Льготные цены на российские нефть и газ для Белоруссии закончатся через четыре–пять лет, ожидает первый вице-премьер Владимир Семашко. Поэтому страна должна работать над повышением энергосбережения и энергоэффективности белорусской экономики.
У нас четыре–пять лет впереди, чтобы прийти к европейским, мировым ценам на углеводороды
Семашко напомнил, что благодаря подписанным в 2010 году соглашениям в рамках Таможенного союза у Белоруссии появилась возможность покупать российские энергоресурсы по ценам в несколько раз ниже, чем покупают другие. «Но газовая и нефтяная пауза рано или поздно закончится», – цитирует Семашко TUT.BY. По его словам, «у нас четыре–пять лет впереди, чтобы прийти к европейским, мировым ценам (на углеводороды)».
Сейчас Белоруссия получает российскую нефть беспошлинно. В итоге при мировой цене в 800 долларов за тонну нефти Минск платит 380 долларов. «Но так долго продолжаться не будет», – сказал Семашко. Сейчас власти России активно обсуждают варианты пересмотра формулы цены нефти, вариант начисления таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поэтому цена на импортирование российской нефти будет увеличиваться, прогнозирует Семашко.
Аналогичная ситуация, по его словам, и с природным газом, за который Белоруссия сейчас платит 165 долларов за тысячу кубометров, тогда как Украина – более 400 долларов. Россия уже заявляла о переходе на принцип равнодоходности в ценах на газ с 1 января 2015 года, однако в последние три–четыре месяца стали говорить о планах затормозить этот процесс. Тем не менее Семашко прогнозирует, что «в 2018–2019 годах Россия придет к равнодоходным ценам, им деваться уже некуда».
Белорусский первый вице-премьер объясняет это тем, что в России постепенно истощаются те месторождения газа, которые эксплуатирует Газпром. Для освоения новых месторождений требуется вложить 150–180 млрд долларов за пять–шесть лет. «То есть ежегодно надо вкладывать 25–30 млрд. Притом что сегодня Газпром может позволить инвестировать 8–10 млрд. Только треть добываемого газа российская компания продает на внешних рынках. Пусть и с хорошей рентабельностью. Но поставки на внутренний рынок если не убыточны, то несут нулевую рентабельность. Поэтому надо повышать внутренние цены, аккумулировать прибыль и вкладывать ее в развитие», – аргументирует свой прогноз Семашко.
Между тем с запасами газа в России ситуация даже еще лучше, чем с запасами нефти. Наша страна находится на первом месте в мире по запасам природного газа – 47,5 трлн кубометров. На Россию приходится 25–30% мировых запасов. И этого должно хватить ей почти на 80 лет. Именно благодаря тому, что по запасам природного газа Россия впереди планеты всей, руководство страны не раз заявляло, что сланцевый газ нам пока не интересен.
На первый взгляд, хуже обстоят дела с нефтяными запасами, которые, по оценкам WOC, находятся на уровне 60 млрд баррелей, этого хватит только на 21 год. Однако в реальности не все так страшно. Эксперты газеты ВЗГЛЯД отмечают, что все разговоры о том, что нефть скоро закончится, пустые, это все спекуляции. Когда говорят о том, что у российских нефтяных компаний запасов нефти хватит на 20 лет, то имеется в виду размер только доказанных запасов, которые уже прошли международный аудит.
Но ведь у России есть еще Восточная Сибирь и Арктика, нефтяные запасы которых пока не ставятся на официальный баланс. Поэтому падение добычи нефти на месторождениях Западной Сибири будет компенсироваться ростом добычи на месторождениях Восточной Сибири, а потом и Арктики. На российском Крайнем Севере сосредоточено более пятой части неразведанных общемировых запасов нефти и газа. За последние 10 лет объем доказанных запасов нефти в России вырос на целых 19%, и дальше доказанные запасы будут только расти.
Цены на нефть и газ будут расти для Белоруссии ровно на том уровне, как они будут расти для российских потребителей. При этом ожидать, что россияне через пять лет станут получать энергоресурсы по мировым ценам, необоснованно. «Не думаю, что опасения (белорусского политика) оправданны», – говорит газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.
«Что касается газа, то льготная цена обусловлена тем, что Россия контролирует белорусскую ГТС. Так что рост цен на газ в Белоруссии должен также соответствовать росту цен на газ в России», – добавляет эксперт. Однако принцип равнодоходности цен, который уже давно обсуждается российским правительством, не означает, что внутренние цены на российский газ будут равны европейским. По оценкам Газпрома, они будут ниже европейских примерно на 40% после выхода на равнодоходность. Это значит, что и цены на газ для Белоруссии не будут равны европейским.
Ранее Газпром ожидал, что внутренние цены для промышленных потребителей сравняются с экспортными уже в 2011 году, но из-за кризиса 2008 года срок был отодвинут на 2015 год. Из-за нынешней ситуации в российской экономике эта инициатива может быть снова перенесена. Однако конкретных дат российские власти пока не озвучивали.
«Льготные цены на нефть для Белоруссии обусловлены отсутствием пошлин и тем, что нефть поставляется для процессинга на белорусских НПЗ. Поэтому рост цен на нефть для Белоруссии будет совпадать с динамикой цен на нефть в России, на которую будет влиять повышение НДПИ в рамках «налогового маневра», – объясняет Бирг.
В России из-за решения правительства о поэтапном снижении экспортных пошлин на нефть и одновременном повышении ставки НДПИ на нефть действительно ожидается рост цен на бензин. По прогнозам вице-премьера России Аркадия Дворковича, в 2014 году цены на бензин в России вырастут из-за применения этого налогового маневра на 6–10%. Однако бензин будет дорожать потихоньку и также вряд ли дойдет до мировых уровней.
«В данном случае белорусы задумываются о том, есть ли у них возможность закупать сырье по рыночным ценам, как это делают их соседи. Наши страны уже переживали газовый конфликт, а также, возможно, Минск хочет снизить свою зависимость от соседа на фоне потери поступлений в бюджет из-за ситуации с Уралкалием», – предполагает управляющий директор «БКС Форекс» Павел Андреев.
«Прибалтийские страны, ВВП которых меньше, чем у Белоруссии, давно существуют в рыночных реалиях, так что это по силам и Белоруссии. Другой вопрос в том, что тогда стране придется увеличить расходы на сырье и, как вариант, сократить ряд госпрограмм. Но пока страны существуют в рамках Таможенного союза, вряд ли такой рыночный поворот состоится», – отмечает Павел Андреев.