Экономика

17 сентября 2012, 19:33

В России перестали выпускать "классику"

Фото: Sidik iz PTU

АвтоВАЗ окончательно прекратил производство «классики». Последней новой заднеприводной Lada, сошедшей с конвейера Ижевского автозавода, стала знаменитая «четверка». Пафосная фраза о том, что «ушла целая эпоха», в данном случае выглядит совершенно уместной.

17 сентября навсегда войдет в историю российского автомобилестроения. В этот день последний представитель «классического» семейства АвтоВАЗа был снят с производства. Lada-2104, которая в последние месяцы не могла похвастаться высоким спросом, откомандировали в музей отечественного производителя.

В условиях вступления России в ВТО без новых моделей АвтоВАЗу не удастся удержать рыночные позиции, поэтому вероятность возобновления производства старых моделей близка к нулю

Подконтрольный АвтоВАЗу удмуртский завод «Ижавто» собирал универсал из машинокомплектов АвтоВАЗа. Помимо «четверки», завод прекратил сборку и собственной модели Иж-27175, фургона на базе Lada-2104.

«История «классики» завершилась», – говорится в пресс-релизе Ижавто. Здесь же сказано, что после завершения производства Lada-2104 и Иж-27175 Ижевский автозавод будет выполнять все обязательства по гарантийному обслуживанию данных автомобилей и безвозмездному для потребителей устранению выявленных дефектов в течение 36 месяцев. Также предприятие продолжит выпуск запчастей для этих автомобилей.

Как уточняет «Интерфакс», в понедельник с конвейера ижевского предприятия сошли две «четверки» и один фургон на базе Lada-2104. Первоначально все автомобили планировали выставить на продажу, однако в последний момент решили, что последнюю «четверку» продавать не будут, поскольку «неправильно продавать историю». И последнюю «классику» – автомобиль Lada-2104 белого цвета – переведут в музей предприятия.

Впервые информация о том, что АвтоВАЗ принял решение снять «четверку» с производства, появилась в июле этого года. За несколько месяцев до этого прекратился выпуск другого представителя семейства – ВАЗ-2107. 17 апреля в музей отправилась «семерка». Тогда с конвейера Ижевского автозавода сошел последний автомобиль Lada-2107 (в 2006 году закончилось производство «шестерки», в 2010-м – «пятерки»). «Все идет по плану. Спрос на «классику» сильно упал. Пора прощаться», – объяснил решение АвтоВАЗа директор по внешним связям компании Игорь Буренков.

Как все начиналось

В 1966 году Министерство внешней торговли СССР заключило с итальянским концерном FIAT контракт о строительстве автозавода на берегах Волги, в городе Тольятти. В 1970 году с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, ставшие практически полной копией Fiat 124. На основе «копейки» АвтоВАЗ начал выпускать и другие модели – всего их было семь,  они были объединены в «классическое» семейство.

Первые три стали выпускаться в начале 1970-х и были сняты с производства во второй половине 1980-х. Оставшиеся четыре машины, получившие народные названия «четверка», «пятерка», «шестерка» и «семерка», начали массово выпускаться в начале 1980-х.

Серийный выпуск модели 2104 начался в 1984 году. Тогда же «четверка» вызвала небывалый ажиотаж на рынке. Главным ее отличием от остальных «классических» вазовских моделей стали кузов типа универсал и, как следствие, большая вместительность. На тот момент аналогов этой машины на советском рынке не было. От прежнего советского универсала ВАЗ-2102 «четверка» выгодно отличалась современным дизайном и более мощным мотором.

За время производства АвтоВАЗ выпустил более 10 модификаций модели, оснащая автомобиль разными двигателями и добавляя новые опции. В свое время модель собирали на РосЛада (Сызрань), ЛУАЗе (Луцк, Украина) и даже на производственных мощностях Suzuki в Египте.

В 2002 году сборка Lada-2104 началась на Ижавто (тогда предприятие контролировалось группой СОК). Весной 2009 года из-за финансовых сложностей производство на заводе было остановлено, а осенью Ижавто заявил о банкротстве. Сборка Lada-2104 на Ижавто возобновилась лишь через год. В апреле 2011 года АвтоВАЗ передал Ижавто сборку Lada-2107.

После того как сборка «классики» прекратилась на мощностях самого АвтоВАЗа, Ижавто стал единственным производителем «четверок» и «семерок». Стоит отметить, что общий объем выпуска ижевской «классики» превысил 380 тыс. автомобилей (из них около 168 тыс. пришлось на Lada-2104) и 40 тыс. разобранных серий для экспорта в страны СНГ.

«Классика», несомненно, оставила заметный след в истории как советского, так и российского автопрома. Если говорить непосредственно о «четверке», то ее популярность в 80-е и 90-е годы как в СССР и России, так и в ближнем зарубежье можно было объяснить удачным для потребителя сочетанием цены и функциональности. В Словакии в «нулевых» на «четверках» перемещалась местная полиция.

Также Lada-2104 успела «засветиться» в мировом кинематографе. Автомобиль был снят в фильмах «Сваты», «Ищу друга жизни», «Нина», «Дальнобойщики» (серия «Далеко от Москвы»). Особой любовью эта модель пользовалась у американских кинопроизводителей. Так, «четверка» была замечена в комедийном сериале «Команда А» и даже несколько раз мелькнула в голливудском блокбастере «Превосходство Борна».

Известный режиссер Тим Бертон в своей картине «Чарли и шоколадная фабрика» использовал автомобиль ВАЗ-2104 для создания атмосферы рабочей среды наравне с другими предметами советского производства: газовой колонкой и телевизором «Юность».

«Первый массовый автомобиль»

«Эра «классики» АвтоВАЗа совпала с тем периодом экономического роста, когда иностранные автомобили были доступны только в крупных городах, а потребность в транспортных средствах росла, предприятие обеспечивало автомобилями всю российскую периферию», – говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, напоминая о том, что от растущей конкуренции со стороны иностранцев вазовскую «классику» защищали высокие заградительные пошлины.

По словам эксперта, плюсом «классики», который и поддерживал высокий спрос на модель, была простота ремонта, а также доступность запчастей. Починить автомобиль модели Lada мог практически любой, в то время как с ремонтом и поиском запчастей для иномарок возникали сложности.

Ценность АвтоВАЗа и его роль в развитии отечественного автопрома состоит в том, что завод начал первым делать массовые автомобили, отмечает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

«Советским людям стала доступна такая «роскошь», как автомобиль. Практически все те, кто хотел приобрести машину, в конечном итоге ее приобретали», – говорит он.

Советским людям стала доступна такая «роскошь», как автомобиль. Практически все те, кто хотел приобрести машину, в конечном итоге ее приобретали

«ВАЗ – это первый массовый автомобиль в нашей стране. Его влияние на автомобильную культуру сложно переоценить, поскольку именно благодаря ему автомобиль в России из роскоши перешел в разряд обычных явлений. ВАЗ был доступен, в этом его главный плюс», – соглашается Алексей Кичатов, генеральный директор City Express.

По словам Сергея Удалова, АвтоВАЗ сыграл немаловажную роль в развитии нашей промышленности в целом. Автомобили «классической» серии полностью производились в стране, что, в свою очередь, стимулировало развитие сопутствующие производств – металлургии, химии и так далее.

Бедой же АвтоВАЗа стала его изолированность. «Завод не мог конкурировать с мировыми автопроизводителями, потому что он развивался как некая «вещь в себе», – объясняет Удалов. – АвтоВАЗ вынужден был производить для себя практически все, начиная от болтов и гаек (на смежных с ним предприятиях) и заканчивая сборкой самого автомобиля».

Западные компании шли по другому пути. «Скажем, компания Bosch производила антиблокировочные системы практически для всего глобального автопрома и заметно в этом преуспела. У АвтоВАЗа не было возможности специализироваться на чем-то, поэтому он сильно отстал», – продолжает эксперт.

ВАЗ стал воплощением несовершенства социалистической экономической модели, добавляет Алексей Кичатов. «Изначально на конвейер была заложена морально устаревшая модель Fiat 60-х годов. Уже тогда не было задела на будущее, и потому к моменту развала СССР АвтоВАЗ оказался на обочине мирового автомобилестроения», – рассказывает он.

«Классики» больше не будет

Возобновление производства «классики» невозможно, в один голос твердят эксперты.

Сегодня технологии ушли далеко вперед, до кризиса 2008 года спрос на эти автомобили стабильно падал. «Скорее рано, чем поздно, но «классику» все равно сняли бы с производства, – считает Сергей Удалов. – То количество автомобилей, которое могло бы продаваться, невыгодно было бы производить». Жизнь «классики» продлил кризис: автомобили этой серии оказались самыми доступными для россиян. К тому же при покупке машины автолюбитель получал утилизационный бонус, напоминает Удалов.

По словам Андрея Шенка, даже государственные программы (в том числе программа утилизации) не смогли вывести марку Lada на уровень продаж, сопоставимый с темпами роста рынка: продажи АвтоВАЗа выросли на 10,6% в 2011 году, тогда как объем рынка увеличился на 60%. «В условиях вступления России в ВТО без новых моделей АвтоВАЗу не удастся удержать рыночные позиции, поэтому вероятность возобновления производства старых моделей близка к нулю», – рассуждает он.

Время «классики» позади. Конкурировать с доступными иномарками по соотношению цена/качество автомобилям «классических» моделей становится все труднее. Сейчас большинство самых популярных иностранных моделей собираются на территории России, при этом многие производители локализовали производство, так что проблем с запчастями практически нет, отмечает Шенк. К тому же автокредит стал доступнее для многих покупателей.

Приход в Россию мировых лидеров быстро сформировал у потребителей стандарты понимания параметров и качества современных автомобилей. Новые модели ВАЗ больше соответствуют современным стандартам безопасности, надежности и комфорта за рулем, но это уже и совсем другая цена. АвтоВАЗ должен найти достойную альтернативу «классике» для заполнения образовавшейся ниши с низкой стоимостью, уверен генеральный директор Совтрансавтоэкспедиции Леонид Шляпников.

«В противном случае этот большой сегмент рынка (где ВАЗ традиционно имел сильные позиции) будет занят другими игроками, например китайскими производителями», – замечает он.

На замену

Уже известно, что после прекращения выпуска «классики» предприятие полностью сконцентрируется на производстве автомобиля Lada Granta, продажи которого продолжают расти. Более того, АвтоВАЗ намерен существенно увеличить производство популярного седана.

«Мы начинаем производство «новой классики» – Lada Granta – в две смены, с каждым днем растут объемы выпуска, появилось более 200 новых вакансий», – заявил гендиректор Ижевского автозавода Алексей Алексеев.

Инвестиции в запуск серийного производства Granta на Ижавто составили 1,3 млрд рублей. Модель производится в Ижевске по полному циклу. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Granta в августе составили 12,5 тыс. машин, с начала года было продано около 70 тыс. этих машин.

Для сравнения: согласно тому же источнику, продажи «классики» в 2011 году упали на 19% (112,5 тыс. машин), а с января по август текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 71% (25,7 тыс.).

В 2012 году в Ижевске планируется собрать около 50 тыс. автомобилей, более половины из которых придется на Lada Granta. Также на заводе запланирован выпуск автомобилей под марками Renault и Nissan: потенциальная мощность ижевского завода оценивается в 300 тыс. машин в год. На развитие производства планируется выделить свыше 10 млрд рублей.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан
Темы дня

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

На Западе опубликован «стамбульский» проект договора между Россией и Украиной

Маск спросил Белый дом, как должна выглядеть победа Украины

Новости

Минобороны показало подбитую под Авдеевкой трофейную американскую бронетехнику

Американская гусеничная ремонтно-эвакуационная машина М88 и машина разграждения М1150 на базе танка M1 Abrams были выявлены и обезврежены российскими военнослужащими группировки «Центр» в районе Бердычей на Авдеевском направлении, сообщили в Минобороны.

НПЗ в Славянске-на-Кубани приостановил работу из-за атаки украинских дронов

Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Славянске-на-Кубани Краснодарского края частично приостановил работу после ночной атаки украинских беспилотников, сообщил директор по комплексной безопасности группы компаний «Славянск ЭКО» Эдуард Труднев.

Боец ВС России из Узбекистана сбил украинский беспилотник вещмешком

Опубликована видеозапись того, как боец Вооруженных сил России, спасая себя и товарищей в зоне специальной военной операции на Украине, сбивает украинский беспилотник вещмешком.

Иванов за время работы в МО купил огромный дом и раритетный лимузин

Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый во взяточничестве, с 2016 по 2019 год вместе с супругой приобрели в собственность дом площадью более 1,5 тыс. кв. метров и раритетный лимузин ЗиС-110.

Один этаж аэропорта Внуково эвакуировали из-за угрозы взрыва

Один из этажей административного здания аэропорта Внуково эвакуирован из-за угрозы взрыва, сообщили в правоохранительных органах.

Сунак пообещал оказывать военную поддержку Украине до конца десятилетия

Британия продолжит оказывать поддержку Киеву в сфере безопасности до конца десятилетия, сообщил американской газете The Wall Street Journal премьер-министр Британии Риши Сунак.

Президенту Польши велели не обсуждать возможное размещение ЯО в стране

У президента Польши Анджея Дуды нет полномочий обсуждать возможность размещения в стране ядерного оружия, заявил глава МИД Польши Радослав Сикорский.

МИД Италии вызвал посла России из-за передачи Газпрому активов Ariston Thermo Group

Глава МИД Италии вице-премьер Антонио Таяни поручил вызвать посла России в Риме Алексея Парамонова для объяснений в связи с решением российского правительства передать российские активы итальянской Ariston Thermo Group в управление компании «Газпром бытовые системы».

Первый в 2024 году банк рухнул в США

Департамент по банкам и ценным бумагам штата Пенсильвания закрыл Republic First Bank, который стал первым рухнувшим в 2024 году в США банком, сообщила американская Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC).

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

Россиянам напомнили о двух длинных выходных в мае

Российские граждане в начале мая отдохнут на двух длинных выходных по четыре дня подряд, напомнили в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).

В Индии заметили подозрительную ситуацию с Залужным

Экс-главком ВСУ Валерий Залужный довольно подозрительно отсутствует в поле зрения общественности в последние недели, сообщает индийский канал WION.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?