Обяжут ГЛОНАССом
Во вторник вице-премьер Владислав Сурков провел совещание с производителями чипсетов мобильных устройств, инфраструктурного телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения. Вице-премьер намекнул, что правительство будет настаивать на обязательном использовании системы ГЛОНАСС иностранными компаниями, присутствующими на российском рынке.
Нашим сигналом пользуется весь мир – и мы все-таки будем просить и настаивать на том, чтобы при работе в России использование системы ГЛОНАСС было обязательным
«Нашим сигналом пользуется весь мир – и мы все-таки будем просить и настаивать на том, чтобы при работе в России использование системы ГЛОНАСС было обязательным, то есть на уровне чипов и так далее», – заявил Владислав Сурков.
Он подчеркнул, что это будет касаться и автомобильной промышленности, а в перспективе – систем связи и всего остального, где это оборудование может использоваться.
«Я не думаю, что это будет хотя бы каким-то обременением или какой-то запретительной мерой. Тут нет ничего общего с протекционизмом, поскольку система сама по себе глобальная, и эти изделия можно будет использовать не только в России, но и во всем мире. Собственно, если это уже делает Apple, то почему другие не должны это делать», – заметил вице-премьер, цитирует «Интерфакс».
Также Сурков подчеркнул, что на автомобилях Европы в обязательном порядке будет устанавливаться европейская система «Галилео».
«Поэтому мы здесь ничего не делаем такого, что бы могло нанести хоть кому-то ущерб», – отметил вице-премьер.
Он пригласил иностранные компании к сотрудничеству, призвав инвестировать в российскую систему ГЛОНАСС.
Долгий диалог с автопромом
Отметим, что до сих пор продолжаются переговоры с автопроизводителями по внедрению двухсистемного (ГЛОНАСС/GPS) навигационного оборудования на бортовые компьютеры. Ожидается, что в ближайшее время будут внесены поправки в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно им, системой экстренного реагирования при авариях ГЛОНАСС должны быть оборудованы все поставляемые или выпускаемые для отечественного рынка автомобили уже в 2014–2015 годах. Кстати, ранее – в 2010 году – говорилось о том, что к 2012 году все автомобили, выпускаемые в России, будут оснащены навигаторами ГЛОНАСС.
Кроме того, с января 2013 года весь пассажирский транспорт, а также грузовики, перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. По данным Госавтонадзора, к январю 2012 года в России были должным образом оснащены навигационными устройствами 65,149 тыс. пассажирских транспортных средств и 5,021 тыс. машин, перевозящих опасные грузы, тогда как всего под регулирование попадает более 900 тыс. транспортных средств.
Космический бюджет
Отметим, что из федерального бюджета на развитие ГЛОНАСС до 2020 года будет выделено более 300 млрд рублей. Так, в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» на 2012 год в бюджете предусмотрено 20,55 млрд рублей для поддержания и развития навигационной системы ГЛОНАСС. Действие предыдущей ФЦП (общий объем финансирования программы составил 116,9 млрд рублей) истекло в 2011 году.
Целью таких больших затрат является расширение внедрения и использования системы ГЛОНАСС в интересах специальных и гражданских (в том числе коммерческих и научных) потребителей, а также ее международное использование.
Реализацией проектов ГЛОНАСС в регионах займутся 25 центров космических услуг на базе технологий ГЛОНАСС. На сегодняшний день центры космических услуг уже развернуты в таких городах, как Москва, Сочи, Казань, Калуга, Рязань, Майкоп, Одинцово (Московская область), Смоленск, Ижевск, Киров. Как сообщил Сурков, в ближайшее время будет создано еще 15 подобных центров.
Однако реализация программы в регионах, а также освоение многомиллиардных бюджетов находятся под угрозой из-за нехватки соответствующих специалистов в регионах, о чем упомянул вице-премьер на совещании. «Поэтому Сурков предложил начать работу с введения должности заместителей губернаторов по внедрению космических технологий», – сообщил газете ВЗГЛЯД источник, присутствовавший на совещании.
Области применения
#{intervieweco}Одним из направлений расширения внедрения использования системы ГЛОНАСС является возможность введения дополнительных пошлин (по некоторым данным, на уровне 25%) на импортируемые мобильные телефоны, которые не оборудованы системой ГЛОНАСС. Кстати, помимо Apple, компания Nokia также обозначила свое намерение выпускать смартфоны с двухсистемными навигаторами.
Однако область применения ГЛОНАСС гораздо шире. «ГЛОНАСС вообще может применяться везде, где используются приборы: в геодезии и картографии, строительстве, на морском, речном транспорте и так далее. Соответственно, те компании, которые выпускают такое оборудование для российского рынка, должны будут предусмотреть внедрение ГЛОНАСС», – рассказал газете ВЗГЛЯД представитель «Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем» Александр Зубахин.
К примеру, крупнейшие мировые производители спутникового навигационного оборудования – такие фирмы, как Leica Geosystems, Trimble Navigation, Javad GNSS, Topcon – уже предусматривают выпуск мультисистемных профессиональных навигационных приемников.
Что касается компании Trimble Navigation, то она выпускала двухсистемные навигаторы даже тогда, когда у России было всего 11 спутников на орбите, сообщил Александр Зубахин.
Точность расширяет возможности
Кстати, развитие системы ГЛОНАСС в России идет не без участия иностранных компаний, которые помогают российской компании в части инфраструктуры, необходимой для высокоточного позиционирования. Не так давно – в 2010 году – было создано совместное предприятие компаний Trimble и ОАО «Российские космические системы» – Руснавгеосеть, которая занимается созданием инфраструктуры высокоточного позиционирования в России и странах СНГ.
Дело в том, что в последние годы все большее распространение получает применение высокоточного спутникового позиционирования. Оно применяется в различных сферах. К примеру, в геодезических работах применение таких технологий позволяет повысить точность и производительность работ и кардинально улучшить геодезическое обеспечение предприятий. Это касается как непосредственно добычи полезных ископаемых, так и их транспортировки.
Точное спутниковое позиционирование также может применяться в дорожном строительстве. Становится возможным оперативный контроль любых этапов работ, что сокращает расходование материалов, минимизирует нецелевое расходование ресурсов, а также сокращает количество переделок.
Кстати, ярким примером использования высокоточных технологий ГЛОНАСС при строительстве является монтаж моста на остров Русский, который был завершен на прошлой неделе. «Есть потребители, которым нужна абсолютная, миллиметровая точность. К примеру, мост на остров Русский строили в том числе с применением технологий ГЛОНАСС. При помощи навигационного оборудования осуществлялся монтаж 100-тонных плит. У строителей был только один шанс поднять и установить плиту. Это удалось сделать только при помощи ГЛОНАСС», – рассказал Александр Зубахин.
Во всем мире высокоточное спутниковое позиционирование активно используется в сельском хозяйстве. Подобная технология используется российскими крупными агропромышленными холдингами, однако их доля не превышает 5% от общего количества хозяйств. Вместе с тем использование определенных технологий позволяет выполнять весь цикл работ – от опрыскивания до сбора урожая, а также экономит ресурсы, время и повышает урожайность в среднем на 40–50%.
Таким образом, область применения технологий ГЛОНАСС обширна, и она не ограничивается только лишь автотранспортом. Однако стоит заметить, что с развитием технологий область применения может также расширяться. Дело в том, что не так давно высокоточное спутниковое позиционирование было невозможно. Фактически применение технологий ГЛОНАСС в геодезии, картографии, сельском хозяйстве стало реальностью лишь в последние годы.