на 67,9 млрд рублей.
На втором месте работники образования, которые причинили ущерб на 39,8 млрд рублей. На третьем – работники государственного управления, обеспечения военной безопасности и социального страхования, ущерб от которых оценивается в 36,6 млрд рублей.
На четвертом – занятые в сфере обрабатывающих производств. Из-за «сидения» этих работников в соцсетях в рабочее время экономика потеряла 32,5 млрд рублей. Топ-5 рейтинга закрывают работники оптовой и розничной торговли, занимающиеся ремонтом автомобилей и мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, плюс работники в гостиничной и ресторанной сферах. Они нанесли ущерб экономике России на 26,1 млрд рублей.
Самые незначительные экономические потери от активных в социальных сетях россиян, занятых сельским и лесным хозяйством (всего 0,9 млрд рублей).
Производительность труда страдает
По мнению экспертов ФБК, пока проблема использования россиянами соцсетей не является острой, но в будущем ситуация может измениться. «Работодатели уже осознают серьезность проблемы и даже предпринимают определенные меры. Можно прогнозировать, что они будут вынуждены активизировать усилия по противостоянию «сидению» работников в соцсетях, особенно с учетом того, что проблема повышения производительности труда в российской экономике остается по-прежнему актуальной», – резюмирует Игорь Николаев.
В 2012 году каждым активным в соцсетях работником было потеряно 53,1 часа рабочего времени
Низкой производительностью труда в России сейчас обеспокоены многие. Президент Владимир Путин, выступая на прямой линии в апреле этого года, заявил, что уровень доходов граждан увеличивается, но при этом зарплаты растут быстрее, чем повышается производительность труда. По его словам, это не слишком выгодно для экономики.
Так, средняя зарплата в России в 2012 году выросла на 13,3% до 26 690 рублей. При этом производительность труда уже последние девять лет отстает от докризисных уровней.
По данным Росстата, в 2011 году производительность труда выросла лишь на 3,8% по сравнению с 2010 годом, а в 2010 году – на 3% по отношению к 2009 году. Тогда как до кризиса – с 2003-го по 2007 год – этот показатель в среднем рос почти на 7% ежегодно. Из-за кризисного 2008 года производительность труда в 2009 году увеличилась лишь на 4,2%.
Еще в прошлом году Путин в своих майских указах поставил задачу увеличить производительность труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и модернизировать 25 млн рабочих мест к 2020 году, что должно как раз обеспечить рост производительности.
В правительстве сейчас практически все говорят о необходимости роста этого показателя. Однако по оценкам экономистов, чтобы выполнить поставленные президентом цели, производительность труда должна расти как минимум на 7% в год, то есть предкризисными темпами. Но при низком росте ВВП на 3–4% производительность труда не может расти на 7%, считает Игорь Николаев.
Ущерб преувеличен
Между тем директор по персоналу аутсорсингового подразделения BDO Екатерина Бойцова считает, что масштабы проблемы сильно преувеличены. «Люди и ранее неплодотворно использовали свое время: курили, сплетничали за чашкой чая, обсуждали последние новости, звонили друзьям и близким. Сейчас большая часть активности, связанной с общением и получением информации, сместилась в интернет. Изменился ее формат – и только», – считает собеседница газеты ВЗГЛЯД.
«Мне известно немало примеров, когда компании ограничивают доступ сотрудников в социальные сети. На мой взгляд, это бессмысленно. Человек, который не хочет работать, найдет множество других отвлекающих факторов, которые будут снижать его производительность. А вот добросовестного сотрудника такая демонстрация недоверия к персоналу со стороны работодателя может серьезно демотивировать. И чем сильнее ваш бизнес зависит от лояльности сотрудников, тем ощутимее могут быть последствия», – считает Бойцова.
По ее мнению, единственной уважительной причиной блокирования доступа к социальным сетям является защита информационной безопасности компании и клиента.
«При грамотном построении производственных процессов внутри компании и использования продуманных проектных практик и системы мотивации использование соцсетей не влияет на эффективность работы. Особенно это касается наукоемких секторов, в том числе ИТ-сектора, где работа ведется на проектной основе и присутствует четкое распределение задач сотрудников по проектам», – соглашается директор по персоналу компании Artezio Ирина Дьяченко.
Во многих случаях, особенно в сфере услуг, соцсети являются эффективным инструментом взаимодействия сотрудников, клиентов и целевой аудитории компании, считает она. «Крупные западные компании, наоборот, внедряют корпоративные социальные сети в ИТ-инфраструктуру, это одна из самых активных точек роста в ИТ-индустрии в настоящее время. Такие соцсети значительно увеличивают скорость коммуникаций и поиск нужных специалистов внутри компаний, в доступной форме обеспечивают доступ сотрудников к нужным знаниям и увеличивают эффективность бизнеса в целом», – говорит Дьяченко. В России же такие внедрения пока единичны.
В компании Enter не только не перекрывают доступ в социальные сети своим сотрудникам, но наоборот, просят их делиться с внешним миром достижениями компании. «Для нас сотрудники в социальных сетях – это своего рода амбассадоры бренда: они «вылавливают» и отрабатывают обратную связь, которую СММ-специалисты не всегда могут отмониторить. Более того, мы пошли дальше и завели собственную внутреннюю социальную сеть. Мы придерживаемся мнения, что, работая на результат (а мы работаем в системе KPI), сотрудник может самостоятельно регулировать время для работы и время, проводимое в соцсетях», – говорит начальник управления корпоративных коммуникаций компании Enter Екатерина Белоусова.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента