Накануне Минфин заявил, что пенсионные накопления россиян за 2014 год будут изъяты у негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и частных УК и направлены в распределительную систему. Это означает, что накопительная часть пенсии в размере 6% будет направлена на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а не на инвестирование.
Пенсионные накопления за 2014 год, которые планируется направить в распределительную систему, будут проиндексированы ориентировочно на 7%
Замминистра финансов Сергей Моисеев назвал такой пенсионный маневр «приостановкой» накопительной системы на один год. При этом средства, по его словам, будут учитываться на индивидуальных страховых счетах граждан, россияне получат достойную компенсацию.
Глава Минфина Антон Силуанов во вторник уточнил, что пенсионные накопления россиян за 2014 год, которые планируется направить в распределительную систему, будут проиндексированы ориентировочно на 7% (инфляция плюс 2 процентных пункта).
Для сравнения: по итогам 2012 года большинство НПФ начислили на счета застрахованных лиц доходность пенсионных накоплений выше инфляции, составившей 6,6%. Вместе с тем среди 20 крупнейших НПФ по объему пенсионных накоплений только «ВТБ Пенсионный фонд» начислил своим клиентам доходность, превышающую инфляцию более чем на 2 процентных пункта, – 8,68%.
Участники рынка сразу забили тревогу, опасаясь, что, создав такой прецедент, власти могут провести такой пенсионный маневр не только на один 2014 год, но и в другие годы. Правда, пока из проекта федерального бюджета, который в понедельник был внесен в Госдуму, следует, что в 2015 и 2016 годах накопительная часть пенсии вернется на круги своя и будет формироваться «в размере 0% или 6%, исходя из выбора застрахованного».
Правда, во вторник напугали процитированные агентствами слова замминистра финансов Алексея Моисеева. Он заявил, что пенсионные накопления россиян под управлением НПФ могут быть переданы в распределительную систему до тех пор, пока они не акционируются, не пройдут проверку ЦБ и не вступят в систему гарантирования. А на все эти процедуры государство дает два года – до 1 января 2016 года. Получается, что НПФ могут потерять накопления за два года – за 2014-й и 2015-й.
Впрочем, позже во вторник глава Минфина Антон Силуанов попытался развеять эти опасения. Он уверил, что в распределительную (страховую) часть пенсий будут направлены пенсионные накопления только за один 2014 год.
Зачем такой маневр
Данная мера прежде всего направлена на латание дыр в бюджете Пенсионного фонда и для исполнения обязательств ПФР перед нынешними пенсионерами, что следует из пояснительной записки к законопроекту. Такой ход принесет ПФР 240 млрд рублей. Именно на такую сумму уменьшается трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду.
Однако правительство объясняет свое решение заботой о пенсионных сбережениях граждан. По словам Силуанова, фактически в 2014 году будет заново осуществлено лицензирование всех негосударственных пенсионных фондов, а также будет проведен анализ государственного ВЭБа.
Это делается, по его словам, для того чтобы на этом рынке не было повторения ситуации с обманутыми дольщиками. «Сегодня НПФ имели низкое качество надзора. ФСФР за ними надзирала, но уровень надзора был слабый», – сказал Силуанов (цитаты по ПРАЙМ). В этом году функции финансового мегарегулятора (функции ФСФР) были переданы ЦБ.
Правительство приняло решение о «серьезной расчистке этого поля» от недобросовестных игроков», чтобы россияне имели надежные инструменты вложений и были уверены в стабильности НПФ и других участников пенсионного рынка. По его словам, до 2015 года будет осуществлено «оздоровление рынка, институтов, которые занимаются накопительными пенсиями».
Он напомнил, что сейчас НПФ практически не производят выплат по своим обязательствам. «Они пока только собирают в ресурсную базу отчисления граждан... Мы видим, как они размещаются: не всегда эффективно и надежно», – сказал Силуанов.
Накопления за 2013 год
По словам Моисеева, власти хотят на время забрать пенсионные накопления за 2013 год у частных УК и НПФ, дать им два года (до 2016 года) на то, чтобы пройти процедуры акционирования, проверки ЦБ и вступить в систему гарантирования. Как только НПФ все это сделает, он сразу получит предназначенные ему накопления за 2013 год и станет получать новые поступающие накопления от граждан.
Если НПФ не войдет в систему гарантирования пенсионных накоплений до 2016 года, то он должен будет покинуть систему обязательного пенсионного страхования, заявил Моисеев. В свою очередь у граждан – клиентов таких НПФ появится право выбора: либо выбрать другой НПФ, либо уйти в распределительную систему.
#{smallinfographicleft=435845}Накануне Моисеев заявил, что все накопления за 2013 году из НПФ поступят в управление Внешэкономбанка (это государственная УК пенсионными накоплениями), однако во вторник это переиграли. Эти средства решено передать в управление не ВЭБу, а ПФР, который будет инвестировать эти средства самостоятельно «в рамках своего мандата». ПФР имеет право размещать свои остатки на депозитах в коммерческих банках на конкурсной основе.
Изменение решения, возможно, связано с негативным восприятием на фондовом рынке такого хода правительства – о передаче денег именно в ВЭБ, который буквально недавно жаловался на нехватку ликвидности. «То есть мнение многих на рынке сводится к тому, что средствами НПФ могут распорядиться для затыкания временных «провалов» в ликвидности ВЭБа», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев.
«Да, безусловно, необходимо поднимать гарантии, в том числе за счет предложенных мероприятий. Но если волюнтаристски лишать НПФ новых поступлений, то это создает опасения национализации. Для российского финансового рынка лишение новых средств НПФ может означать сокращение ликвидности в финансовых инструментах в 2014 году», – добавляет экономист. Инвесторов радует хотя бы то, что в ВЭБ или ПФР будут направлены только новые средства, а не все вообще средства НПФ.
Для граждан, по большому счету, неважно, куда будут переведены их накопления – в ВЭБ или в ПФР. «И ВЭБ, и ПФР довольно серьезно ограничены в выборе финансовых инструментов. Они могут вкладывать только в государственные ценные бумаги и бумаги корпораций, гарантированные государством. Такие инвестиции имеют очень низкую доходность. Мы не раз видели, что ВЭБ со своим портфелем пенсионных денег не дотягивал даже до официального уровня инфляции. Но зато у таких бумаг и риски минимальные», – говорит газете ВЗГЛЯД советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко.
МЭР ждет более продуманного решения
Между тем глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев не исключил, что власти еще могут отказаться от идеи направить пенсионные накопления за 2014 год в распределительную систему и придумать другое решение.
Подобные операции больше характерны для финансовых пирамид, нежели для стабильных финансовых учреждений
«Неверные движения сегодня приводят к очень сложным последствиям. Я думаю, что мы еще сможем вернуться к более продуманным схемам», – заявил Улюкаев. Правда, что может представлять из себя более продуманная схема, он не сказал.
По его словам, деньги для возврата придется искать в бюджете, где их и так трудно найти. На вопрос, будут ли впоследствии компенсированы пенсионные накопления за 2014 год, которые планируется направить в распределительную систему, или россияне могут с ними проститься, министр сказал: «Я не могу себе представить такого прощания».
Имеет ли право государство на отъем накоплений
Противостоять отъему накопительной части средств, например, через суд россияне вряд ли смогут. Тем более что с юридической точки зрения правительство имеет право забирать накопления граждан у НПФ, говорят эксперты.
«В ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» есть две статьи – 12 и 13, которые предусматривают требования к содержанию пенсионного договора, а также права и обязанности вкладчиков, участников, застрахованных лиц и страхователей. Из содержания этих статей никак не следует, что граждане нашей страны имеют право оспорить это решение государства в суде. Получается, что государству не требуется согласия людей на распоряжение их деньгами, за негативные последствия государство никакой ответственности не несет», – говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене.
Согласно ФЗ № 111-ФЗ от 24.07.2002 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», при формировании накопительной части пенсии застрахованное лицо вправе определить судьбу накопительной части пенсии, указывает старший юрист юридической компании «Приоритет» Виталий Бородкин. По закону россиянин имеет право перевести накопительную пенсию из ПФР в НПФ и наоборот. Плюс он имеет право выбрать инвестиционный портфель, в который будет инвестироваться его накопительная часть.
А вот если россиянин не проявляет инициативы и накопительная часть остается в казне ПФР, то за него эту инициативу проявляет государство: фактически от лица ПФР накопительная часть передается в управление ВЭБу – на счет государственной управляющей компании. Поэтому забрать накопления как минимум у таких безынициативных граждан государство может легко.
Впрочем, и те накопления, которые по желанию будущих пенсионеров передавались в управление специализированным организациям, юридически все равно остаются в собственности государства, хотя числятся на личных счетах граждан и размещены на время в финансовой организации, говорит газете ВЗГЛЯД эксперт проекта «Общественная Дума» Сергей Литвиненко.
«Вообще, государство может изъять имущество у кого-либо только при условии предоставления равноценного возмещения (п. 3 ст. 35 Конституции РФ). Теоретически можно представить, что средства, размещенные в УК или НПФ, приносят такой же доход, что и средства на счетах ПФР, но в действительности это ведь совсем не так», – добавляет Литвиненко.
Впрочем, обещания Минфина проиндексировать эти накопления на уровень инфляции плюс 2 процентных пункта уже ближе к конституционной норме.
В любом случае оспаривать можно практически любое решение. «Даже новые законы могут быть подвергнуты процедуре проверки на предмет их конституционности, для чего и существуют высшие суды», – говорит Литвиненко. «Но добиться при этом положительного результата довольно сложно», – добавляет он.
Последствия
Минус нового решения в том, что если нынешним пенсионерам выплаты будут производиться в положенные сроки и в достаточных объемах, то вот накопить «завтрашним» пенсионерам на более-менее приличное содержание в старости будет буквально не из чего, указывает Сергей Литвиненко.
«Другими словами, мы сейчас отбираем кусок хлеба у своих детей, чтобы накормить стариков. А следовало бы, на мой взгляд, найти способы заработать либо сэкономить на прочих расходах так, чтобы иметь по меньшей мере два куска хлеба и еще накапливать», – говорит он.
«Такие решения, скорее всего, не позволят решить проблему с пенсиями, ее просто откладывают на будущее, – соглашается Алексей Онищенко. – И дефицитному балансу ПФР, и имиджу национальной пенсионной системы это вряд ли пойдет на пользу. Подобные операции вообще больше характерны для финансовых пирамид, нежели для стабильных финансовых учреждений».
«Такой маневр государства противоречит смыслу существования и деятельности НПФ и одному из главных достижений когда-то разработанной пенсионной системы. Эта ситуация схожа, на мой взгляд, с волевыми решениями правительства Кипра и Евросоюза, только внутри России», – считает Кира Гин-Барисявичене.