Экономика

6 ноября 2013, 18:15

Китай может стать важнейшим покупателем Sukhoi SuperJet 100

Фото: Reuters

Китай выразил желание приобрести порядка 50 самолетов Sukhoi SuperJet 100, рассказали в ОАК. И хотя интерес проявляют небольшие авиаперевозчики, подобный контракт может стать крупнейшим для российского лайнера. Эксперты полагают, что уже сейчас видно, как растет доверие к SuperJet-100 среди иностранных заказчиков.

«Мелкие китайские авиакомпании хотят приобрести 50 самолетов SuperJet, но у них одна из критических проблем – не с финансированием или сервисом, а с отсутствием пилотов», – рассказал президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян на совещании по развитию региональной авиации, передает AEX.RU.

#{smallinfographicright=485028}Стоимость контракта может составить 1,77 млрд долларов, если учесть, что цена SSJ-100 в базовой версии составляет 35,4 млн долларов (в версии LR с увеличенной дальностью полета – 36,2 млн долларов).

Если китайские компании заключат контракт на 50 российских региональных лайнеров, то он станет крупнейшим для «Гражданских самолетов Сухого» (входят в ОАК). До сих пор авиакомпании заказывали не более 24 самолетов, причем большинство из них – это российские перевозчики. Только Pearl Aircraft Corporation с Бермудских островов захотела купить 30 самолетов SSJ-100, однако твердого контракта пока не было подписано. Всего заказано около 200 лайнеров SSJ-100, из них уже больше 25 поставлены на рынок.

SSJ-100 создавался не только для российского рынка, но и для зарубежного. Однако пока большими заказами в мире самолет похвастаться не может. Один из главных зарубежных заказчиков российских лайнеров – мексиканская Interjet (заказала 20 SSJ-100) и швейцарская Comlux. Также есть контракты на покупку SSJ-100 c польским перевозчиком PT Sky Aviation, лаосским Lao Central Airlines и с «Армавиа».

Иностранцы вполне довольны российской новинкой. Так, в Interjet хвалили SSJ-100 за наличие гарантии остаточной стоимости, «беспрецедентные» преференции при заказе и лучшие, чем у конкурентов, эксплуатационные характеристики. Причем там напоминали, что еще десять лет назад авиакомпании, покупающие бразильские самолеты, считались сумасшедшими. Однако теперь эти самолеты хорошо зарекомендовали себя на рынке. При этом SSJ-100 превосходит Embraer 190, указывали в Interjet.

«Доверие к нему (SSJ-100) накапливается. Чем больше авиакомпаний в мире будет его использовать, тем будет больше доверия, тем больше будет реального опыта эксплуатации», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак.

«Крупным китайским авиакомпаниям SSJ-100 не нужен, потому что они летают на магистральных самолетах на международных маршрутах, а на таких самолетах летают небольшие региональные авиакомпании. Здесь адрес правильный», – добавляет Рыбак.

Для российского производителя завоевать китайский рынок – это значит обеспечить себе безбедную жизнь. Именно китайский рынок будет главным покупателем самолетов в ближайшие десятилетия. Согласно ежегодному прогнозу Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпаниям мира потребуется 35280 новых самолетов, общая стоимость которых составит 4,8 трлн долларов. При этом на Китай приходится около 16% от общего объема спроса на новые самолеты в этот промежуток времени – с точки зрения как поставок, так и стоимости воздушных судов.

По прогнозу Boeing, в ближайшие 20 лет Китаю потребуется 5580 самолетов общей стоимостью 780 млрд долларов для удовлетворения спроса на пассажирские авиаперевозки.

В Boeing и Airbus считают, что китайский авиарынок является не только наиболее развивающимся в мире, но через 20 лет Китай может сместить США с позиции крупнейшего авиарынка. Эксперты ожидают, что ежегодно спрос на пассажирские авиаперевозки в Китае будет расти на 7%, что объясняется высокими темпами экономического роста в стране.

Благодаря росту доходов населения авиаперелеты станут более доступными, что будет способствовать росту спроса на авиапутешествия и туризм в страны АТР. Исходя из этого, эксперты считают, что наиболее востребованными у китайских авиакомпаний будут узкофюзеляжные самолеты. По прогнозам Boeing, до 2023 года Китай увеличит флот таких воздушных судов на 3900 машин стоимостью 370 млрд долларов. Региональных самолетов, к которым относится SSJ-100, к 2032 году потребуется 240 стоимостью 10 млрд долларов.

При этом весь рынок для SSJ-100 в SuperJet International оценивают в 800 самолетов, из них на европейский рынок может прийтись только 100–160.

Сейчас более 50% самолетов, эксплуатируемых в Китае, произведено компанией Boeing. Буквально на прошлой неделе китайские перевозчики заключили еще один крупный договор на покупку 200 самолетов Boeing 737 MAX стоимостью более 20 млрд долларов. Соглашение было заключено с несколькими клиентами, среди которых есть государственные авиалинии Китая, China Aviation Supplies Holding Company, а также лизинговые компании, связанные с китайскими банками. На данный момент китайские авиакомпании Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines осуществляют полеты на самолетах Boeing 737.

«Потребности Китая в авиационной технике велики. Он активно покупает за границей все подряд, потому что сам сделать пока не может. Китайцы покупают и «Эйрбасы», и «Боинги», и конкурентов SSJ-100. Производителей региональных самолетов не так много. Три крупнейших – это канадская Bombardier и бразильская Embraer плюс франко-итальянский концерн ATR и, наконец, наш SSJ – четвертый игрок. Сами китайцы тоже пытаются сделать региональный самолет (ARJ-21), но у них это не очень получается. Японцы тоже хотят сделать свой региональный лайнер, но и у них пока больших успехов нет», – отмечает Борис Рыбак.

Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) – один из самых амбициозных авиастроительных проектов последнего времени в России. Самолет пришел на замену устаревшим Ту-134, Ту-154, Як-42 и должен конкурировать с продукцией канадской Bombardier (серии CRJ, ARJ21) и бразильской Embraer (серии E-Jet).  Этот ближнемагистральный пассажирский самолет разработан компанией ГСС при участии Alenia Aeronautica и консультациях Boeing. Предназначен для перевозки до 98 пассажиров на расстояния до 3000 км. Первый полет SSJ состоялся 19 мая 2008 года, а первый коммерческий рейс был выполнен 21 апреля 2011 года.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Военкор: Выставка трофейной техники в Москве нервирует НАТО

The Washington Post: Зеленский преуменьшил настоящие потери ВСУ на поле боя

Эксперт Бундесвера: Путин верно предсказал усталость Запада от Украины

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

В ФРГ отреагировали на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

В Латвии признали невозможность отказаться от российских лекарств

Министерство здравоохранения Латвии не поддерживает предложение депутата Сейма Угиса Митревица о запрете закупок лекарств из России и Белоруссии для государственных и муниципальных нужд, сообщает телеканал TV3.

СМИ: Германия яростно мешает изъятию российских активов

Германия выступила против идеи конфискации замороженных российских активов из опасений, что такой шаг может стать прецедентом для новых исков к стране за преступления Второй мировой войны, сообщает Wall Street Journal.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России

Украинский студент МГУ, арестованный в столице за попытки собрать средства для ВСУ и публикации постов с призывами ударов по Москве, получил уведомление о сокращении срока пребывания в России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?