Экономика

26 апреля 2013, 19:35

Сенаторы пожаловались на дорогие билеты "Аэрофлота"

Цены на билеты крупнейшего российского авиаперевозчика стали предметом рассмотрения Счетной палаты и Совета Федерации. Сенаторов лично не устраивает платить 60 тыс. рублей за рейс Москва – Петербург. «Аэрофлот» готов создать дочернюю авиакомпанию с низкими ценами и просит для этого лишь изменения законодательства.

Счетная палата по итогам аудиторской проверки рекомендовала крупнейшему российскому авиаперевозчику развивать сегмент низкобюджетных перевозок в качестве одного из мероприятий по оптимизации стоимости авиабилетов. Об этом сообщил в пятницу аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин на заседании комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности.

С точки зрения бизнеса это не дает прибыли и бессмысленно, но вы – социально-значимые и должны продумать бюджетные рейсы по ряду регионов

Счетная палата намерена направить соответствующие рекомендации о развитии этого сегмента авиаперевозок в профильные министерства и ведомства.

60 000 за час полета

Сенатор Виктор Пичугов тоже предложил Савельеву создать программу бюджетных внутрироссийских рейсов. «С точки зрения бизнеса это не дает прибыли и бессмысленно, но вы – социально-значимые, социально-ответственные компании и должны продумать бюджетные рейсы по ряду регионов», – заявил Пичугов, передает РИА «Новости».

Сенаторы Совета Федерации недовольны тем, что цены на аэрофлотовские рейсы по России зачастую являются очень высокими, а поскольку сенаторы летают по России очень часто, то «львиная доля расходов Совета Федерации падает именно на авиабилеты», объяснил председатель комитета Вадим Тюльпанов.

Так, билет бизнес-класса Москва – Нью-Йорк стоит 83 тыс. рублей, а цена билета бизнес-класса на рейсе Москва – Санкт-Петербург доходит до 60 тыс. рублей, «притом что в первом случае речь идет о девятичасовом перелете, а во втором – о часовом», привел наглядный пример Тюльпанов.

Сенаторы решили попросить еще и ФАС проверить «Аэрофлот», плюс пообещали осенью посмотреть, какие выводы сделал «Аэрофлот» из результатов проверки Счетной палаты.

Выразил готовность

«Аэрофлот», в свою очередь, готов приступить к созданию национального лоукостера, завил глава компании Виталий Савельев. Однако это возможно только после отмены ряда законодательных ограничений – в Воздушный кодекс и в авиационные правила придется внести изменения, касающиеся невозвратных билетов, норм провоза бесплатного багажа и возможности отмены питания, отметил он.

Еще одной проблемой при создании низкобюджетного перевозчика, по мнению Савельева, является нехватка квалифицированных пилотов.

«Законодательство не позволяет привлекать пилотов из-за границы, даже из СНГ. Если создавать лоукостер с парком минимум в 15 самолетов, то нужно 80 пилотов. У нас есть предварительные контракты с квалифицированными пилотами из Украины и Казахстана, которые хотят вернуться в Россию, но нынешнее законодательство этого не позволяет», – подчеркнул глава «Аэрофлота».

«Мы разработали концепцию создания национального лоукостера, нам не надо на это денег, и появление такой компании приведет к существенному удешевлению цен на билеты. Единственное, что для этого необходимо, – это принятие соответствующей законодательной базы. Нам надо снять ограничения в вопросе лоукостеров, что поставит нас в равные условия с мировыми компаниями», – заявил Савельев на расширенном заседании комитета по регламенту Совета Федерации, передает «Интерфакс».

Ранее «Аэрофлот» также не исключал, что может создать лоукостер на базе одной из дочерних компаний или в форме нового дочернего общества, причем буквально в течение полугода-года после внесения изменений в авиационные правила.

Модель лоукостера

«Возможно, что модель авиалоукостера в связи с изменениями, озвученными «Аэрофлотом», может быть реализована. Но понятно, что его маржа все равно будет меньше, чем у западных лоукостеров, где, кроме вышеназванных параметров, повышающих рентабельность перевозок, имеются и другие отличия не в пользу российских авиакомпаний», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ФГ БКС Игорь Краевский.

«Существенная статья расходов для российских авиаперевозчиков, в отличие от западных, – это плата за инфраструктуру. Аэропортовые сборы в России высокие из-за отсутствия альтернативных аэропортов. Лоукостеры же, как правило, летают не из центральных аэропортов, а из небольших аэропортов или из специально выделенных терминалов, которые находятся на удалении и где тарифы на обслуживание ниже», – отмечает эксперт.

Однако эта мера требует уже не законодательных изменений, о которых говорит «Аэрофлот», а больших вложений и времени.

Еще один важный момент – стоимость авиатоплива. «В европейской части России цены на топливо паритетные с Европой. На Дальнем Востоке все значительно хуже. Там отмечается нехватка авиакеросина, который приходится возить из других частей страны. В итоге цена на топливо там выше из-за транспортной доставки. Плюс из-за низкой конкуренции. Там работают всего два нефтепереработчика: Роснефть и группа «Альянс». Поэтому необходимо развивать переработку нефти на Дальнем Востоке», – отмечает эксперт БКС.

«Большая статья расходов для российских авиакомпаний – это НДС в 18%. Европейские перевозчики не платят НДС. Если на внутренних российских маршрутах смогут снизить или обнулить этот налог, то это поможет развитию лоукостера в России», – говорит Краевский.

Но если это будет сделано, то «Аэрофлот» столкнется на внутренних перевозках с серьезной конкуренцией со стороны других перевозчиков, например с Utair или «Сибирью», считает эксперт. «Если НДС обнулят, то, думаю, другие авиакомпании смогут подвинуть «Аэрофлот» на внутренних линиях, поэтому «Аэрофлот» и не предлагает данное изменение в качестве решения», – считает Краевский.

#{intervieweco}Кредиты российским авиакомпаниям также обходятся дороже, чем европейским. На иностранные лайнеры в России действуют высокие пошлины, и снижение обсуждается только на те типы самолетов, которые не производятся в России или которые не планируется собирать. Чтобы поставить отечественные лоукостеры в одинаковое положение с иностранными, «необходимо также субсидирование по кредитным ставкам, снижение таможенных пошлин на закупку иностранных лайнеров», заключает Краевский.

Почему цены высокие

Счетная палата провела аудит деятельности «Аэрофлота» за 2010–2011 годы и девять месяцев 2012 года и назвала несколько причин высокой стоимости перевозок «Аэрофлота» по сравнению с другими авиакомпаниями. Это связано, в частности, с наличием большого объема неэффективных затрат у компании.

Счетная палата выявила, что 13,9 млрд рублей «Аэрофлот» потратил неэффективно. Так, нарушения, связанные с реализацией услуг и товаров, составляют около 8,5 млрд рублей. Неэффективные расходы по привлечению кредитных ресурсов и вложению в дочернюю компанию «Аэрофлот-финанс» составили около 4 млрд рублей. В частности, «Аэрофлот», не имея достаточного объема собственных оборотных средств, давал взаймы дочерним компаниям, привлекая кредитные средства Сбербанка. В итоге выдача займа на 12 млрд рублей «Аэрофлот-финансу» уменьшила совокупный доход «Аэрофлота» на 3,8 млрд рублей.

Плюс сделками по продаже и обратному выкупу товарных знаков «Аэрофлоту» нанесен ущерб на сумму свыше 1,5 млрд рублей.

Кроме того, треть стоимости авиаперевозок компании приходится на затраты на горюче-смазочные материалы, в том числе вследствие недостаточной конкуренции среди топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах, указали аудиторы.

К слову, эту проблему правительство уже пытается решить. В конце 2012 года ФАС вместе с Минтрансом и МЭР предложили сделать обязательным наличие двух альтернативных ТЗК в аэропортах с пассажиропотоком свыше 1 млн человек в год и трех ТЗК в аэропортах с пассажиропотоком свыше 5 млн человек в год.

Ценообразование

В целом в стоимости авиаперевозок «Аэрофлота» 53% расходов связаны с выполнением полета: 32% – горюче-смазочные материалы, 21% – аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, поставщики которого являются монополистами на территории РФ.

Еще 27% расходов идут на содержание в исправном состоянии воздушных судов, 11% – на обслуживание пассажиров и обработку грузов, 10% – на организацию и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы), передает «Бизнес-ТАСС».

Все не так

Однако «Аэрофлот» не согласился с выводами Счетной палаты, отметив, что высокая стоимость перевозок объясняется, прежде всего, выгодным временем отправления и прибытия плюс обновленным парком самолетов. Компания не считает свои расходы неэффективными. По словам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, рекламные и административные расходы компании обоснованы ростом производственных показателей, передает «Бизнес-ТАСС».

«В 2009 году процент занятости кресел составлял 62%, компания стояла на грани банкротства. Сейчас же этот показатель достиг 77,9%. Важно понимать, что 1% занятости кресел – это 2 млрд рублей в доход компании. Финансовые и производственные показатели свидетельствуют об эффективности затрат», – заявил Савельев.

Кроме того, Савельев отметил, что цены на топливо для компании самые низкие. «Цена билета складывается из множества факторов, основной – это цена на керосин, которая составляет 32–33% от стоимости билета. У нас прямые договора, а поэтому самое дешевое топливо», – отметил Савельев.

При этом, по его словам, компания старается снизить топливные расходы, в частности, за счет обновления парка. Так, новые Airbus A330 потребляют вдвое меньше топлива, чем старые Ил-96, указал Савельев.

Впрочем, он согласился со Счетной палатой, что снизить стоимость авиабилетов можно, если создать систему альтернативных топливно-заправочных комплексов в аэропортах.

Стоимость перевозок авиакомпании также во многом зависит от лизинговых платежей и высоких затрат на обновление парка воздушных судов, заявил Савельев. При этом закупки, связанные с лизингом, у компании достаточно прозрачные.

«Самый дешевый самолет «Аэрофлота» – Airbus A319 – стоит 60 млн долларов. Мы не можем покупать самолеты на конкурсной основе, так как приобретаем воздушные суда непосредственно с завода-изготовителя, как и все ведущие авиакомпании мира», – сказал он.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Миллер заявил о возможном досрочном завершении строительства «Силы Сибири – 2»
Темы дня

Африка требует расплаты от Франции

Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.

«Великие Луки» помогут созданию атомных подводных лодок нового поколения

Под конец года в состав ВМФ РФ принята новая подводная лодка – Б-587 «Великие Луки», корабль, который относится ко второй модификации проекта 677 «Лада». Проект рождался с большим трудом, но оно того стоило. Почему подводные лодки данного класса принципиально важны для будущего российского Военно-морского флота?

Захарова объявила о готовности обсудить гарантии ненападения на НАТО

Умерла Вера Алентова

Запад накрыли сумерки «блестящей изоляции»

Новости

Алжир потребовал от Франции извинений и возврата казны

Алжир начинает использовать судебно-правовые механизмы против Франции, чтобы добиться признания преступного характера политики колониализма и возврата разграбленного имущества, заявил депутат Национальной народной ассамблеи (парламента) от партии «Движение общества за мир» Слиман Заркани.

Российские войска освободили Свято-Покровское возле Северска в ДНР

Подразделения Южной группировки освободили населенный пункт Свято-Покровское южнее Северска в Донецкой народной республике (ДНР).

Минпромторг предложил отсрочить оплату утильсбора

Крупнейшие российские автопроизводители могут получить отсрочку по уплате утильсбора на год, что позволит высвободить оборотные средства.

Нашелся пропавший экс-депутат Госдумы Герасименко

Ранее исчезнувший экс-депутат Госдумы Николай Герасименко был обнаружен живым в Москве после поисков.

Мосгорсуд обязал Долину покинуть квартиру в Хамовниках

Певица Лариса Долина должна покинуть квартиру в Хамовниках вместе с семьей после решения Мосгорсуда, вступившего в силу незамедлительно.

Сын основательницы РЕН-ТВ Лесневской рассказал о причинах смерти матери

Основатель телеканала РЕН-ТВ и член Академии Российского телевидения Ирена Лесневская умерла после продолжительного заболевания, сообщил ее сын Дмитрий.

В Гуляйполе уничтожены подземные бункеры ВСУ

Подземные бункеры ВСУ в городе Гуляйполе были уничтожены российской армией, заявил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Путин исполнил мечту школьницы о визите в Звездный городок

Президент России Владимир Путин создал новогоднее чудо для Варвары Смахтиной, осуществив ее детскую мечту посетить Центр подготовки космонавтов и Большой театр.

МИД рекомендовал россиянам отказаться от поездок в Германию без необходимости

Министерство иностранных дел России предупредило о рисковых ситуациях для граждан страны при въезде в Германию и рекомендовало ограничить поездки в ФРГ.

Космические войска успешно запустили ракету «Союз-2.1а»

С космодрома Плесецк выполнен успешный запуск ракеты среднего класса «Союз-2.1а» с установленным на ней космическим аппаратом, сообщили в Минобороны.

Задержан главный организатор попытки госпереворота в Грузии

Министр обороны и внутренних дел саакашвилевского режима Бачана Ахалая задержан в четверг Службой госбезопасности Грузии в качестве главного организатора попытки свержения властей 4 октября, в день муниципальных выборов в Грузии, заявил на брифинге первый заместитель руководителя СГБ Лаша Маградзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Экономика России показала рост в три раза быстрее еврозоны

Российская экономика за три года увеличила ВВП на 9,7%, что значительно опередило аналогичный показатель еврозоны, составивший 3,1%, заявил вице-премьер России Александр Новак.
Мнения

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов