Экономика

21 мая 2013, 15:25

Юрий Саакян: По пятибалльной шкале между двойкой и тройкой

Фото: ИТАР-ТАСС

«У нас получается, что преобразования на железнодорожном транспорте сильно отстают от нормативно-правовой базы», – рассказал газете ВЗГЛЯД гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян по поводу проведения реформы железнодорожного транспорта в России.

Многолетняя реформа железнодорожного транспорта постепенно подошла к новому этапу, на котором следует принимать решение о целесообразности разделения инфраструктуры и перевозочной деятельности.

Существует несколько точек зрения на эту проблему. В РЖД указывают, что такое разделение не приведет к положительному экономическому эффекту. О том, каковы успехи реформы и как следует поступать в дальнейшем при ее проведении, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать гендиректора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна.

ВЗГЛЯД: Реформа на железнодорожном транспорте подошла к очередному этапу. Что сейчас по логике ее хода должно происходить?

Юрий Саакян: Сегодня преобразования на железнодорожном транспорте сильно отстают от нормативно-правовой базы. К примеру, у нас есть операторы подвижного грузового состава, а права, обязанности и мера ответственности их непонятны. То есть субъект рынка есть, а что он может и что он должен, нигде не прописано. Да, у нас есть проекты этих документов, но они не приняты. Кроме того, нет закона о комплексном обслуживании пассажиров на железнодорожном транспорте. Нет стандарта обслуживания, а это означает, что неизвестно, какую минимальную услугу должен получить пассажир за купленный билет. Не прописаны права и обязанности всех сторон, участвующих в организации пригородного пассажирского сообщения. И можно массу таких вещей привести. Это самый большой минус. И поэтому, я считаю, сейчас самое главное, прежде чем двигаться дальше и принимать новые решения, это закрыть пробелы в законодательстве. Это и принятие закона о железнодорожном транспорте, и принятие устава, и тот самый закон об обслуживании пассажиров, и постановление о деятельности операторов.

Гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян (фото: logistic.ru)

ВЗГЛЯД: Сейчас поднят снова вопрос отделения железнодорожной инфраструктуры от перевозочной деятельности. Представители РЖД отрицают возможность достижения положительных эффектов такого разделения. Может ли быть нежелание отделять рельсы от локомотивов продиктовано боязнью потерять значимую статью доходов РЖД?

Ю. С.: Этот вопрос не перестает обсуждаться, потому что в той же самой программе реформы на железнодорожном транспорте прописано, что на третьем этапе реформы необходимо оценить целесообразность такого отделения. Но мы остаемся на своих позициях: ранее мы провели расчеты и пришли к выводу, что отделить перевозку от инфраструктуры технически можно, но будет стоить 223 млрд рублей ежегодно (расчеты проводились на основе финансовых данных 2007 года – прим. ВЗГЛЯД). На эту сумму вырастут затраты всей железнодорожной отрасли, которые будут оплачивать либо потребители услуг, либо бюджет. Кстати, Федеральная служба по тарифам посчитала после нас и получила цифру в 190 млрд рублей. Расхождения получились из-за разной оценки рентабельности новых коммерческих субъектов рынка. Но порядок цифр тот же.

ВЗГЛЯД: Существуют ли вообще объективные причины для такого отделения?

Ю. С.: Я, честно говоря, таких объективных причин не вижу. Если считать, что при разделении возникнет конкуренция, то надо задать вопрос: конкуренция ради чего? Если конкуренция приведет к снижению затрат, к улучшению качества оказываемых услуг, одним словом, если конкуренция принесет потребителю благо, то она нужна. Если конкуренция приведет к росту затрат, то зачем она? Ведь что такое естественная монополия? Это такое состояние рынка, при котором функционирование одной компании экономически и технологически более целесообразно, чем нескольких. То есть мы имеем дело с типичным случаем естественной монополии.

ВЗГЛЯД: Но в других государствах такое разделение инфраструктуры и перевозочной деятельности существует. Есть ли позитивные примеры?

Ю. С.: По большому счету, мы положительных примеров не нашли. Более того, в большинстве стран, если не брать Великобританию, это разделение имело политическую подоплеку. Скажем, Евросоюз принял свои антимонопольные директивы, Германия провела условное разделение внутри холдинга DeutscheBahn. Но вот недавний случай: Евросоюз подал на DeutscheBahn в связи с тем, что компания не провела полного разделения, и проиграл дело. Кроме того, в России есть свои особенности – это дефицит инфраструктуры. И даже те исследователи, которые стоят на радикальных позициях полного отделения инфраструктуры от перевозок, оговариваются, что оно не может быть проведено в условиях дефицита инфраструктуры. В той же Германии выдано больше 200 лицензий на осуществление перевозки. И эти субъекты осуществляют перевозки наравне с DeutscheBahn по ее железной дороге. Но ведь они приходят со своим грузом, поскольку у  DeutscheBahn есть 30-процентный профицит инфраструктуры, инфраструктурной компании выгодно это, поскольку она получает дополнительный доход. И, собственно, главным посылом реформы железных дорог в Европе было как раз стремление увеличить перевозки по железнодорожному транспорту. А если у нас проводить разделение, то речь пойдет лишь о том, что существующий груз перераспределится, поскольку большего груза железная дорога принять не сможет. Нового груза не будет. Кроме того, когда в Евросоюзе принимались законы об отделении инфраструктуры от перевозки, ставилась задача создания единой системы железных дорог. Это понятно. Но у нас-то она и так едина. Зачем делить?

ВЗГЛЯД: Какая модель интеграции инфраструктуры и перевозочной деятельности кажется вам оптимальной? Насколько кардинально стоит менять существующую в России модель, стоит ли вообще?

Ю. С.: Я бы на самом деле на сегодняшний день не стал бы ничего менять. У нас есть вертикально-интегрированная компания, которая осуществляет перевозочную деятельность на принадлежащей ей инфраструктуре. И это, получается, чуть ли не самый эффективный способ. Другое дело, что надо заниматься повышением эффективности работы. Но это совсем другая задача. И она не решится отделением инфраструктуры от перевозок.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Российские ПВО за ночь сбили 17 украинских беспилотников над четырьмя регионами
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Власти Подмосковья предупредили об опасности сбитых БПЛА после схода снега

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Скончался народный артист России Василий Решетников

Народный артист России Василий Решетников ушел из жизни на 75-м году после продолжительной болезни.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Канцлер Германии Олаф Шольц отверг возможность передачи дальнобойных ракет Taurus Киеву, так как в этом случае надо будет отправить на Украину военных бундесвера.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?