Экономика

27 декабря 2012, 22:10

Господдержка отечественного кино признана неэффективной

Фото: Рекун-синема

Счетная палата признала поддержку Фондом кино отечественного кинематографа неэффективной и обратилась в Генпрокуратуру. Главным аргументом названа убыточность фильмов, которые возвращают в бюджет только 2% выделяемых средств. В самом Фонде утверждают, что против продюсеров и производителей кино началась информационная атака.

Счетная палата признала работу российского Фонда кино по господдержке отечественного кинематографа неэффективной и призвала изменить механизм государственной поддержки. Результаты проверки за 20102012 годы опубликованы на сайте палаты в четверг.

Студия-производитель не несет никакой ответственности за то, что созданный ею художественный фильм получил низкие кассовые сборы

Коллегия палаты решила отправить результаты проверки с выводами в правительство, ФНС и попечительский совет Фонда кино. Кроме того, палата обратилась в Генпрокуратуру.

В материалах палаты говорится, что в текущем году на поддержку отечественного кино из федерального бюджета было выделено вдвое больше, чем в 2006 году. При этом общий объем средств в 20102012 годах составил 16,4 млрд рублей без учета расходов на инвестиции и образование в сфере кинематографа.

«Результаты проверки свидетельствуют о том, что Фонду кино фактически делегированы все функции Минкультуры в сфере поддержки кинематографии: кинопроизводство и кинопрокат, включая коммерческие и некоммерческие проекты, а также мероприятия в международной деятельности», говорится в сообщении палаты.

Счетная палата также выявила, что в Фонде кино отсутствует эффективный механизм возвратности средств и самоокупаемости коммерческого кинопродукта. В среднем возврат бюджетных средств, вложенных в производство и прокат отечественных картин, составил всего 2%, говорится в сообщении. При этом студия-производитель не несет никакой ответственности за то, что созданный ею художественный фильм получил низкие кассовые сборы.

Кроме того, Фондом кино принимаются решения о выборе компаний-лидеров и о выделении им объемов средств на поддержку производства и проката фильмов без учета их невыполненных обязательств, говорится в сообщении. Так, в 20102012 годах было создано 162 отечественных фильма, и только 10 из 27 фильмов компаний-лидеров вошли в первую сотню наиболее кассовых кинокартин в соответствующем году. Фонд кино фактически занимается простым распределением субсидий на поддержку кинематографии, которые получает из федерального бюджета в лице Минкультуры. При этом основная задача Фонда по аккумулированию финансовых средств для развития отечественной кинематографии не решена, делает вывод Счетная палата. Поэтому регулятор считает правильным разработать другой механизм возврата средств и самоокупаемости коммерческих фильмов.

Напомним, что в ноябре вице-премьер Владислав Сурков называл существующую схему поддержки отечественного кинематографа «экономическим блефом». Сейчас все фильмы, которые получают господдержку, должны возвращать в бюджет только 5% своего дохода. Сурков пообещал усилить влияние Минкультуры на Фонд кино и оставить за фондом право самостоятельно поддерживать только коммерческое кино новыми способами, в частности, предлагая займы по льготным ставкам. Некоммерческим же кино Фонд кино будет заниматься вместе с Минкультуры.

В этом году средства на поддержку кино в размере 5,4 млрд рублей делились между Фондом кино и Минкультуры. Из них Фонду досталась большая часть – 3,83,9 млрд рублей, сообщалось ранее. В 2013 году правительство направит на поддержку кино столько же – 5,34 млрд рублей.

Ранее в Фонде кино замечали, что Минкультуры уже и так контролирует работу фонда, который получает деньги не напрямую из бюджета, а через министерство.

Существующая сегодня схема госфинансирования кино начала действовать в 2009 году, после кризиса. До этого все бюджетные средства, выделенные на кинематограф, распределяло Министерство культуры, однако эту схему сочли слишком коррупционной.

Тогда же Фонд кино решил финансировать кино через компании-лидеры, то есть компании, которые уже научились делать крупнобюджетное разножанровое кино. Как ранее говорили в Фонде, эти компании-лидеры каждый год отбираются по определенным критериям: на 70% это зрительский успех (50% критерий бокс-офиса, и 20% телевизионный показ), на 30% профессиональная оценка (победа в фестивалях, конкурсах и т. д.).

Так, в 2010 году было отобрано восемь компаний, в 2011 году семь, а в 2012 году их число было увеличено до 10. Компаниями-лидерами были признаны «Арт Пикчерс Студия», «Дирекция кино», компания «СТВ», компания «Реал-Дакота», Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «ТаББак», «Централ Партнершип», кинокомпания «Коктебель», «Нон-стоп продакшн» и «ТПО «Рок».

При этом, если в 2011 году всем кинокомпаниям-лидерам выделялся равный объем финансирования (по 250 млн рублей), то в 2012 году принцип распределения был изменен: размер средств для каждой из отобранных кинокомпаний определялся на основании представленного пакета фильмов.

Атака аудиторов

Исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков заявил газете ВЗГЛЯД, что «это спланированная акция против наших продюсеров и производителей кино».

Предложено ввести квоты на показ в кинотеатрах российских кинофильмов. А вы предпочитаете фильмы производства какой страны?













Проголосовать
«Информация, которая опубликована на сайте Счетной палаты, не соответствует действительности. Отдел информации Счетной палаты или еще кто-то специально ввел в заблуждение общественность, манипулируя общественным мнением. Идет информационная война против продюсеров и создателей кино. В протоколе проверки не говорится ни о какой Генпрокуратуре, неэффективности или о невыполнении задач», заявил Толстиков.

«Надо понимать, что отечественное кино убыточно с коммерческой точки зрения, потому что, во-первых, инфраструктура кинопоказа неразвита», говорит Толстиков. В России, по его словам, только 2800 экранов, тогда как во Франции, где в два раза меньше населения, 5500 экранов, столько же в Германии, а в США примерно 39 тыс. экранов. То есть на душу населения В России в четыре раза меньше экранов, чем в странах Европы.

«У нас также нет борьбы с пиратством в интернете, нет участия телевидения в киноиндустрии, до сих пор не сделана единая касса», добавляет он. На рынке, напомнил Толстиков, доминирует продукция Голливуда. Российскому кино сложно конкурировать с ней в первую очередь потому, что бюджеты лидеров кинопроката просто несравнимы с бюджетами отечественных картин.

«Доля лидеров кинопроката на российском рынке составляет 7,5%, а доля американского кино – 25%. Общий бюджет всех иностранных кинокартин, которые показали в России, 7,5 млрд долларов. Бюджет 10 фильмов-лидеров по кассовым сборам составляет 1,8 млрд долларов, то есть средний бюджет каждой из этих картин 180 млн долларов. У нас вся сумма поддержки отечественных фильмов составляет 70 млн долларов, это меньше половины бюджета одного иностранного фильма», указывает Толстиков.

Отечественные кинокартины действительно преимущественно убыточны. К примеру, в 2012 году вышел фильм «Если бы да кабы» режиссера Олега Осипова. Бюджет фильма составил 6 млн долларов, а сборы всего 3 тыс. долларов. Бюджет фильма «Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля оценивается в 5,5 млн долларов, а заработать на сборах удалось всего 20 тыс. долларов.

На создание анимационного кино «От винта» о маленьком самолете Миг-29 пришлось выложить 3,5 млн долларов, и хотя этот фильм все-таки пользовался большей популярностью, сборы в 2 млн долларов все равно не помогли выйти картине на самоокупаемость. Та же ситуация и с драмой «Матч» с Сергеем Безруковым: бюджет картины составил целых 10 млн долларов, но заработать удалось только 2,4 млн долларов на сборах.

Механизм субсидирования отечественного кинопроизводства как раз и создан для того, чтобы отечественное кинопроизводство не умерло. «У нас только шесть–семь фильмов из 100 дают 100% возврат денег, самоокупаются. Чтобы было больше коммерчески успешных фильмов, было решено поддержать производство отечественного кино с помощью субсидий. Это безвозмездная помощь деньгами. При этом речи не идет о полном субсидировании производства фильма, какую-то часть средств обязательно вкладывает продюсер. И наша задача сделать так, чтобы самоокупаемых фильмов было больше», объясняет Толстиков.

Для этого, по его словам, с 2013 года будут введены новые механизмы поддержки отечественного кинопроизводства. «Это может быть требование 100% возврата денег, компенсация процентных ставок по заимствованным средствам либо участие в прибыли», говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Если сейчас каждая из компаний, получивших средства через Фонд, обязана вернуть лишь 5% от той суммы, которая остается продюсерам после вычета из кассовых сборов 50%, положенных кинотеатрам, то в дальнейшем планируется, что государству будет возмещаться от 10 до 50% продюсерской доли в зависимости от жанра картины. Кроме того, в следующем году распределение средств между компаниями-лидерами будет зависеть от их кассовых результатов 2012 года.

Господдержкой отечественного кино вынуждены заниматься во многих странах. Так, во Франции существует много налоговых льгот и преференций для местных кинопроизводителей. В частности, во Франции 10,8% от каждого проданного билета, каждого показанного фильма идет в фонд поддержки кино. Плюс телевидение участвует в финансировании кино, что закреплено законодательством, принося в бюджет 30% инвестиций.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Welt: Трамп не одобрит план Зеленского по Украине
Темы дня

Россия перешла к новому этапу борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России приобрела в 2025 году особую значимость. Серия громких дел и судебных процессов продемонстрировала не только масштаб проблемы, но и усиление внимания правоохранителей к злоупотреблениям во власти. Как говорят эксперты, принимаемые меры носят сегодня системный, а не показательный характер, существующие механизмы борьбы действительно работают и дают результаты.

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Маск заявил о произошедшем «великом замещении» в Европе

В Европе уже произошло «великое замещение» населения, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Стало известно о двух выступлениях Долиной в канун Нового года

Певица Лариса Долина выступит в спектакле «Фигаро» на сцене Театра на Таганке в Москве дважды в канун Нового года – 31 декабря.

Лавров дал совет правительству Японии

Политика Токио по ускоренной милитаризации может негативно сказаться на стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Минобороны показало кадры с военными группировки «Запад» в Купянске

Министерство обороны России опубликовало видеозаписи с военнослужащими группировки российских войск «Запад» в разных районах Купянска Харьковской области.

Росатом «развернул работы» над АЭС «Пакш-2»

После снятия Вашингтоном ряда ограничений на финансирование АЭС «Пакш-2» в Венгрии работу удалось вывести на новый уровень, заявил глава Росатома Алексей Лихачев.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов