Экономика

2 апреля 2013, 20:30

Мост через реку Лену в Якутии станет самым дорогим в мире

Фото: mostovik.ru

80 миллиардов рублей за мост длиной чуть более трех километров – такие цифры озвучил во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев, говоря о новом важном инфраструктурном проекте. Впрочем, основная нагрузка должна лечь на плечи частного инвестора. Эксперты объясняют, что столь фантастические расходы в данном случае вполне понятны.

Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился провести конкурс на заключение концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию моста через реку Лену в районе Якутска стоимостью свыше 80 млрд рублей. Этот мост необходим, чтобы связать Якутск с БАМом и Транссибом.

Частный инвестор-концессионер должен спроектировать мост по самым новым технологиям и построить его в сжатые сроки с учетом сложных климатических условий

«Я подписал распоряжение о проведении конкурса на заключение концессионного соглашения. Речь идет о проектировании, строительстве и эксплуатации такого моста. О контракте полного жизненного цикла», сказал Медведев на заседании госкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.

«На строительство и первый период эксплуатации моста планируется израсходовать более 80 миллиардов рублей. Подрядчики должны исходить из того, что затраты на содержание объекта напрямую зависят от качества материалов и строительных работ», отметил премьер.

«Частный инвестор-концессионер должен спроектировать мост по самым новым технологиям и построить его в сжатые сроки с учетом сложных климатических условий, с последующим возмещением своих расходов из федерального бюджета по заранее определенной схеме, в определенном размере», сказал Медведев. «Рассчитываю, что это будет качественно и в срок», заявил он.

Корректировка проекта

Буквально в конце 2012 года Росавтодор оценивал сметную стоимость строительства моста через Лену всего в 54,9 млрд рублей (причем в ценах 2013 года). Ведомство планировало, что только 20% средств будут привлечены за счет частных инвесторов, остальные даст федеральный бюджет. Предполагалось, что выигравшая конкурс компания должна построить мост к 2018 году и содержать его до 2030 года. Государство со своей стороны обязалось каждый год платить компании эксплуатационный платеж для возмещения инвестиций частного инвестора: всего 11,6 млрд рублей в течение 20192030 годов.

Таким образом, строительство и эксплуатация моста оценивались в 66,5 млрд рублей вместо нынешних 80 млрд.

Получается, что цена проекта выросла на 13,5 млрд рублей, а строительство моста и его эксплуатацию могут полностью возложить на частных инвесторов. Медведев не говорит о том, что предполагается тратить средства из бюджета. Впрочем, он указывает на возмещение расходов инвесторов из федерального бюджета, вероятно, во время эксплуатации моста, но суммы также не называет.

По плану Росавтодора, длина моста должна составить свыше 3 км, ширина две полосы, по одной в каждую сторону. Иначе говоря, каждый километр должен обойтись приблизительно в 27 млрд рублей. Мост должен соединить Якутск с левым берегом Лены. Кроме того, планировалось построить около 15 км подходов от действующих федеральных и местных дорог. Предполагалось также, что этот мост будет совмещенным  автодорога плюс железнодорожные пути.

Не исключено, что возросшая стоимость проекта связана с его изменением, например, вместо двухполосной автодороги решено построить четырехполосную или с еще большим числом полос. Однако Дмитрий Медведев во вторник ничего не сказал о деталях проекта.

Самый дорогой в мире

Мост через Лену со сметой в 80 млрд рублей обещает стать самым дорогим в мире.

Этот мост длиной более 3 км дороже, чем мост, построенный китайцами через залив Ханчжоувань длиной целых 45,6 км (его цена 2 млрд долларов или 62 млрд рублей) и чем виадук Мийо во Франции длиной 2,5 км (394 млн евро или 15,7 млрд рублей).

Впрочем, мост через Лену дороже даже мостов, которые уже были построены на остров Русский и через бухту Золотой Рог. Мост на остров Русский длиной более 3 км с четырьмя полосами движения и пилонами в 321 м обошелся в 35,4 млрд рублей, а через бухту Золотой Рог во Владивостоке длиной 1,4 км с четырьмя полосами и пилонами в 226 м в 20,1 млрд рублей.

«В этом нет ничего удивительного. Ведь мост через Лену должен быть построен в таких экстремальных условиях, где ничего из названного не строилось. Там и резкий перепад температур, и вечная мерзлота, и полное отсутствие какой-либо инфраструктуры, поэтому очевидно, что стоимость строительства будет большой. К тому же никто не отменял и инфляцию, и рост тарифов и т.п.»,  говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Кроме того, как писала газета ВЗГЛЯД, уже построенные российские мосты более сложные инженерные сооружения, чем китайский и французский. Мост через Лену будет не только автомобильным, но и железнодорожным, что также увеличивает смету.

К тому же, 80 млрд рублей будут включать в себя не только расходы на строительство, но и средства на эксплуатацию объекта в течение 8 лет, поэтому сумма не такая уж большая, добавляет экономист.

Зачем нужен

Строительство моста через Лену для Якутии – вопрос стратегический. Как сообщал в конце прошлого года «Федерал Пресс.Дальний Восток», столица республики до сих пор не имеет круглогодичного сухопутного сообщения с «большой землей», хотя ее население с пригородами превышает 260 тыс. человек.

#{image=642632}«Летом выехать можно по понтонному мосту, а зимой – по зимнику, проложенному по льду реки. Осенью и весной остается лишь авиация. Решить проблему мог именно мост, который станет финальным участком Амуро-Якутской железной дороги, которая соединяет юг и центр республики с Байкало-Амурской магистралью. К настоящему времени АЯЖД вышла к поселку Нижний Бестях, расположенному напротив Якутска на другом берегу реки», пишет издание.

«Главную выгоду, может, и трудно измерить в деньгах, но она того стоит. Мост решит важную социальную задачу региона. Он может стать катализатором экономического роста в республике и соседних регионах, ведь увеличатся грузовые и пассажирские перевозки, появятся новые рабочие места, могут появиться новые предприятия, будет развиваться инфраструктура, сфера услуг», говорит Дмитрий Баранов.

Советский долгострой

Мост через Лену является одним из советских долгостроев. Медведев не скрывает, что первоначальный проект моста был подготовлен еще в 80-х годах прошлого века, но в силу разных причин не был исполнен.

Современная Россия вернулась к этому вопросу почти десять лет назад, однако воз и ныне там. Из советского долгостроя этот проект постепенно превращается в российский долгострой. И если частного инвестора на дорогостоящий проект так и не найдут, может так и остаться долгостроем.

Впрочем, по данным газеты «Ведомости», среди желающих побороться за этот проект крупнейшие игроки инфраструктурного рынка. В частности, «Трансстрой», СК «Мост», НПО «Мостовик», и интерес выказывал «Мостотрест». В 2008 году компания «Мостовик» даже разработала свой проект строительства моста через Лену.

Однако эти компании интересовались строительством моста через Лену, когда речь шла о вложении частных средств в объеме 20% (11 млрд рублей) от общей стоимости строительства в 55 млрд рублей. Теперь же инвесторам предлагается вложить все 80 млрд рублей, и список желающих может поредеть.

«Проблема в том, что период окупаемости проекта очень длительный, а учитывая, что у нас в стране все меняется чуть ли не диаметрально каждый год, частные инвесторы не готовы на такие риски. Поэтому единственным выходом является строительство за счет бюджетных средств, но эффективность расходования их, к сожалению, оставляет желать лучшего. А это приводит к более низкой эффективности инвестиций или сокращению масштабов проектов»,  говорит газете ВЗГЛЯД аналитик БКС Игорь Краевский.

Найти такого инвестора будет сложно, соглашается Баранов. Однако, по его мнению, сегодняшние условия проекта лишь база для дальнейших переговоров с инвестором, и если такой инвестор будет найден, то конечные условия контракта будут значительно отличаться от них.

«Не исключено, что придется предоставлять какие-либо дополнительные льготы инвестору, который согласится войти в проект. В частности, нельзя исключать варианта, что хотя бы частично, но бюджетное финансирование проекта будет осуществляться или государство предоставит гарантии для получения заемных средств. Может быть продлен срок эксплуатации моста инвестором или предоставлены какие-то другие льготы», отмечает Дмитрий Баранов. Будет оговариваться также плата государства за пользование мостом.

Как менялся проект

Проект строительства моста через Лену еще в середине 2000-х годов попал в целевую госпрограмму «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 20052010 годы и на период до 2015 года». В нем сдать мост в эксплуатацию планировалось в 2012 году, а его стоимость была определена в 16 млрд рублей. Впрочем, уже тогда МЭР не верило, что удастся уложиться в эту сумму.

Однако в 2010 году проект отправили пылиться, а якутские власти стали рассматривать альтернативный проект – подводного тоннеля под руслом реки. Впрочем, и этот проект не прошел из-за дороговизны. Уже тогда тоннельный вариант оценивали в 100 млрд рублей. В федеральной целевой программе развития транспорта на 20102015 годы вернулись к проекту строительства моста через Лену и 100 км железнодорожных подходов. Стоимость оценивалась уже свыше 81 млрд рублей.

В конце концов проект отдали Росавтодору. Буквально в феврале этого года власти Якутии и Росавтодор подписали соглашение, по которому уже во втором квартале 2013 года планируется начать проектирование моста через Лену стоимостью 36 млрд рублей, а построить – в 20142018 годах. Согласно документу, на первом этапе должен быть построен транспортный переход с обеспечением выхода автотранспорта на федеральные автомобильные дороги М56 «Лена» и «Вилюй», а на втором этапе  создание железнодорожного перехода и доведения железной дороги до Якутска, сообщали власти Якутии.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Марочко: В ДНР за Резниковку начались бои, Димитров зачищают
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов