Экономика

21 мая 2013, 15:25

Юрий Саакян: По пятибалльной шкале между двойкой и тройкой

Фото: ИТАР-ТАСС

«У нас получается, что преобразования на железнодорожном транспорте сильно отстают от нормативно-правовой базы», – рассказал газете ВЗГЛЯД гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян по поводу проведения реформы железнодорожного транспорта в России.

Многолетняя реформа железнодорожного транспорта постепенно подошла к новому этапу, на котором следует принимать решение о целесообразности разделения инфраструктуры и перевозочной деятельности.

Существует несколько точек зрения на эту проблему. В РЖД указывают, что такое разделение не приведет к положительному экономическому эффекту. О том, каковы успехи реформы и как следует поступать в дальнейшем при ее проведении, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать гендиректора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна.

ВЗГЛЯД: Реформа на железнодорожном транспорте подошла к очередному этапу. Что сейчас по логике ее хода должно происходить?

Юрий Саакян: Сегодня преобразования на железнодорожном транспорте сильно отстают от нормативно-правовой базы. К примеру, у нас есть операторы подвижного грузового состава, а права, обязанности и мера ответственности их непонятны. То есть субъект рынка есть, а что он может и что он должен, нигде не прописано. Да, у нас есть проекты этих документов, но они не приняты. Кроме того, нет закона о комплексном обслуживании пассажиров на железнодорожном транспорте. Нет стандарта обслуживания, а это означает, что неизвестно, какую минимальную услугу должен получить пассажир за купленный билет. Не прописаны права и обязанности всех сторон, участвующих в организации пригородного пассажирского сообщения. И можно массу таких вещей привести. Это самый большой минус. И поэтому, я считаю, сейчас самое главное, прежде чем двигаться дальше и принимать новые решения, это закрыть пробелы в законодательстве. Это и принятие закона о железнодорожном транспорте, и принятие устава, и тот самый закон об обслуживании пассажиров, и постановление о деятельности операторов.

Гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян (фото: logistic.ru)

ВЗГЛЯД: Сейчас поднят снова вопрос отделения железнодорожной инфраструктуры от перевозочной деятельности. Представители РЖД отрицают возможность достижения положительных эффектов такого разделения. Может ли быть нежелание отделять рельсы от локомотивов продиктовано боязнью потерять значимую статью доходов РЖД?

Ю. С.: Этот вопрос не перестает обсуждаться, потому что в той же самой программе реформы на железнодорожном транспорте прописано, что на третьем этапе реформы необходимо оценить целесообразность такого отделения. Но мы остаемся на своих позициях: ранее мы провели расчеты и пришли к выводу, что отделить перевозку от инфраструктуры технически можно, но будет стоить 223 млрд рублей ежегодно (расчеты проводились на основе финансовых данных 2007 года – прим. ВЗГЛЯД). На эту сумму вырастут затраты всей железнодорожной отрасли, которые будут оплачивать либо потребители услуг, либо бюджет. Кстати, Федеральная служба по тарифам посчитала после нас и получила цифру в 190 млрд рублей. Расхождения получились из-за разной оценки рентабельности новых коммерческих субъектов рынка. Но порядок цифр тот же.

ВЗГЛЯД: Существуют ли вообще объективные причины для такого отделения?

Ю. С.: Я, честно говоря, таких объективных причин не вижу. Если считать, что при разделении возникнет конкуренция, то надо задать вопрос: конкуренция ради чего? Если конкуренция приведет к снижению затрат, к улучшению качества оказываемых услуг, одним словом, если конкуренция принесет потребителю благо, то она нужна. Если конкуренция приведет к росту затрат, то зачем она? Ведь что такое естественная монополия? Это такое состояние рынка, при котором функционирование одной компании экономически и технологически более целесообразно, чем нескольких. То есть мы имеем дело с типичным случаем естественной монополии.

ВЗГЛЯД: Но в других государствах такое разделение инфраструктуры и перевозочной деятельности существует. Есть ли позитивные примеры?

Ю. С.: По большому счету, мы положительных примеров не нашли. Более того, в большинстве стран, если не брать Великобританию, это разделение имело политическую подоплеку. Скажем, Евросоюз принял свои антимонопольные директивы, Германия провела условное разделение внутри холдинга DeutscheBahn. Но вот недавний случай: Евросоюз подал на DeutscheBahn в связи с тем, что компания не провела полного разделения, и проиграл дело. Кроме того, в России есть свои особенности – это дефицит инфраструктуры. И даже те исследователи, которые стоят на радикальных позициях полного отделения инфраструктуры от перевозок, оговариваются, что оно не может быть проведено в условиях дефицита инфраструктуры. В той же Германии выдано больше 200 лицензий на осуществление перевозки. И эти субъекты осуществляют перевозки наравне с DeutscheBahn по ее железной дороге. Но ведь они приходят со своим грузом, поскольку у  DeutscheBahn есть 30-процентный профицит инфраструктуры, инфраструктурной компании выгодно это, поскольку она получает дополнительный доход. И, собственно, главным посылом реформы железных дорог в Европе было как раз стремление увеличить перевозки по железнодорожному транспорту. А если у нас проводить разделение, то речь пойдет лишь о том, что существующий груз перераспределится, поскольку большего груза железная дорога принять не сможет. Нового груза не будет. Кроме того, когда в Евросоюзе принимались законы об отделении инфраструктуры от перевозки, ставилась задача создания единой системы железных дорог. Это понятно. Но у нас-то она и так едина. Зачем делить?

ВЗГЛЯД: Какая модель интеграции инфраструктуры и перевозочной деятельности кажется вам оптимальной? Насколько кардинально стоит менять существующую в России модель, стоит ли вообще?

Ю. С.: Я бы на самом деле на сегодняшний день не стал бы ничего менять. У нас есть вертикально-интегрированная компания, которая осуществляет перевозочную деятельность на принадлежащей ей инфраструктуре. И это, получается, чуть ли не самый эффективный способ. Другое дело, что надо заниматься повышением эффективности работы. Но это совсем другая задача. И она не решится отделением инфраструктуры от перевозок.

Текст: Дмитрий Муравьев

Вам может быть интересно

Япония сообщила, что санкции США не затронут ее участие в «Сахалине-2»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?