Владимир Путин собирается принять участие сразу в нескольких крупных международных мероприятиях. Сначала он побывает в Северной Ирландии на саммите «большой восьмерки», а затем на правах хозяина будет приветствовать гостей на XVII Петербургском международном экономическом форуме.
Во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать – гораздо выгоднее, чем работать
Его отношение к международным организациям разнится. В интервью РИА «Новости» он рассказал, что G8 его вполне устраивает, это вполне жизнеспособная структура. «Дискуссии, которые ведутся в рамках «восьмерки», отличает глубина и доверительность, что позволяет конструктивно решать многие, даже самые острые политические вопросы», – сказал президент РФ.
«На саммите этого года по предложению британского председателя мы поговорим о совершенствовании систем налогообложения и повышения эффективности государственного управления, а также об устранении препятствий в международной и региональной торговле», – добавил Путин. Кстати, в Северную Ирландию он едет в качестве руководителя страны, председательствующей в G20. А уже в следующем году именно Россия будет страной – председателем «большой восьмерки».
Но, по мнению президента России, назвать эффективной другую международную организацию – МВФ – никак нельзя. «МВФ нуждается в серьезном реформировании. Это мнение разделяют все акционеры фонда. Проблема в том, что зачастую в МВФ не успевают за быстро меняющейся обстановкой в мировых финансах – прежде всего, при принятии действенных своевременных решений. Также хромает их реализация. Яркий пример – глобальный финансовый кризис, который система МВФ не смогла предотвратить», – сказал президент России.
При этом он убежден, что ничего хорошего в том, чтобы просто создать другой фонд, нет. Путин в очередной раз напомнил, что для приближения МВФ к современным экономическим реалиям должно произойти перераспределение квот в пользу развивающихся стран. Пока этот вопрос, хоть уже и давно обсуждается, остается пунктом принципиальных споров между акционерами фонда – развитыми и развивающимися странами.
«На этих направлениях переговоры действительно идут непросто. Можно сказать, что они фактически застопорились с 2010 года. Приложим максимум усилий, чтобы убедить партнеров найти компромиссы и выйти на взаимоприемлемые развязки к Санкт-Петербургскому саммиту «двадцатки», – сообщил Владимир Путин.
Деятельность еще одной организации вызывает нарекания, полагает Путин. Речь идет о Всемирной торговой организации. «К сожалению, мы видим, что в ВТО сейчас есть определенный застой. Но это, опять же, не повод ломать эту структуру. Необходимо работать над ее укреплением и развитием. Активно убеждаем партнеров как можно скорее завершить Дохийский раунд переговоров, который идет вот уже 12 лет», – сказал президент России.
Надо отметить, что необходимость перемен признают и в самой ВТО. Наблюдатели говорят о том, что сейчас организация стоит на перепутье. Либо ВТО станет форумом с большими амбициями в области свободной торговли и площадкой для заключения масштабных обязывающих пактов, либо она будет довольствоваться ролью жюри в бесчисленных торговых спорах по малейшему поводу.
Как писала газета ВЗГЛЯД, большие надежды возлагаются на нового председателя ВТО – 55-летнего бразильского дипломата Роберто Азеведо, который вступит в должность после того, как нынешний председатель Паскаль Лами покинет пост 31 августа. Паскалю Лами за семь лет не удалось сделать самого главного – придать форму и вес проекту Дохийского раунда развития, запущенного в 2001 году и имевшего цель снизить торговые тарифы. Теперь эта задача стоит перед Азеведо.
Затронул Владимир Путин еще одну актуальную проблему – массового использования офшоров. Во всем мире, который в данный момент пытается найти средства и ресурсы для преодоления кризиса, вопрос офшоров является как никогда важным. Особенно для Европы. Ведь именно в офшоры утекают деньги, которые могли бы понадобиться, чтобы покрыть огромные долги. Развернулась настоящая борьба с офшорными территориями, жертвой которой пал Кипр.
«В качестве одной из мер деофшоризации Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Такие документы должны быть нацелены на противодействие «серым» схемам минимизации налогообложения, обмен налоговой информацией и реализацию универсальных рекомендаций, разрабатываемых в рамках ОЭСР», – сказал Путин.
Что же касается России, то, по словам президента, перед государством стоит задача выполнить социальные обязательства, взятые на себя ранее. «В противном случае люди просто не смогут быть уверены в завтрашнем дне, не будут доверять государству, а без этого не приходится говорить о каком-либо устойчивом экономическом росте», – отметил Путин.
«Социально ориентированное государство – это не прихоть, а необходимость, потому что долгие годы не выполнялись и до сих пор не до конца выполняются обязательства перед самыми незащищенными слоями населения», – добавил президент. Он при этом высказался против того, как модель социального государства реализуется в Европе.
«Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы – вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать – гораздо выгоднее, чем работать», – сказал Владимир Путин в интервью. Он обратил внимание на то, что многие граждане менее развитых государств приезжают в Европу специально для того, чтобы «сесть» на социальное пособие.
В самой Европе активно обсуждают ситуацию, в которой очутились страны региона. В частности, говорится, что политика «затягивания поясов» оказалась не такой уж и эффективной и что теперь нужно вернуться к стимулирующим экономику мерам. Еврокомиссия и МВФ поспорили по поводу того, правильные ли меры были приняты по спасению Греции. МВФ обвинил власти еврозоны в неэффективности, Еврокомиссия считает критику несправедливой.