Экономика

15 октября 2013, 18:04

Замена Ан-2 найдена в Австрии

Фото: diamondaircraft.com

Устаревшие и списываемые отечественные Ан-2 должен заменить самолет, разработанный в Австрии. Такое решение, утверждает госкорпорация «Ростех», поддержано государством. Сторонники проекта заявляют, что таким образом Россия приобретет новейшие и критически важные технологии. У противников тоже есть свои аргументы.

Госкорпорация «Ростех» получила со стороны государства поддержку совместного проекта с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries (DAI) по производству унифицированных многоцелевых самолетов вместимостью девять и 19 пассажиров.

Сотрудничество с DAI обеспечит трансфер новейших, критических для России технологий

Как сообщает Ростех, перспективы этого проекта были обсуждены в ходе заседания комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, которое прошло в пятницу в Ульяновске.

Изначально сборка самолетов и двигателей будет проходить в Австрии, а затем начнется частичный выпуск авиакомпонентов на предприятиях Ростеха в России. В частности, композитными конструкциями займется холдинг «РТ-Химкомпозит».

На завершающем этапе к 2016 году будет организовано новое производство мощностью до 60 композитных самолетов в год, оснащенных дизельными двигателями и сертифицированных по типу EASA, АР МАК. Общая сумма инвестиций в проект составит порядка 10 млрд рублей до 2018 года, заявили в Ростехе.

«Сотрудничество с DAI обеспечит трансфер новейших, критических для России технологий, которые позволят в несколько раз снизить себестоимость и расходы на эксплуатацию малых воздушных судов и повысить их топливную эффективность», – уверяет управляющий директор по авиационным проектам Ростеха Алексей Федоров.

В итоге, по его словам, это позволит удерживать стоимость самолетов на девять мест в районе 80 млн рублей и на 19 мест – на уровне 120 млн рублей. Это в два раза дешевле турбовинтовых цельнометаллических и гибридных аналогов, отмечает Федоров.  

По его словам, на сегодняшний момент 90% парка малой авиации составляют устаревшие Ан-2. К 2025 году будет списано 89% воздушных судов коммерческой авиации и 79% авиации общего назначения по причине физического износа. В итоге потребность российского авиапарка в легких самолетах Ростех оценивает в 1310 воздушных судов. Ростех планирует создать к 2025 году около 800 самолетов совместно с австрийской компанией.

Государство уже предпринимает первые шаги для поддержки этого проекта. В частности, во вторник Минпромторг разместил на портале госзакупок заявку на проведение тендера на исследование технологий и условий для создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем (шифр «Малая авиация»). Начальная (максимальная) цена госконтракта составляет 900 млн рублей.

Как заявили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Ростеха, предприятия корпорации участвовать в конкурсе не будут, так как подобные исследования проводят отраслевые НИИ. Однако данный конкурс имеет прямое отношение к проекту Ростеха и DAI.

«Результаты исследования технологий и условий для создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем будут использованы  в работе над техническими требованиями к самолетам Daimond, которые будут производиться в России. В данный момент Ростех совместно с DAI уже начали работу над технической документацией и бизнес-планом этого проекта», – заявили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе Ростеха.

Согласно проектной документации тендера, легкий многоцелевой самолет должен обеспечивать полеты с полной заправкой на расстояния до 2,5 тыс. километров. Конструкции и состав оборудования летательных средств должны обеспечивать работу техники при температурах от –55 до +40 градусов Цельсия, в высоких широтах до 75 градусов северной широты. При этом должны быть предусмотрены взлет и посадка на грунтовые, снежные, ледовые площадки и водную поверхность.

Заявки на тендер принимаются до 14 ноября, итоги конкурса подведут 19 ноября. Срок выполнения работ для победителя – один год.

Щедрые инвестиции

Что касается заявленного объема инвестиций в российско-австрийский проект в 10 млрд рублей (или 310 млн долларов), то это весьма и весьма щедрые инвестиции, считает эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров. В сравнение он приводит в три раза меньшие затраты на разработку другого самолета на 19 мест – EV-55, которые оцениваются в 90–100 млн долларов, из которых 43 млн долларов вложило правительство Чехии.

При этом завода с нуля для производства австрийских самолетов в России создаваться не будет, так как у нас в авиапроме достаточно недогруженных мощностей, отмечает эксперт. «Под композиты создаются производства в Казани и Ульяновске. Даже если выйдут на 60 машин в год, во что я не верю, это не потребует больших затрат на организацию сборки», – отмечает Алексей Захаров.

Заявленные инвестиции в проект DAI также в четыре раза больше, чем заявленная инвестиционная программа проекта сборки Twin Otter в 80 млн долларов, замечает отраслевой аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. «Однако планируемые объемы производства у Ростеха в разы выше: планируемая мощность – 60 самолетов в год против 24 по проекту Twin Otter», – поясняет она.

Ростех планирует создать к 2025 году около 800 самолетов совместно с австрийской компанией

Что касается заявленной стоимости новых малых самолетов, то 80 млн рублей, или 2,5 млн долларов для самолета на девять мест – это вполне реальная цена, указывают эксперты. «Цена двухмоторного четырехместного DA42 L360 составляет в зависимости от комплектации 660–840 тыс. долларов, а турбовинтовой Ан-3, который производили в Омске, продавался за 1,5 млн долларов», – приводит сведения для сравнения Алексей Захаров.

Но вот удержать стоимость 19-местного самолета на уровне 120 млн рублей, или 3,7 млн долларов будет проблематично, считают эксперты. Например, каталожная стоимость 19-местного Twin Otter начинается от 6 млн долларов, указывает Юрова.

«Самолет на 19 мест должен соответствовать уже другим стандартам, поэтому для достижения цены на канадско-российский самолет в 3,7 млн долларов придется серьезно поработать. Тем более что дизельные двигатели в производстве достаточно дорогие – уж никак не дешевле ТВД», – рассуждает эксперт ИХ «ФИНАМ».

За и против

Теоретически заявленная поддержка государством этого проекта делает его шансы на реализацию более высокими. Однако на практике проект имеет достаточно много технических и организационных нюансов, которые делают его реализацию весьма проблематичной, говорит Алексей Захаров.

Показательно, что проект Ростеха с австрийской Diamond – это далеко не первая попытка локализовать производство иностранных самолетов в России.

Были заявления о производстве в России канадских Twin Otter, чешских EV-55 Outback, 19-местных самолетов казанской фирмы МВЕН. Правительство даже думало провести ремоторизацию Ан-2. Но воз и ныне там.

Ростех тоже уже не раз заявлял о производственных планах. В частности, в начале года широко обсуждался проект сборки Q-400 в Ульяновске, однако дальше разговоров дело не пошло.

«С другой стороны, сейчас речь идет о другом типе самолета – для социально-значимой малой авиации. Правительство обеспокоено деградацией местных линий, где государственная поддержка крайне важна. Экономика малой авиации отличается максимальной сложностью, поэтому осуществить прибыльные проекты на данном рынке без весомой государственной поддержки крайне затруднительно», – считает Алла Юрова.

В частности, эксплуатантам самолетов могут предложить госсубсидии на покупку новых судов, льготы по лизинговым платежам, государственный заказ на социально-значимые перевозки. Производителям могут предоставить льготы при продвижении самолета на рынок, замечает Юрова. Поэтому при должной господдержке и уровне платежеспособного спроса Ростех может успешно реализовать этот проект, резюмирует она.

Однако Алексей Захаров не верит в заявленный проект Ростеха с австрийской Diamond. «Во-первых, надежных авиационных дизелей в мире все еще нет. Иначе бы все на них уже летали», – объясняет свою позицию собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«Компания Austro Engine («дочка» Diamond Aircraft) и DAI активно предлагают дизельные версии своих самолетов DA40/42/50. Вот только покупатели особо не рвутся их брать. Поэтому понятно желание австрийцев поставлять дизельные двигатели в Россию. В то, что их будут производить у нас, я не верю – разве что на уровне «отверточной» сборки», – добавляет Алексей Захаров.

«Во-вторых, Diamond имеет опыт создания легких машин только на четыре места. А машина другой размерности – это не просто «масштабирование», там многое по-другому. Та же чешская компания Evector построила и продала более тысячи легких самолетов, но вот EV-55 у нее как-то не особо хорошо получается», – указывает эксперт ИХ «ФИНАМ».

И наконец, эксплуатация в России, где региональные аэродромы не блещут гладкостью ВПП, предъявляет к самолету повышенные требования. «И не факт, что австрийцы в полной мере знают, как этим требованиям соответствовать», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

СМИ: Турция прекратила торговые связи с Израилем
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?