Экономика

5 декабря 2013, 21:10

Россиянам обещают больше доступных перелетов внутри страны

Фото: ИТАР-ТАСС

В 2015 году летать на самолете из одного российского региона в другой смогут уже 7 млн россиян, что на треть больше, чем сейчас, прогнозирует глава администрации президента Сергей Иванов. Это станет возможным благодаря продлению новой схемы субсидирования региональных перевозок, которая была успешно опробована в этом году.

Новый механизм субсидирования региональных авиаперевозок позволит увеличить их объем к 2015 году до 7 млн пассажиров, что на треть больше, чем сейчас, заявил глава администрации президента Сергей Иванов.

Новый механизм субсидирования региональных авиаперевозок позволит увеличить их объем к 2015 году на треть

«Сейчас проходит обкатку новый механизм господдержки, когда субсидируется не авиабилет, как, например, мы делаем с Дальним Востоком и Калининградом, а сам маршрут, по которому выполняются региональные рейсы», – сказал Иванов на форуме «Транспорт России» в Гостином дворе.

Новый механизм субсидирования был введен с 1 апреля этого года на территории Приволжского федерального округа. Кроме того, стартовала также программа субсидирования перевозок по 32 региональным маршрутам – в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. «Прежде всего там, где отсутствует железнодорожное сообщение», – напомнил Сергей Иванов.

В последние годы российские авиакомпании увеличивали пассажиропоток в основном за счет международных маршрутов, тогда как на внутренних линиях число летающих пассажиров неуклонно падало.

В 2012 году из 74 млн пассажиров, которые перевезли российские авиакомпании, только 17,8 млн пассажиров совершили полет внутри страны. Причем большая часть внутренних перевозок приходилась на крупные аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга. Из слов Иванова ясно, что сейчас между регионами России (без Москвы) летают лишь 5,4 млн человек. Это значит, что программа субсидирования перевозок должна помочь 1,6 млн россиянам воспользоваться местными и региональными перелетами.

Новая схема

Программа субсидирования авиабилетов на региональных маршрутах уже несколько лет работала в ряде регионов Дальнего Востока и в Калининграде. Правительство выбирало перевозчиков на конкурсах, затем по согласованию с ними производился расчет экономически обоснованного тарифа и размера субсидии. По такой схеме субсидировался тариф на авиабилеты в Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Сахалинской области. При этом субсидируемый авиабилет могли купить только определенные категории граждан – молодежь и пожилые люди.

Однако в этом году правительство опробовало новый механизм субсидирования. Теперь перевозчики получают субсидию не за каждый льготный проданный билет, а в целом за каждый рейс по маршруту, участвующему в программе. Пассажиры оплачивают 50% стоимости регионального перелета, а остальные 50% субсидируются из федерального и регионального бюджетов на равной основе.

Полеты в рамках нового проекта предусмотрены по 114 воздушным линиям, основные узловые аэропорты – Нижний Новгород, Самара и Казань. Правительство выделило 300 млн рублей на финансирование программы.

Корректировка правил

Летом правила предоставления этих субсидий решили уточнить. Во-первых, правительство увеличило федеральное финансирование с 300 млн до 450 млн рублей. Во-вторых, были ужесточены критерии выбора авиаперевозчиков. Сначала в программе могла участвовать почти любая авиакомпания, а теперь стали учитывать частоту выполнения рейсов по субсидируемым маршрутам, количество таких маршрутов, обслуживаемых авиакомпанией самостоятельно (а не по договору с другим перевозчиком), плюс количество самолетов российского производства, участвующих в программе.

В первые месяцы работы программы было установлено, что старые маршруты пользуются наибольшим спросом у пассажиров, а некоторые новые маршруты оказались совсем невостребованными.

«Наибольшей популярностью пользуются старые рейсы. Например, более половины «льготников» улетело из Курумоча (Самара) в Нижний Новгород. В занимающий второе место Оренбург в июле отправилось уже только 680 пассажиров. Это 13% от общего объема льготных перевозок. Еще меньше улетело в Казань – 650 человек. Нетрудно понять, что на другие маршруты в рамках государственной программы субсидирования спрос еще меньше», – отмечал ранее эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров.

При этом из Курумоча по льготному тарифу можно улететь также в Ижевск, Пермь, Саранск, Саратов и Уфу, а в постановлении правительства говорилось еще и о маршрутах в Йошкар-Олу, Киров и Пензу. Но спрос на них оказался невелик. Так, администрация аэропорта Курумоч отмечала, что полеты в Пензу так и не были осуществлены, потому что билеты на это направление оказались невостребованными. Хотя тариф на этом направлении (как определили в постановлении) был максимум около 3 тыс. рублей при расстоянии между Самарой и Пензой в 440 км.

В итоге правительство решило старые маршруты выделить в отдельный список (их 10), для них был определен конкретный размер субсидий – 58,85 млн рублей. Судя по всему, для того чтобы все выделяемые средства не ушли только на эти 10 маршрутов.

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать

Для остальных 104 новых маршрутов были определены только размер тарифа и размер субсидий, которые перевозчик получает за каждый рейс. Таким образом, субсидии с рейсов, которые вообще не востребованы, перераспределятся на другие маршруты.

Замена базового перевозчика

Базовым перевозчиком новой программы субсидирования в ПФО в 2013 году была выбрана авиакомпания «Татарстан». В качестве привлекаемых перевозчиков были определены «Ак Барс Аэро», «ЮТэйр» и «Авиа Менеджмент Груп». Однако после трагедии в середине ноября, когда пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился при посадке в аэропорту Казани, «Татарстан» будет заменен на другого перевозчика.

Росавиация уже готовит приказ об отзыве сертификата эксплуатанта у «Татарстана» и одновременно ведет переговоры с рядом крупнейших российских авиаперевозчиков, в том числе с «ЮТэйр», о передаче маршрутов «Татарстана». Об этом сообщил в четверг гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.

Первый успех

Однако в целом уже первые два месяца работы программы в Поволжье оказались успешными. Объем региональных перевозок удалось увеличить в 2,5 раза. Стоимость билетов на рейсы авиакомпании «Татарстан» внутри ПФО в рамках льготных маршрутов составляли в среднем 2000 рублей, говорили газете ВЗГЛЯД в авиакомпании «Татарстан» в конце мая.

По данным Алексея Захарова, если в мае аэропорт Курумоч (Самара) обслужил 3,6 тыс. «льготников», то в июне – уже 4,3 тыс., а в июле – более 5 тыс. человек.

По данным Минтранса, на конец ноября 2013 года в рамках этой программы было перевезено почти 310 тыс. пассажиров, а бюджет госпрограмм субсидирования региональных перевозок превысил 2,65 млрд рублей.

В результате действия программ восстановлено авиасообщение между городами, отсутствовавшее десятилетиями, региональные перевозки опережают внутренние перевозки, а темпы роста региональных перевозок превышают 16%, говорил замминистра транспорта Валерий Окулов.

Деньги на 2014 год выделены

В итоге в конце ноября правительство решило продлить субсидирование региональных маршрутов по новой схеме, успешно опробованной в этом году. Уже подготовлен соответствующий проект. Причем в федеральном бюджете на 2014–2016 годы на указанные цели предусмотрено целых 3,6 млрд рублей.

В проекте сохранены параметры субсидируемого маршрута по протяженности (1800 км, если узловой аэропорт расположен на территории ДФО, и 1200 км, если узловой аэропорт расположен на территориях остальных округов).

Также правительство установило правило, что субсидируется тот маршрут, на котором ежегодный пассажиропоток не превышает 8 тыс. пассажиров, а для ДФО – 10 тыс. пассажиров. Это сделано для того, чтобы поддерживать только те маршруты, на которых пассажиропоток не обеспечивает загрузку рейса в 70–80% на самолетах вместимостью до 30 пассажиров. Логика в том, что если рейс не загружен на 70–80%, то это не обеспечивает рентабельность перевозки и приводит к закрытию маршрута. Поэтому такие недозагруженные направления и надо субсидировать.

Эта программа субсидирования региональных перевозок, в рамках которой было перевезено почти 310 тыс. пассажиров, показала свою эффективность, поэтому прогнозы по увеличению числа перевезенных пассажиров до 2015 года вполне оправданны, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Именно поэтому государство и увеличивает финансирование этих программ и на 2014–2016 годы выделяет 3,6 млрд рублей», – указывает Дмитрий Баранов.

Кроме того, это подтолкнет развитие региональных аэропортов. «Регионы уже стремятся сделать свои аэропорты привлекательнее, лучше и производительнее, чем у соседей, и эта тенденция будет нарастать», – говорит Баранов. Продолжится передача региональных аэропортов из федеральной собственности в руки региональных властей, добавляет он.

Также благоприятно сказаться на развитии региональных авиаперевозок должно развитие внутреннего и въездного туризма и экономической миграции внутри страны, отмечает Баранов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Блинкен пообещал Украине скорое получение 50 млрд долларов из российских активов
Темы дня

Британского шпиона раскрыли анкетные данные

Москва лишила аккредитации второго секретаря политотдела посольства Британии Уилкса Эдварда Прайора. ФСБ заявила об участии британца в разведывательно-подрывной деятельности против России, а при въезде он указал о себе ложные данные. Несколько месяцев назад по обвинению в шпионаже страну покинули еще несколько британских дипломатов. Как отмечают эксперты, значительная часть сотрудников посольства традиционно «находится на службе внешней разведки MИ-6».

«Талибан» оказался безопаснее Украины и Запада

В Госдуме предложили исключить «Талибан» из списка запрещенных в России организаций. Инициатива уже внесена в нижнюю палату парламента. По мнению экспертов, решение о снятии статуса террористов с талибов может улучшить отношения Москвы и Кабула, позитивно отразится на стабильности в Азии, а главная террористическая угроза для России сейчас исходит с Украины и Запада.

Минобороны показало фото сбитых в Курской области американских ракет ATACMS (ФОТО)

Эксперт назвал самых выигравших от расширения полиса ОСАГО на Белоруссию автомобилистов

Самарский губернатор вскрыл коррупционную схему в футбольном судействе России

Новости

Минобороны: ВСУ ракетами ATACMS пытались поразить дивизион С-400 в Курской области

В конце прошлой недели, 23 ноября, ВСУ нанесли два удара американскими дальнобойными ракетами ATACMS по дивизиону С-400 в Курской области, информировало Минобороны России.

Для детей мигрантов запланировали создание центров изучения русского языка

В России планируют открыть центры по изучению русского языка для детей мигрантов, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов на встрече со студентами института «Первая академия медиа» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Австрия предложила у себя провести переговоры по Украине с участием Трампа

Канцлер Австрии Карл Нехаммер в разговоре с Дональдом Трампом предложил провести переговоры по разрешению украинского конфликта на территории Австрии, передает австрийская ORF.

Турция предупредила о возможной задержке платежей за российский газ

Оплата за газ из России в Турцию может быть отсрочена в связи с санкциями против Газпромбанка, что может повлиять на сроки расчетов по контрактам.

Сырский рассказал о планах контратак ВСУ

Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский заявил о планах контратак украинских военных, при этом не раскрыв деталей, пишут украинские СМИ.

ФСБ объявила о высылке британского дипломата

Второго секретаря политического отдела посольства Британии Уилкса Эдварда Прайора лишили аккредитации и предписали покинуть Россию в течение двух недель из-за угрозы безопасности страны, сообщила ФСБ.

Кравцов исключил сокращение школьного обучения до 10 лет

Министр просвещения России Сергей Кравцов заявил, что сокращение школьного обучения с 11 до 10 лет пока невозможно.

WP: Украину вскоре могут подтолкнуть к переговорам с Россией

Американские и европейские чиновники обсуждают возможность мирных переговоров между Украиной и Россией, пишет Washington Post (WP).

Польские эксперты установили тип взрывчатки на месте подрывов «Северных потоков»

Польская прокуратура подтвердила наличие следов тротила в образцах, взятых на месте взрывов газопроводов «Северный поток», что может указывать на преднамеренное вмешательство, сообщает RMF24.

Госдума одобрила переименование Ростова в Ярославской области

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект о переименовании города Ростова в Ярославской области в Ростов Великий.

Госдума распространила ОСАГО на территорию Белоруссии

Госдума утвердила закон, предусматривающий распространение ОСАГО на Белоруссию, что создаст единую систему обязательного страхования в Союзном государстве.

Литва решила поменять российские сейфы, в которых хранятся секретные данные

Литовское минобороны намерено заменить сейфы производства России, используемые для хранения секретной информации, сообщили в центре журналистского расследования Siena со ссылкой на заявление ведомства.
Мнения

Игорь Мальцев: «Орешник» cпровоцировал отрицание, гнев и торг

Когда после радостного улюлюкания медиа Европы по поводу начала обстрелов ракетами типа ATACAMS вглубь российской территории в ответ прилетело что-то непонятное и очень быстрое, наступила информационная тишина. Будем считать это началом фазы «отрицание».

Игорь Караулов: Почему именно Венгрия стала «другой Европой»

Ирония в том, что на смену проекту Европы от Лиссабона до Владивостока, который был призван укрепить именно западную картину мира, может прийти проект Евразии от Владивостока до Будапешта (пока только до Будапешта), в котором центр тяжести будет смещен далеко на восток.

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством страны. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах».
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?