Новый механизм субсидирования региональных авиаперевозок позволит увеличить их объем к 2015 году до 7 млн пассажиров, что на треть больше, чем сейчас, заявил глава администрации президента Сергей Иванов.
Новый механизм субсидирования региональных авиаперевозок позволит увеличить их объем к 2015 году на треть
«Сейчас проходит обкатку новый механизм господдержки, когда субсидируется не авиабилет, как, например, мы делаем с Дальним Востоком и Калининградом, а сам маршрут, по которому выполняются региональные рейсы», – сказал Иванов на форуме «Транспорт России» в Гостином дворе.
Новый механизм субсидирования был введен с 1 апреля этого года на территории Приволжского федерального округа. Кроме того, стартовала также программа субсидирования перевозок по 32 региональным маршрутам – в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. «Прежде всего там, где отсутствует железнодорожное сообщение», – напомнил Сергей Иванов.
В последние годы российские авиакомпании увеличивали пассажиропоток в основном за счет международных маршрутов, тогда как на внутренних линиях число летающих пассажиров неуклонно падало.
В 2012 году из 74 млн пассажиров, которые перевезли российские авиакомпании, только 17,8 млн пассажиров совершили полет внутри страны. Причем большая часть внутренних перевозок приходилась на крупные аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга. Из слов Иванова ясно, что сейчас между регионами России (без Москвы) летают лишь 5,4 млн человек. Это значит, что программа субсидирования перевозок должна помочь 1,6 млн россиянам воспользоваться местными и региональными перелетами.
Новая схема
Программа субсидирования авиабилетов на региональных маршрутах уже несколько лет работала в ряде регионов Дальнего Востока и в Калининграде. Правительство выбирало перевозчиков на конкурсах, затем по согласованию с ними производился расчет экономически обоснованного тарифа и размера субсидии. По такой схеме субсидировался тариф на авиабилеты в Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Сахалинской области. При этом субсидируемый авиабилет могли купить только определенные категории граждан – молодежь и пожилые люди.
Однако в этом году правительство опробовало новый механизм субсидирования. Теперь перевозчики получают субсидию не за каждый льготный проданный билет, а в целом за каждый рейс по маршруту, участвующему в программе. Пассажиры оплачивают 50% стоимости регионального перелета, а остальные 50% субсидируются из федерального и регионального бюджетов на равной основе.
Полеты в рамках нового проекта предусмотрены по 114 воздушным линиям, основные узловые аэропорты – Нижний Новгород, Самара и Казань. Правительство выделило 300 млн рублей на финансирование программы.
Корректировка правил
Летом правила предоставления этих субсидий решили уточнить. Во-первых, правительство увеличило федеральное финансирование с 300 млн до 450 млн рублей. Во-вторых, были ужесточены критерии выбора авиаперевозчиков. Сначала в программе могла участвовать почти любая авиакомпания, а теперь стали учитывать частоту выполнения рейсов по субсидируемым маршрутам, количество таких маршрутов, обслуживаемых авиакомпанией самостоятельно (а не по договору с другим перевозчиком), плюс количество самолетов российского производства, участвующих в программе.
В первые месяцы работы программы было установлено, что старые маршруты пользуются наибольшим спросом у пассажиров, а некоторые новые маршруты оказались совсем невостребованными.
«Наибольшей популярностью пользуются старые рейсы. Например, более половины «льготников» улетело из Курумоча (Самара) в Нижний Новгород. В занимающий второе место Оренбург в июле отправилось уже только 680 пассажиров. Это 13% от общего объема льготных перевозок. Еще меньше улетело в Казань – 650 человек. Нетрудно понять, что на другие маршруты в рамках государственной программы субсидирования спрос еще меньше», – отмечал ранее эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров.
При этом из Курумоча по льготному тарифу можно улететь также в Ижевск, Пермь, Саранск, Саратов и Уфу, а в постановлении правительства говорилось еще и о маршрутах в Йошкар-Олу, Киров и Пензу. Но спрос на них оказался невелик. Так, администрация аэропорта Курумоч отмечала, что полеты в Пензу так и не были осуществлены, потому что билеты на это направление оказались невостребованными. Хотя тариф на этом направлении (как определили в постановлении) был максимум около 3 тыс. рублей при расстоянии между Самарой и Пензой в 440 км.
В итоге правительство решило старые маршруты выделить в отдельный список (их 10), для них был определен конкретный размер субсидий – 58,85 млн рублей. Судя по всему, для того чтобы все выделяемые средства не ушли только на эти 10 маршрутов.
Для остальных 104 новых маршрутов были определены только размер тарифа и размер субсидий, которые перевозчик получает за каждый рейс. Таким образом, субсидии с рейсов, которые вообще не востребованы, перераспределятся на другие маршруты.
Замена базового перевозчика
Базовым перевозчиком новой программы субсидирования в ПФО в 2013 году была выбрана авиакомпания «Татарстан». В качестве привлекаемых перевозчиков были определены «Ак Барс Аэро», «ЮТэйр» и «Авиа Менеджмент Груп». Однако после трагедии в середине ноября, когда пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился при посадке в аэропорту Казани, «Татарстан» будет заменен на другого перевозчика.
Росавиация уже готовит приказ об отзыве сертификата эксплуатанта у «Татарстана» и одновременно ведет переговоры с рядом крупнейших российских авиаперевозчиков, в том числе с «ЮТэйр», о передаче маршрутов «Татарстана». Об этом сообщил в четверг гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.
Первый успех
Однако в целом уже первые два месяца работы программы в Поволжье оказались успешными. Объем региональных перевозок удалось увеличить в 2,5 раза. Стоимость билетов на рейсы авиакомпании «Татарстан» внутри ПФО в рамках льготных маршрутов составляли в среднем 2000 рублей, говорили газете ВЗГЛЯД в авиакомпании «Татарстан» в конце мая.
По данным Алексея Захарова, если в мае аэропорт Курумоч (Самара) обслужил 3,6 тыс. «льготников», то в июне – уже 4,3 тыс., а в июле – более 5 тыс. человек.
По данным Минтранса, на конец ноября 2013 года в рамках этой программы было перевезено почти 310 тыс. пассажиров, а бюджет госпрограмм субсидирования региональных перевозок превысил 2,65 млрд рублей.
В результате действия программ восстановлено авиасообщение между городами, отсутствовавшее десятилетиями, региональные перевозки опережают внутренние перевозки, а темпы роста региональных перевозок превышают 16%, говорил замминистра транспорта Валерий Окулов.
Деньги на 2014 год выделены
В итоге в конце ноября правительство решило продлить субсидирование региональных маршрутов по новой схеме, успешно опробованной в этом году. Уже подготовлен соответствующий проект. Причем в федеральном бюджете на 2014–2016 годы на указанные цели предусмотрено целых 3,6 млрд рублей.
В проекте сохранены параметры субсидируемого маршрута по протяженности (1800 км, если узловой аэропорт расположен на территории ДФО, и 1200 км, если узловой аэропорт расположен на территориях остальных округов).
Также правительство установило правило, что субсидируется тот маршрут, на котором ежегодный пассажиропоток не превышает 8 тыс. пассажиров, а для ДФО – 10 тыс. пассажиров. Это сделано для того, чтобы поддерживать только те маршруты, на которых пассажиропоток не обеспечивает загрузку рейса в 70–80% на самолетах вместимостью до 30 пассажиров. Логика в том, что если рейс не загружен на 70–80%, то это не обеспечивает рентабельность перевозки и приводит к закрытию маршрута. Поэтому такие недозагруженные направления и надо субсидировать.
Эта программа субсидирования региональных перевозок, в рамках которой было перевезено почти 310 тыс. пассажиров, показала свою эффективность, поэтому прогнозы по увеличению числа перевезенных пассажиров до 2015 года вполне оправданны, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Именно поэтому государство и увеличивает финансирование этих программ и на 2014–2016 годы выделяет 3,6 млрд рублей», – указывает Дмитрий Баранов.
Кроме того, это подтолкнет развитие региональных аэропортов. «Регионы уже стремятся сделать свои аэропорты привлекательнее, лучше и производительнее, чем у соседей, и эта тенденция будет нарастать», – говорит Баранов. Продолжится передача региональных аэропортов из федеральной собственности в руки региональных властей, добавляет он.
Также благоприятно сказаться на развитии региональных авиаперевозок должно развитие внутреннего и въездного туризма и экономической миграции внутри страны, отмечает Баранов.