Экономика

10 октября 2013, 19:40

ЕС требует от России решить уже решенную проблему

Фото: РИА "Новости"

Недовольство ЕС российскими утилизационными сборами переходит в судебную плоскость. ВТО 27 октября рассмотрит иск ЕС против России. В Минэкономразвития высказали по этому поводу недоумение, ведь до конца осенней сессии будет принят законопроект, ставящий точку в этом споре. МЭР не исключает политическую подоплеку и связь с Литвой, которой РФ запретила ввоз молочной продукции.

ЕС официально потребовал от ВТО создания экспертной группы по урегулированию спора с Россией по таможенным утилизационным сборам на автомобили иностранного производства, заявил в четверг еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт. Фактически это означает переход разбирательства в ВТО в следующую, судебную фазу.

Мы выразили серьезное разочарование этим решением. Восприняли его с недоумением и непониманием

«Утилизационный сбор на импортируемые машины несовместим с базовым требованием ВТО, запрещающим любые дискриминационные торговые меры между членами организации», – заявил Де Гюхт.

«Мы использовали все возможные пути, чтобы найти взаимоприемлемое соглашение с Россией, – добавил Де Гюхт. – Поскольку этот утилизационный сбор продолжает подрывать экспорт в ключевой для европейской экономики области, у нас нет другого выбора, кроме как добиться того, чтобы ВТО заставила Россию выполнить свои международные обязательства».

В итоге орган ВТО по разрешению споров рассмотрит иск ЕС против России по утилизационным сборам на заседании 27 октября, заявил пресс-секретарь еврокомиссара по торговле Джон Клэнси. «Проблемой для ЕС является не сам утилизационный сбор, а тот факт, что производители из России и стран Таможенного союза его не платят», – подчеркнул он.

Согласно процедуре разбирательства спора в ВТО, в конце октября на заседании органа ВТО у России будет право высказать свои возражения, стороны могут решить все полюбовно. Если же ЕС потребует продолжить обсуждение иска, то орган ВТО должен будет разобраться в проблеме и вынести свое решение – противоречит или нет утилизационный сбор правилам организации.

По словам замглавы МЭР Сергея Лихачева, если Евросоюз будет настаивать, то панель арбитров для рассмотрения вопроса по утильсбору должна быть создана до конца года. «Поэтому будем работать в рамках панели», – сказал замминистра. Вся процедура разрешения спора может затянуться до полутора лет.

Россия удивлена

«Мы выразили серьезное разочарование этим решением. Восприняли его с недоумением и непониманием», – заявил директор департамента Минэкономразвития Максим Медведков, передает «Интерфакс».

Россия еще в конце 2012 года согласилась признать за собой ошибку. В мае в Госдуму был внесен законопроект, по которому отечественные автопроизводители не будут освобождены от уплаты утилизационного сбора. Кроме того, платить утильсборы заставят также импортеров автомобилей из Белоруссии и Казахстана. Это как раз то, чего хочет ЕС.

Буквально два дня назад Госдумой в первом чтении уже был принят этот законопроект, снимающий претензии ЕК. В МЭР заявляли, что рассчитывают, что этот закон будет принят до конца осенней сессии. По крайней мере в бюджете на 2014 год уже заложены дополнительные поступления от утильсбора с российских автопроизводителей. 

Проблема в том, что ЕС рассчитывал, что такой закон будет принят еще в весеннюю сессию и вступит в силу с 1 июля. Поэтому как только Госдума ушла на каникулы, не приняв этого закона, ЕК сразу подала иск – 9 июля. 

Он стал первым иском ЕС к России после присоединения Москвы к ВТО в августе 2012 года. Но все это время стороны пытались решить вопрос полюбовно.

Правила ВТО отводят участникам спора 60 дней на мирное урегулирование, и только потом истец имеет право потребовать формирования третейской группы, что ЕК и сделала.

Политическая подоплека

При этом накануне Еврокомиссия сообщила, что может инициировать разбирательство с Россией в ВТО в связи с запретом на ввоз молочной продукции из Литвы. Российское МЭР юридически не связывает решение Евросоюза по утильсборам с запретом импорта в нашу страну молочной продукции из Литвы, однако не исключает, что в этом вопросе имеется политическая подоплека. 

«Это может быть как-то связано политически, но юридически это связано быть не может», – заявил замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, передает РИА «Новости».

В свою очередь у России тоже есть претензии к ЕС в рамках ВТО. Ранее Лихачев заявил, что Россия может направить в ВТО ряд претензий по энергетическим вопросам в отношении Евросоюза. В четверг замминистра МЭР заявил, что это не связано с вопросом по утильсбору.

«Это не ответные меры, это слово здесь нельзя применять. Это наши давно уже озвученные вопросы, связанные и с Третьим энергопакетом, и с так называемыми энергетическими корректировками, проводимыми в рамках антидемпинговых расследований. Это ни в коей мере не является ответной мерой или ответным шагом, это тоже юридически не связанные вопросы», – отметил замминистра. Просто мы сейчас начинаем пользоваться инструментарием нашего членства в ВТО, резюмировал Лихачев.#{smallinfographicleft=595311}

Цена вопроса

Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года. Формально он распространяется на всех производителей автомобилей. Однако фактически все импортеры обязаны платить сбор живыми деньгами. Для легковой машины базовая ставка составляет 20 тыс. рублей, для грузовой – 150 тыс.; ставки корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска.

А вот компании, которые собирают машины в России, в том числе иностранные, вместо уплаты сбора получили право предоставить гарантии безопасности утилизации в будущем. Этим правом воспользовались 186 из 316 автопроизводителей, работающих в России (данные МЭР на конце 2012 года). В частности, гарантии взяли на себя АвтоВАЗ, КамАЗ, группа «ГАЗ» и Sollers.

По оценкам европейских экспертов, сумма преференций, которые получает российский автопром в результате этой меры, превышает 3 млрд евро в год. При этом европейские производители теряют на этой мере 1,3 млрд евро в год. При этом объем экспорта европейских автомобилей в Россию достигает 10 млрд евро в год, отметил Де Гюхт. ЕК считает, что утилизационный сбор «фактически аннулировал» отмененные в процессе вступления России в ВТО таможенные пошлины на иномарки.

Поможем своим

«Переговоры по этой проблеме шли с 2012 года, и подача иска против России стала крайней мерой, которую Евросоюз вынужден был применить из-за того, что стороны так и не достигли компромисса. Принятие закона в первом чтении не меняет ситуацию на практике, поскольку до принятия закона и вступления его в законную силу может пройти еще не один год, да и сам текст при этом может сильно измениться», – говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. Таким образом, ЕС пытается ускорить принятие этого закона, который снимает заявленные претензии о дискриминации импортеров.

Однако нельзя исключать, что даже в случае быстрого принятия этого закона ЕК все равно может остаться недовольной и выдвинуть новые претензии. В самом МЭР РФ ранее указывали, что уплаченный отечественными автокомпаниями утилизационный сбор государству придется каким-то образом компенсировать. Таковы требования другого документа – инвестиционного соглашения о промсборке, где прописано обязательство правительства компенсировать местным автозаводам выпадающие доходы.

Суть в том, что государство будет собирать со всех утильсборы деньгами (как требует ЕС), однако по другому закону – будет возвращать деньги тем, кто работает в рамках соглашений о промсборке. ЕК может усмотреть в этом также дискриминацию и потребовать решения этой ситуации в нынешнем споре или затеять новые разбирательства.

«Такой вариант развития событий, когда будут введены сборы для всех, а потом нашим компенсируют их, вполне возможен», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт проекта «Общественная Дума» Сергей Литвиненко. Впрочем, по его словам, государство может завуалировать компенсации выпадающих доходов предприятиям отечественного автопрома, например, выдавать их под видом инвестиций в развитие отечественного автопрома.

«Чтобы выдвигать обвинения в умышленном создании дискриминации импортных товаров, необходимо это доказать. А если прямая связь неочевидна, то доказать взаимосвязь будет достаточно трудно, хотя это не препятствует обращению ЕК в ВТО для выяснения вопросов ценообразования в части уплаты сборов и бюджетных вливаний», – отмечает Литвиненко.

В любом случае Литвиненко указывает, что разумным выходом будет компромиссное соглашение, тем более что «наш дипломатический корпус неоднократно подтверждал высокий статус профессиональных политиков». 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Российские войска освободили Бердычи в ДНР

Российские военные взяли под контроль село Бердычи в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?