Экономика

17 сентября 2012, 19:33

В России перестали выпускать "классику"

Фото: Sidik iz PTU

АвтоВАЗ окончательно прекратил производство «классики». Последней новой заднеприводной Lada, сошедшей с конвейера Ижевского автозавода, стала знаменитая «четверка». Пафосная фраза о том, что «ушла целая эпоха», в данном случае выглядит совершенно уместной.

17 сентября навсегда войдет в историю российского автомобилестроения. В этот день последний представитель «классического» семейства АвтоВАЗа был снят с производства. Lada-2104, которая в последние месяцы не могла похвастаться высоким спросом, откомандировали в музей отечественного производителя.

В условиях вступления России в ВТО без новых моделей АвтоВАЗу не удастся удержать рыночные позиции, поэтому вероятность возобновления производства старых моделей близка к нулю

Подконтрольный АвтоВАЗу удмуртский завод «Ижавто» собирал универсал из машинокомплектов АвтоВАЗа. Помимо «четверки», завод прекратил сборку и собственной модели Иж-27175, фургона на базе Lada-2104.

«История «классики» завершилась», – говорится в пресс-релизе Ижавто. Здесь же сказано, что после завершения производства Lada-2104 и Иж-27175 Ижевский автозавод будет выполнять все обязательства по гарантийному обслуживанию данных автомобилей и безвозмездному для потребителей устранению выявленных дефектов в течение 36 месяцев. Также предприятие продолжит выпуск запчастей для этих автомобилей.

Как уточняет «Интерфакс», в понедельник с конвейера ижевского предприятия сошли две «четверки» и один фургон на базе Lada-2104. Первоначально все автомобили планировали выставить на продажу, однако в последний момент решили, что последнюю «четверку» продавать не будут, поскольку «неправильно продавать историю». И последнюю «классику» – автомобиль Lada-2104 белого цвета – переведут в музей предприятия.

Впервые информация о том, что АвтоВАЗ принял решение снять «четверку» с производства, появилась в июле этого года. За несколько месяцев до этого прекратился выпуск другого представителя семейства – ВАЗ-2107. 17 апреля в музей отправилась «семерка». Тогда с конвейера Ижевского автозавода сошел последний автомобиль Lada-2107 (в 2006 году закончилось производство «шестерки», в 2010-м – «пятерки»). «Все идет по плану. Спрос на «классику» сильно упал. Пора прощаться», – объяснил решение АвтоВАЗа директор по внешним связям компании Игорь Буренков.

Как все начиналось

В 1966 году Министерство внешней торговли СССР заключило с итальянским концерном FIAT контракт о строительстве автозавода на берегах Волги, в городе Тольятти. В 1970 году с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, ставшие практически полной копией Fiat 124. На основе «копейки» АвтоВАЗ начал выпускать и другие модели – всего их было семь,  они были объединены в «классическое» семейство.

Первые три стали выпускаться в начале 1970-х и были сняты с производства во второй половине 1980-х. Оставшиеся четыре машины, получившие народные названия «четверка», «пятерка», «шестерка» и «семерка», начали массово выпускаться в начале 1980-х.

Серийный выпуск модели 2104 начался в 1984 году. Тогда же «четверка» вызвала небывалый ажиотаж на рынке. Главным ее отличием от остальных «классических» вазовских моделей стали кузов типа универсал и, как следствие, большая вместительность. На тот момент аналогов этой машины на советском рынке не было. От прежнего советского универсала ВАЗ-2102 «четверка» выгодно отличалась современным дизайном и более мощным мотором.

За время производства АвтоВАЗ выпустил более 10 модификаций модели, оснащая автомобиль разными двигателями и добавляя новые опции. В свое время модель собирали на РосЛада (Сызрань), ЛУАЗе (Луцк, Украина) и даже на производственных мощностях Suzuki в Египте.

В 2002 году сборка Lada-2104 началась на Ижавто (тогда предприятие контролировалось группой СОК). Весной 2009 года из-за финансовых сложностей производство на заводе было остановлено, а осенью Ижавто заявил о банкротстве. Сборка Lada-2104 на Ижавто возобновилась лишь через год. В апреле 2011 года АвтоВАЗ передал Ижавто сборку Lada-2107.

После того как сборка «классики» прекратилась на мощностях самого АвтоВАЗа, Ижавто стал единственным производителем «четверок» и «семерок». Стоит отметить, что общий объем выпуска ижевской «классики» превысил 380 тыс. автомобилей (из них около 168 тыс. пришлось на Lada-2104) и 40 тыс. разобранных серий для экспорта в страны СНГ.

«Классика», несомненно, оставила заметный след в истории как советского, так и российского автопрома. Если говорить непосредственно о «четверке», то ее популярность в 80-е и 90-е годы как в СССР и России, так и в ближнем зарубежье можно было объяснить удачным для потребителя сочетанием цены и функциональности. В Словакии в «нулевых» на «четверках» перемещалась местная полиция.

Также Lada-2104 успела «засветиться» в мировом кинематографе. Автомобиль был снят в фильмах «Сваты», «Ищу друга жизни», «Нина», «Дальнобойщики» (серия «Далеко от Москвы»). Особой любовью эта модель пользовалась у американских кинопроизводителей. Так, «четверка» была замечена в комедийном сериале «Команда А» и даже несколько раз мелькнула в голливудском блокбастере «Превосходство Борна».

Известный режиссер Тим Бертон в своей картине «Чарли и шоколадная фабрика» использовал автомобиль ВАЗ-2104 для создания атмосферы рабочей среды наравне с другими предметами советского производства: газовой колонкой и телевизором «Юность».

«Первый массовый автомобиль»

«Эра «классики» АвтоВАЗа совпала с тем периодом экономического роста, когда иностранные автомобили были доступны только в крупных городах, а потребность в транспортных средствах росла, предприятие обеспечивало автомобилями всю российскую периферию», – говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, напоминая о том, что от растущей конкуренции со стороны иностранцев вазовскую «классику» защищали высокие заградительные пошлины.

По словам эксперта, плюсом «классики», который и поддерживал высокий спрос на модель, была простота ремонта, а также доступность запчастей. Починить автомобиль модели Lada мог практически любой, в то время как с ремонтом и поиском запчастей для иномарок возникали сложности.

Ценность АвтоВАЗа и его роль в развитии отечественного автопрома состоит в том, что завод начал первым делать массовые автомобили, отмечает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

«Советским людям стала доступна такая «роскошь», как автомобиль. Практически все те, кто хотел приобрести машину, в конечном итоге ее приобретали», – говорит он.

Советским людям стала доступна такая «роскошь», как автомобиль. Практически все те, кто хотел приобрести машину, в конечном итоге ее приобретали

«ВАЗ – это первый массовый автомобиль в нашей стране. Его влияние на автомобильную культуру сложно переоценить, поскольку именно благодаря ему автомобиль в России из роскоши перешел в разряд обычных явлений. ВАЗ был доступен, в этом его главный плюс», – соглашается Алексей Кичатов, генеральный директор City Express.

По словам Сергея Удалова, АвтоВАЗ сыграл немаловажную роль в развитии нашей промышленности в целом. Автомобили «классической» серии полностью производились в стране, что, в свою очередь, стимулировало развитие сопутствующие производств – металлургии, химии и так далее.

Бедой же АвтоВАЗа стала его изолированность. «Завод не мог конкурировать с мировыми автопроизводителями, потому что он развивался как некая «вещь в себе», – объясняет Удалов. – АвтоВАЗ вынужден был производить для себя практически все, начиная от болтов и гаек (на смежных с ним предприятиях) и заканчивая сборкой самого автомобиля».

Западные компании шли по другому пути. «Скажем, компания Bosch производила антиблокировочные системы практически для всего глобального автопрома и заметно в этом преуспела. У АвтоВАЗа не было возможности специализироваться на чем-то, поэтому он сильно отстал», – продолжает эксперт.

ВАЗ стал воплощением несовершенства социалистической экономической модели, добавляет Алексей Кичатов. «Изначально на конвейер была заложена морально устаревшая модель Fiat 60-х годов. Уже тогда не было задела на будущее, и потому к моменту развала СССР АвтоВАЗ оказался на обочине мирового автомобилестроения», – рассказывает он.

«Классики» больше не будет

Возобновление производства «классики» невозможно, в один голос твердят эксперты.

Сегодня технологии ушли далеко вперед, до кризиса 2008 года спрос на эти автомобили стабильно падал. «Скорее рано, чем поздно, но «классику» все равно сняли бы с производства, – считает Сергей Удалов. – То количество автомобилей, которое могло бы продаваться, невыгодно было бы производить». Жизнь «классики» продлил кризис: автомобили этой серии оказались самыми доступными для россиян. К тому же при покупке машины автолюбитель получал утилизационный бонус, напоминает Удалов.

По словам Андрея Шенка, даже государственные программы (в том числе программа утилизации) не смогли вывести марку Lada на уровень продаж, сопоставимый с темпами роста рынка: продажи АвтоВАЗа выросли на 10,6% в 2011 году, тогда как объем рынка увеличился на 60%. «В условиях вступления России в ВТО без новых моделей АвтоВАЗу не удастся удержать рыночные позиции, поэтому вероятность возобновления производства старых моделей близка к нулю», – рассуждает он.

Время «классики» позади. Конкурировать с доступными иномарками по соотношению цена/качество автомобилям «классических» моделей становится все труднее. Сейчас большинство самых популярных иностранных моделей собираются на территории России, при этом многие производители локализовали производство, так что проблем с запчастями практически нет, отмечает Шенк. К тому же автокредит стал доступнее для многих покупателей.

Приход в Россию мировых лидеров быстро сформировал у потребителей стандарты понимания параметров и качества современных автомобилей. Новые модели ВАЗ больше соответствуют современным стандартам безопасности, надежности и комфорта за рулем, но это уже и совсем другая цена. АвтоВАЗ должен найти достойную альтернативу «классике» для заполнения образовавшейся ниши с низкой стоимостью, уверен генеральный директор Совтрансавтоэкспедиции Леонид Шляпников.

«В противном случае этот большой сегмент рынка (где ВАЗ традиционно имел сильные позиции) будет занят другими игроками, например китайскими производителями», – замечает он.

На замену

Уже известно, что после прекращения выпуска «классики» предприятие полностью сконцентрируется на производстве автомобиля Lada Granta, продажи которого продолжают расти. Более того, АвтоВАЗ намерен существенно увеличить производство популярного седана.

«Мы начинаем производство «новой классики» – Lada Granta – в две смены, с каждым днем растут объемы выпуска, появилось более 200 новых вакансий», – заявил гендиректор Ижевского автозавода Алексей Алексеев.

Инвестиции в запуск серийного производства Granta на Ижавто составили 1,3 млрд рублей. Модель производится в Ижевске по полному циклу. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Granta в августе составили 12,5 тыс. машин, с начала года было продано около 70 тыс. этих машин.

Для сравнения: согласно тому же источнику, продажи «классики» в 2011 году упали на 19% (112,5 тыс. машин), а с января по август текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 71% (25,7 тыс.).

В 2012 году в Ижевске планируется собрать около 50 тыс. автомобилей, более половины из которых придется на Lada Granta. Также на заводе запланирован выпуск автомобилей под марками Renault и Nissan: потенциальная мощность ижевского завода оценивается в 300 тыс. машин в год. На развитие производства планируется выделить свыше 10 млрд рублей.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?