Экономика

20 августа 2012, 22:02

Московский ЗИЛ превращается в сборочный завод иномарок

Фото: wikipedia.org

Правительство Москвы нашло, чем заполнить пустующие мощности автозавода «ЗИЛ». Здесь намерены собирать легкие коммерческие автомобили Renault, Iveco и Fiat. Возможно, удастся перенести с ТагАЗа производство грузовиков Hyundai и договориться с Peugeot-Citroen. Это спасение для московского завода, считают эксперты.

На московском ЗИЛе планируется начать сборку легких коммерческих автомобилей Renault Master, Iveco Daily и Fiat Ducato, сообщает «Прайм» со ссылкой на источника, знакомого с ходом реализации проекта. С тремя стартовыми производителями: Renault, Iveco и Fiat – уже договорились.

Правительство Москвы, скорее всего, поставит производимые на ЗИЛе машины в приоритет закупок для собственных нужд

Для начала компании хотят производить по 20 тыс. автомобилей каждой марки в год, то есть всего 60 тыс. машин. На данном этапе решается технологический вопрос: ставить одну линию для всех моделей либо установить три линии для каждого бренда, указывает источник.

Кроме того, ЗИЛ ведет переговоры с Hyundai о переносе производства всей линейки коммерческой техники, выпускаемой на ТагАЗе, в Москву. В частности, речь идет об автобусе Hyundai County, легком коммерческом автомобиле Hyundai Porter и седельном тягаче HD 500.

Кроме того, рассматриваются варианты производства соплатформенных с Fiat Ducato автомобилей Peugeot Boxer и Citroen Jumper. «Переговоры с альянсом Peugeot-Citroen на уровне обсуждения возможностей сборки», – сказал источник.

Ранее по плану правительства Москвы предполагалось организовать на мощностях ЗИЛа сборку 100 тыс. легковых и 50 тыс. коммерческих автомобилей. Однако теперь речи о выпуске легковых автомобилей не идет. СП сосредоточится на сборке легкой коммерческой техники. Плюс, по данным источника, на ЗИЛе может быть организована сборка Jeep, если владелец бренда Fiat так и не договорится с властями Санкт-Петербурга о площадке под завод для выпуска этих внедорожников.

В пресс-службе компании Renault в России подтвердили, что компания рассматривает возможность организации производства на ЗИЛе своих легких коммерческих автомобилей, однако вопрос о модели будет решен позже. Официальный дистрибьютор автомобилей Fiat в России ЗАО «Крайслер Рус» и представители альянса Peugeot-Citroen отказались от комментариев.

Разумный выбор

По мнению экспертов, российский рынок легких коммерческих автомобилей имеет большой потенциал роста в ближайшие годы, поэтому МосАвтоЗИЛ правильно сделал ставку на сборку иностранных легких коммерческих автомобилей. Это позволит ему быстро окупить инвестиции.

В 2010 и 2011 годах рынок легких коммерческих автомобилей (полной массой менее 3,5 тонн) в России растет на 34% и 30% соответственно. В прошлом году объемы выросли до 174 тыс. штук. Но докризисного показателя достичь пока не удалось. В этом году эксперты ожидают снижение темпов роста до 8%.

Лидером на этом рынке остается ГАЗ с 51-процентной долей по итогам 2011 года. На втором месте УАЗ (входит в состав Sollers), который удерживает 15% рынка, далее идут иностранные производители Fiat (занимает 7% рынка), Volkswagen (6%), Peugeot (5%), Ford (4%). Между тем рост продаж иностранных марок впечатляет. У того же Hyundai продажи в 2011 году выросли на целых 172%, тогда как у ГАЗа – только на 26%. 

Сейчас рынок легкой коммерческой техники составляет около 180 тыс. штук в год, однако потенциал емкости рынка оценивается в 300 тыс. автомобилей в год, говорит директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, если иностранные компании установят адекватные цены в 800 тыс. рублей на свои модели, а рынок будет продолжать расти, то у СП есть шансы успешно реализовать данный проект.

Кроме того, СП может рассчитываться на поддержку правительства Москвы и Сбербанка, которые выступают соинвесторами проектов. «Я думаю, Сбербанк обеспечит достаточное финансирование по льготным ставкам. Правительство Москвы, скорее всего, поставит производимые на ЗИЛе машины в приоритет закупок для собственных нужд – для маршрутных такси, для карет скорой помощи. Вполне вероятно, что и Сбербанк будет обновлять свой парк инкассаторских машин за счет продукции ЗИЛа», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Атон» Михаил Пак.

«Такого рода продукция востребована на московском рынке, в отличие от регионов, где пока не все готовы закупать такие машины и особенно обслуживать их потом. Сбербанк для столицы может также предложить различные интересные предложения по покупке этих легких коммерческих автомобилей», – добавляет он.

«Для продажи 60 тыс. автомобилей в год московского рынка им будет, конечно, мало. Но, возможно, они смогут поставлять продукцию на экспорт в Европу или СНГ», – полагает эксперт. Единственным отрицательным фактором для производства этих грузовиков на ЗИЛе, указывает Пак, является тот факт, что в Москве рабочая сила дороже, чем если бы производство было организовано под Калугой или Санкт-Петербургом.

«С другой стороны, производство иностранных машин будет создаваться фактически с нуля. Поэтому у компаний будет возможность создать эффективное сборочное производство с точки зрения производительности, что избавит от необходимости увеличения персонала», – добавляет эксперт. Кроме того, у СП имеется «спящее» соглашение о промсборке, которое позволит иностранным компаниям беспошлинно ввозить в Россию комплектующие.

Напомним, что в прошлом году ЗИЛ, выпускавший морально устаревшие грузовые «Бычки» и спецтехнику для МЧС, оказался на грани банкротства. Заводу удавалось иногда показывать прибыль только за счет удачной аренды своих непроизводственных площадей. Правительство Москвы решило спасти предприятие: расплатилось с его долгами (в октябре составляли 15 млрд рублей) и выделило более 2,2 млрд рублей на перезапуск производства.

В мае этого года город создал СП «МосАвтоЗИЛ» на базе ЗИЛа вместе со Сбербанком. Сбербанку принадлежат 51% СП, а властям столицы – 49%. Общая сумма инвестиций в проект по запуску сборочного производства на московском ЗИЛе составит порядка 12 млрд рублей, из которых 6 млрд рублей – кредитные средства Сбербанка, остальное – вложения в уставной капитал СП.

Власти Москвы поставили задачу найти стратегического инвестора к середине 2013 года и сосредоточиться на сборке иностранных автомобилей на ЗИЛе.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

В Екатеринбурге решили снести бывший дом Ельцина

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой

Украинские войска оставили позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой ДНР, сообщил советник главы республики Игорь Кимаковский.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Грузовик в Киргизии врезался в группу детей

В киргизском поселке грузовой автомобиль без водителя сбил 29 детей на празднике, трое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения страны.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Советник главы ДНР рассказал о значении взятия Бердычей

Освобождение села Бердычи под Авдеевкой расширяет плацдарм российских войск и позволит усилить огневое давление на дорогу, ведущую к Покровску, заявил советник главы региона Игорь Кимаковский.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?