Экономика

20 декабря 2013, 20:33

МЭР: Деофшоризация погубит Совкомфлот

Фото: ИТАР-ТАСС

Борьба с офшорами, объявленная президентом РФ, погубит Совкомфлот, которому по-прежнему выгодней ходить под иностранными флагами, обеспокоилось МЭР. Ведомство хочет придумать стимулы для того, чтобы вернуть наши суда под российские флаги. Эксперты говорят, что это невозможно, и объясняют почему.

Борьба с офшорами, о которой заявил в своем послании Федеральному собранию президент Путин, может привести к развалу экономики крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот», заявил в рамках заседания Морской коллегии замминистра экономического развития Андрей Клепач. Поэтому он предложил аккуратно подходить к решению вопроса в отношении российских судоходных компаний.

В связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику Совкомфлота

По его словам, «у нас под контролем Совкомфлота и других компаний флот под зарубежным флагом – это офшоры». «В связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику Совкомфлота, поэтому надо серьезно придумать, как стимулировать, в том числе через Российский морской регистр, переход судов под российский флаг», – указал Клепач.

Исходя из его слов, правительство попытается найти стимулы для перевода судоходных компаний России под российские флаги. Замминистра также предложил дополнительно проработать эту тему вместе с Минтрансом, компаниями и подготовить предложения.

По словам Клепача, судоходным компаниям сегодня «по-прежнему выгоднее работать под зарубежным флагом». Он привел статистику. Так, в 2001 году объем перевозок внешнеторговых грузов судами под российским флагом и судами под иностранным флагом, контролируемыми российскими компаниями, был сопоставим – примерно по 6 млн тонн. Однако в 2012 году суда российских компаний, ходящих под иностранным флагом, перевезли 15 млн тонн грузов, тогда как суда под российским флагом – только 5 млн тонн.

Напомним, что президент Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию заявил, что российские компании с иностранной юрисдикцией будут лишены господдержки. Глава государства привел данные, что «через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, это пятая часть всего нашего экспорта». «Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры», – добавил он. По мнению Путина, «за этими цифрами – вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны».

Бороться грамотно

Заместитель генерального директора ЦНИИМФ Владимир Васильев также считает, что надо аккуратно подходить к борьбе с офшорами. «Офшоры не случайно придуманы. Где-то они нужны, где-то нет. Если судоходная компания осуществляет перевозку между Европой и Америкой, то она может быть зарегистрирована и на Кипре. В основном перевозки осуществляются за пределами России. Но если компания возит грузы из одного российского порта в другой российский порт, то, конечно, она не должна быть зарегистрирована в офшоре», – говорит газете ВЗГЛЯД Васильев.

«У Совкомфлота есть суда, которые ходят под либерийским флагом, что приносит большие прибыли, а есть суда, которые ходят под российским флагом, потому что работают исключительно в России. Деофшоризация, о которой говорят, как я понимаю, должна коснуться только тех, кто работает в России, а зарегистрирован в офшоре и получает лишние преференции. Тех, кто работает за границей, это не должно касаться. Если деофшоризация будет сделана грамотно и без кампанейщины, то ничего с Совкомфлотом не произойдет», – считает он.

Гендиректор Infranews Алексей Безбородов не видит никакого смысла в переходе российских судов под российские флаги.

«Зачем переходить на российские флаги, Клепач не объяснил? Система жизни под флагами Либерии, Панамы, Греции или какой-то другой страны – это система, которую используют все судоходные компании на нашей планете. Это не российская особенность. Поэтому ничего страшного я здесь не вижу», – говорит газете ВЗГЛЯД Алексей Безбородов.

Обвинить судоходные компании, которые ведут деятельность за границей, в том, что они регистрируются в офшорах, по его словам, практически невозможно. «Судоходные компании вообще являются объектом интересов своих правительств, но пока ни один умник не смог победить морское право», – говорит Безбородов.

«Удобные» флаги

Судовладельцы регистрируют в офшорах свой флот, потому что там чисто символические налоги, там «мягкие» технические требования к судам и почти нет контроля в области трудового законодательства, в том числе в сфере зарплат и продолжительности рабочего дня для моряков.

Совкомфлот, по словам Безбородова, также использует стандартную в мире схему владения и управления флотом – для простоты бухучета и снижения издержек. Как правило, под каждый флаг, под которым ходит судно, создается отдельная дочерняя компания.

«От перехода под российский флаг Совкомфлот разорится, потому что издержки компании могут увеличиться в пять-шесть раз. То есть экономическая выгода от хождения наших судов под иностранными флагами – шестикратная», – говорит Безбородов. «Это постоянно перемещающийся то вверх, то вниз рынок, поэтому каждый доллар на счету», – добавляет отраслевой эксперт.

По его словам, если возмещать потери от перевода судна в российскую юрисдикцию компенсациями, то это трата бюджетных денег, а снизить налоги только для Совкомфлота – это несерьезно. «Если они хотят перевести судоходную компанию в российскую юрисдикцию, то они ее погубят. Здесь нет серой зоны», – считает эксперт. Другими словами, Совкомфлот либо надо исключить из объявленной деофшоризации, либо убить.

Флот Совкомфлота насчитывает 158 судов различных типов суммарным дедвейтом 12,54 млн тонн. За девять месяцев 2013 года выручка Совкомфлота по РСБУ снизилась на 14,6% до 1,4 млрд рублей, чистая прибыль упала в 1,8 раза до 570,8 млн рублей.

Как в Либерии, Панаме и Греции

В России только ставка налога на прибыль составляет 20%, а основная ставка НДС – 18%. И выгода от «удобных» флагов действительно огромна из-за льготного налогообложения.

От перехода под российский флаг Совкомфлот разорится, потому что издержки компании могут увеличиться в пять-шесть раз

«В Либерии компании-нерезиденты (офшорные предприятия) не подлежат налогообложению и не подвергаются валютному контролю. До тех пор пока компания-нерезидент осуществляет свою деятельность за пределами Либерии, она не облагается ни одним из местных налогов», – рассказывает эксперт проекта «Общественная Дума» Алексей Борисов.

В Панаме, по его словам, выплачивается лишь паушальный налог, т. е. единоразовый налог в момент регистрации фирмы в офшоре. В Панаме также отсутствуют ограничения относительно гражданства судовладельцев, а прибыль, полученная от эксплуатации судов, не облагается налогом. 

«К тому же государства Либерия и Панама не требуют от компаний вести даже минимальный бухгалтерский учет», – отмечает Алексей Борисов.

«Удобным» флагом является также греческий. «Филиалы иностранных судоходных компаний в Греции освобождены от налогообложения, а доходы иностранного персонала таких филиалов освобождаются от подоходного налога. Иностранные компании освобождены от всех налогов и пошлин с доходов, возникающих при операциях за пределами Греции, если имеют специальное разрешение министерства экономики. Одним из главных условий получения такого разрешения служит гарантия ежегодного ввоза (трансферта) в Грецию 50 000 евро на содержание представительства», – рассказывает Борисов.

Плюс за греческий флаг судоходные компании-нерезиденты должны предоставить правительству депозит в 10 тыс. евро на случай неуплаты компанией каких-либо штрафов и платежей, добавляет он.

Попытки вернуть под российский флаг

Уход российского флота под «удобные» флаги – это, конечно, потери бюджета. Однако все предыдущие попытки вернуть российские суда под российские флаги провалились.

Так, чтобы вернуть российский флот под российскую юрисдикцию, РФ в 2006 году снизила налоги для судоходных компаний. Судовладельцы, которые регистрируют суда в Российском морском регистре судоходства (РМСР), перестали платить сразу пять налогов: на имущество и прибыль от эксплуатации судна, транспортный налог, НДС при ввозе судна в Россию, его создании или покупке здесь (при условии постановки на учет в РМСР).

Тогда отмечалось, что налоговая нагрузка благодаря этому снизилась в два раза, что сократило затраты на эксплуатацию судов. Однако в этом законе было очень много моментов, исключающих налоговые льготы, что существенно снизило его привлекательность.

В 2011 году, правда, был принят еще один закон, в котором некоторые эти ограничения были устранены и были расширены условия, при которых можно получить налоговые послабления.

К примеру, если судно выходило из международного реестра раньше 10-летнего срока пребывания в РМРС, то судовладелец должен был вернуть НДС, от уплаты которого его освободили ранее при покупке судна или его ввозе в Россию. Закон 2011 года отменил это требование.

Кроме того, НДС был отменен не только на ввоз судна или его покупку, но и на услуги перевозки товаров, на ремонт и обслуживание судов. Новый закон также предоставил нулевую ставку страховых взносов, вносимых судовладельцами за членов экипажей всех судов, на 15 лет, но НДФЛ в 13% сохранил. Также расширился список судов, которые вообще имеют право встать на учет в РМСР и воспользоваться налоговыми льготами.

Это должно было вернуть российский флот под российский флаг и возродить отечественное судостроение (для судов, построенных на российских верфях, предоставили еще больше льгот). Однако, как видно из статистики, озвученной Клепачом, ситуация все равно не улучшилась.

Решить проблему снижением налогов для судоходных компаний нельзя, говорит юрист компании «Налоговик» Михаил Филиппов.

«Это невозможно. Чтобы стимул для Совкомфлота оказался значимым, уровень налогов придется снижать вплоть до введения налоговых каникул. Совкомфлоту чрезвычайно выгодно ходить под иностранными флагами, так как к нему не предъявляют таких строгих мер финансового и налогового контроля за границей, как в России», – говорит газете ВЗГЛЯД Михаил Филиппов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Украина получила первую партию СПГ из США
Темы дня

«Северные потоки» предлагают сделать предметом торга

Восстановление транзита газа по «Северному потоку» стали обсуждать в Европе. Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что трубопровод может приобрести американский инвестор. В экспертном сообществе отмечают, что подобный вариант действительно может рассматриваться в качестве компромисса между Россией и США при обсуждении урегулирования конфликта на Украине. Но будет ли подобная сделка выгодной для Москвы?

Франция дает Украине имитацию помощи с воздуха

Во Франции завершилась подготовка украинских летчиков для передаваемых ВСУ истребителей Mirage 2000. Их обучение заняло всего полгода – вдвое меньше, чем у пилотов F-16. В скором времени может начаться боевое применение этих самолетов. Какова будет эффективность наскоро обученных пилотов и чем России ответить на появление «Миражей» в зоне спецоперации?

Началось обсуждение судьбы российских баз в Сирии

Морской эксперт осудил норвежских моряков за отказ спасать россиян с «Урсы Майор»

Синоптик спрогнозировал аномальное тепло в январе на большей части России

Новости

В Киеве убрали названия Москвы и Минска с Аллеи городов-героев

Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне инициировал демонтаж названий городов Москва и Минск в Аллее городов-героев в Киеве якобы для проведения реставрации.

Два члена экипажа Ursa Major пропали при эвакуации

Судьба двух членов экипажа судна Ursa Major остается неизвестной после эвакуации в Средиземном море из-за террористической атаки. На борту было 14 человек, но два члена экипажа не найдены.

ВСУ отступают к границе Днепропетровской области из-за боев в ДНР

Украинские войска были вынуждены начать отступление к границе Днепропетровской области, чтобы сохранить контроль над последними линиями обороны, расположенными на подконтрольных Киеву территориях ДНР.

ФСБ: Американец Спектор передал данные для скрининга населения России

Американец Джин Спектор, осужденный в Москве на 15 лет за шпионаж, передавал Пентагону данные для разработки системы генетического скрининга, используя сведения, включающие государственную тайну, сообщили в ФСБ.

AZAL назвала «внешнее воздействие» причиной катастрофы Embraer 190 у Актау

Причиной крушения самолета Embraer 190 у Актау стало «физическое и техническое внешнее воздействие», заявили в авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), которой принадлежало воздушное судно.

Мишустин призвал правительство работать в новогодние праздники

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что в новогодние праздники правительству следует работать без выходных, чтобы обеспечить контроль за ситуацией и оперативное принятие мер.

В Белом доме заявили о «признаках атаки ПВО» на упавший у Актау самолет

Координатор стратегических коммуникаций совета нацбезопасности Белого дома Джон Кирби сделал заявление о якобы возможной атаке на рейс Баку – Грозный российской системой ПВО.

Flydubai отменил рейсы в Сочи и Минеральные Воды

Эмиратская авиакомпания Flydubai приостановила рейсы из Дубая в Сочи и Минеральные Воды на период новогодних праздников.

США ввели санкции против Бидзины Иванишвили

Американские власти объявили о введении санкций против Бидзины Иванишвили, основателя партии «Грузинская мечта», обвинив его в подрыве демократического и евроатлантического будущего Грузии в интересах России.

АПЛ «Архангельск» вошла в состав ВМФ

Атомная подводная лодка «Архангельск» проекта 885М «Ясень-М» официально вошла в состав ВМФ России, церемония прошла на предприятии «Севмаш» с участием главнокомандующего ВМФ адмирала Александра Моисеева.

Певец Шарлот осужден за реабилитацию нацизма

Самарский областной суд признал певца и блогера Эдуарда Шарлота (внесен в перечень террористов и экстремистов в России) виновным в реабилитации нацизма и нарушении права на свободу совести и вероисповеданий.

Белый дом сообщил о скорой передаче Киеву новой военной помощи

Координатор стратегических коммуникаций Белого дома Джон Кирби сообщил о передаче США военной помощи Украине, включая средства противовоздушной обороны, в ближайшие дни.
Мнения

Константин Косачев: Норвежские моряки нарушили мораль и право

Спасение людей на море – это проявление гуманизма, древнейший морской обычай, который имеет универсальное применение в любой точке Мирового океана независимо от флага или гражданства. Норвежские моряки должны были прийти на помощь людям, потерпевшим кораблекрушение. Но не пришли.

Игорь Караулов: К территориальным претензиям Трампа следует отнестись всерьез

Для России было бы очень нежелательно, если бы Трампу удалось сделать территориальные претензии новым мировым трендом. Земли у нас много, богатства в ней неисчислимые, и прежде с Запада уже звучали предложения сделать Сибирь мировым достоянием.

Геворг Мирзаян: У Запада есть меньше месяца для того, чтобы спровоцировать Россию

Врагам необходимо сейчас создать для Путина ловушку. Организовать такие провокации, которые поставят Москву перед двумя плохими вариантами. Первый – отвечать на них и тем самым идти вверх по лестнице эскалации. Второй – не отвечать, а тем самым демонстрировать сдержанность, которая рядом советников Трампа будет восприниматься как слабость.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»