По словам Андрея Бирюкова, производство «ё-мобилей» будет запущено не раньше марта 2015 года. Изначально завод по выпуску этих автомобилей должен был заработать во второй половине 2012 года, а серийная сборка была намечена на конец прошлого года.
Сейчас мы полностью завершили испытания электрической трансмиссии, у нас идет все в графике
Что касается завода, то на этот раз было сказано, что строительство завода в Санкт-Петербурге будет завершено во втором полугодии 2014 года. «Сейчас мы полностью завершили испытания электрической трансмиссии, у нас идет все в графике. Завтра у нас заседание совета директоров, там мы определим дату и модель, которую первой представим в рамках будущего производства», – цитирует Бирюкова РИА «Новости».
В последний раз Андрей Бирюков предупреждал о переносе сроков запуска производства в сентябре прошлого года. Тогда в качестве причины задержки назывались «проблемы с американским подрядчиком по выпуску кузова». По неофициальной информации СМИ, американский подрядчик не выполнил в срок контракт на разработку кузова, поэтому российской компании пришлось самой заняться разработкой кузова и сдвинуть сроки проекта.
А между тем в мае 2011 года компания начала официальный прием онлайн-заказов на «ё-мобили», сейчас их количество превысило 200 тыс. В итоге Андрею Бирюкову пришлось уйти с поста генерального директора «Ё-авто», оставшись в компании на посту председателя совета директоров. Новым гендиректором в сентябре 2012 года стал Андрей Гинзбург, работавший главным конструктором компании с самого начала проекта.
«Мы уже завершили этап проектирования, в настоящий момент проводим валидацию технических решений и намерены уже в следующем году приступить к сертификации нашего инновационного продукта. Во втором квартале мы представим для испытаний предсерийные прототипы, которые также будут доступны для тест-драйвов нашим потенциальным покупателям, оформившим предзаказ», – сказал он сразу после своего назначения.
О разработке проекта «народного гибрида» Михаил Прохоров заявил еще в начале 2010 года. В декабре 2010 года бизнесмен лично представил три действующих образца гибридного автомобиля, получившего название «ё-мобиль»: хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Планируется, что топливом для автомобиля будет служить бензин или газ, а вместе с двигателем внутреннего сгорания будут работать и электромоторы. «Онэксим» и «Яровит» владеют «Ё-авто» через люксембургскую City Car Investments.
В середине 2011 года был заложен первый камень будущего завода в Санкт-Петербурге. Инвестиции в две очереди предприятия в СП оценивали в 260 млн евро. Мощность завода должна составить 90 тыс. автомобилей в год. В 2011 году СП получило международный идентификационный код изготовителя транспортного средства (WMI), необходимый для серийного выпуска автомобилей.
Планируется, что топливом для автомобиля будет служить бензин или газ, а вместе с двигателем внутреннего сгорания будут работать и электромоторы. Стоимость «ё-мобиля» тогда заявлялась в рамках 350–450 тыс. рублей. Правда, впоследствии было заявлено о повышении стоимости машины. Назывались цифры в районе полумиллиона рублей. Это было связано с тем, что первым серийным «ё-мобилем» станет кроссовер, но более высокого класса, чем объявлялось ранее.
Эксперты говорят о том, что переносы сроков производства нового автомобиля довольно сильно портят его имидж. «Перенос сроков запуска завода негативным образом отразится на проекте «Ё-авто», в первую очередь это коснется имиджа проекта, в который и в настоящее время верят немногие, считая данный проект по большей части пиар-акцией», – сказала газете ВЗГЛЯД отраслевой аналитик ИФК «Метрополь» Анна Долайчук.
«Затягивание сроков свидетельствует о проблемах, увеличении расходов. Компенсировать эти издержки невозможно, поскольку проект создается практически с нуля», – отмечает директор филиала «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов.
Между тем вполне возможно, что производители «ё-мобилей» вскоре могут столкнуться с растущей конкуренцией на рынке гибридных автомобилей. Минпромторг предлагает дополнить перечень оснований для предоставления льгот автопроизводителям и внести в него создание энергоэффективных производств легковых гибридных и электромобилей, а также объектов зарядной инфраструктуры.
Индикатором энергоэффективности машин станет расход топлива на 100 км пути. Предлагаемый максимальный расход топлива для гибридов должен составлять не более 4 л на 100 км, а для электромобилей – не более 13,5 кВт/ч на 100 км. Сейчас на получение налоговых льгот автопроизводители могут рассчитывать только при осуществлении инвестиций в производство энергоэффективных легковых машин, работающих на бензине, дизельном и газомоторном топливе.
Для автомобилей, работающих на бензине, расход топлива должен составлять не более 6,54 л на 100 км, на дизельном топливе – не более 5,03 л на 100 км, на газе – не более 8 л на 100 км. Также льготы могут быть получены на производство автомобилей с водородным двигателем и на создание топливных водородных элементов емкостью более 100 Вт/л.