Как сообщило ГСУ СКР по Москве, следователи пришли с обыском в офис дочерней компании «Русала» «Русал Фольга» в рамках уголовного дела о неуплате налогов на сумму более 200 млн рублей. Помещение дочерней компании расположено в Москве на Таганке (на Николоямской улице), где также находится головной офис алюминиевого гиганта.
Такая схема уклонения от уплаты налогов в России применяется очень часто и получила название «обнальной
«Русал Фольга» участвует в реализации продукции упаковочного дивизиона Русала, в который входят четыре предприятия – производителя фольги. По итогам 2012 года Русал увеличил выпуск фольги и упаковочной продукции на 6% – до 86 тыс. тонн.
Налоговые претензии руководству ООО «Русал Фольга» были предъявлены еще весной 2012 года. Тогда компании было предложено уплатить налоги за два года (с 2008 по 2009) на сумму 211 млн рублей, однако она отказалась и в июне обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском, чтобы налоговые претензии признали недействительными. 16 января 2013 года суд в иске отказал.
А 31 января 2013 года следственное управление СКР по Юго-Восточному округу Москвы возбудило уголовное дело в отношении гендиректора ООО «Русал Фольга» Игоря Касьянова по подозрению в уклонении от уплаты налогов уже на 289 млн рублей (по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ). К основному долгу добавились еще 78 млн в виде пеней и штрафов.
Штукатур-маляр
По данным СК, официально Игорь Касьянов занимался оптовой торговлей упаковочными материалами на основе алюминиевой фольги и оказывал агентские услуги по их экспорту с 2008 по 2009 год, используя реквизиты фиктивной организации. В регистрах бухгалтерского учета и в налоговых декларациях «Русал Фольги» были указаны ложные сведения, касающиеся расходов по договорам с фиктивной организацией.
В реальности же, утверждает следствие, эта организация не поставляла бумагу, лак, краску, клей и другие товары в адрес «Русал Фольги», именно поэтому и не был в полном объеме уплачен налог на прибыль и НДС.
По данным «Коммерсанта», компанией, куда «Русал Фольга» перечисляла свои средства, было некое ООО «Инторг».
Директором этой фирмы значилась некая Сафронова Оксана Валентиновна, на чью личность и жизненный путь специально обратил внимание суд в своем решении: она окончила профессиональное училище и имеет среднее специальное образование, специальность штукатур-маляр 3-го разряда. Она работает в разных местах, нигде официально не оформляясь, выполняет работы по покраске домов частного сектора.
Сафронова была допрошена как свидетель, и выяснилось, что она не являлась руководителем компании «Инторг» и о ее деятельности ничего не знала. Она также не подписывала никакие документы, и доверенности на это никому не выдавала. С руководством «Русал Фольги» даже не была знакома.
Также суд был удивлен, что компания «Русал Фольга» перечислила 600 млн рублей поставщику, но генеральный директор компании не смог сказать, как были установлены взаимоотношения с «Инторг» и кто выступал контактным лицом от этой компании.
Именно поэтому Арбитражный суд решил, что реальной поставки товара от «Русал Фольги» компании «Инторг» не было.
Суд посчитал, что инспекции удалось доказать, что «Русал Фольга» действовала без должной осмотрительности при совершении сделок. Кроме того, компания знала или должна была знать о подложности документов или о том, что «Инторг» является подставной фирмой, не занимающейся реальной предпринимательской деятельностью.
Классическая схема
«Это «классическое» дело по сотрудничеству с фирмой-однодневкой», – считает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене.
Схема ухода от налогов вкратце такова: компания заключает договор с фирмой-однодневкой о поставке товаров и услуг, оплачивает их. В истории с Русалом речь идет о заключении договора на сумму свыше 2 млрд рублей. Далее фиктивный подрядчик, зарегистрированный на подставное лицо, поставляет товары только на бумаге, а деньги направляет другим «однодневкам», где они обналичиваются, указывает младший партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Елена Родионова.
«По таким операциям реально товар не поставляется, но изготавливаются документы о его поставке, которые служат основанием для занижения налоговой базы по налогу на прибыль и возмещению НДС. При этом фирма-однодневка налоги со своих доходов не платит, реально не работает и в штате содержит всего одного человека. Такая схема уклонения от уплаты налогов в России применяется очень часто и получила название «обнальной», – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов.
По его словам, среди налоговых споров «обнальная» схема уклонения от уплаты налогов периодически встречается в деятельности производственных, строительных и торговых компаний.
«Однако в последние годы раскрываемость налоговых схем с использованием фирм-однодневок заметно возросла. Контролирующие органы приобрели серьезный опыт в противодействии налоговым правонарушителям, и сегодня все сложнее не только скрыть от них связь с фирмой-однодневкой, но и доказать в суде свою непричастность к налоговому правонарушению», – говорит Елена Родионова.
Русал не согласен
В UC Rusal официально заявили, что налоговые претензии к дочерней компании считают необоснованными. Решение Арбитражного суда Москвы, которое легло в основу этих претензий, «не вступило в законную силу и будет обжаловано компанией в установленном законодательством РФ порядке», сообщили в пресс-службе компании. 21 февраля «Русал Фольга» подала апелляционную жалобу на это решение.
Если апелляционная инстанция оставит жалобу без удовлетворения, то у «Русал Фольги» остается только возможность кассационного обжалования в ФАС Московской области и возможность пересмотра этого дела в порядке надзора ВАС РФ, говорит Кира Гин-Барисявичене.
«Однако шансы добиться пересмотра решения у компании крайне низкие. В первой судебной инстанции «Русал Фольга» не смогла представить никаких доказательств проявления должной осмотрительности и реальности хозяйственных операций», – считает Гин-Барисявичене.
«У компании «Русал» есть вариант добровольно уплатить все недоимки, в результате чего уголовное дело будет прекращено на основании новых поправок в УПК о расследовании экономических преступлений. После этого у компании останется право обжаловать претензии налоговиков в Арбитражном суде», – отмечает Сергей Варламов.