В 2013 году АвтоВАЗ планирует начать поставки автомобилей Lada Granta в Германию, Францию, Сербию, Болгарию, страны Балтии и другие, сообщил пресс-центр АвтоВАЗа.
АвтоВАЗ планирует начать поставки автомобилей Lada Granta в Германию, Францию, Сербию, Болгарию, страны Балтии и другие
Европейская версия Lada Granta будет соответствовать экологическому стандарту «Евро-5», а комплектация «норма» уже будет включать ABS+BAS (антиблокировочная система тормозов плюс усилитель экстренного торможения), систему курсовой устойчивости ESP и две подушки безопасности. Таким образом, для Западной Европы АвтоВАЗ создает специальный вариант Granta, соответствующий европейским нормам.
Переделывать Lada Granta под «Евро-5» и продавать в небольших объемах, конечно, экономически необоснованно. Однако в России рано или поздно тоже введут стандарт «Евро-5», поэтому нынешние наработки АвтоВАЗа – это задел на будущее, считает замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Этих вложений все равно не избежать в будущем. Просто АвтоВАЗ заранее будет готов к новым правилам на рынке», – указывает эксперт.
АвтоВАЗ не пропустил в 2012 году Среднеевропейский международный автосалон AMI, который прошел в июне в Лейпциге (Германия). Здесь состоялась европейская премьера Lada Granta.
Как рассказали газете ВЗГЛЯД в пресс-центре АвтоВАЗа, в настоящее время экспортируется весь модельный ряд Lada, за исключением Largus. География поставок довольно широка – это страны СНГ и Европы, а также ряд государств Африки и Латинской Америки. Наибольшая доля поставок приходится на страны СНГ (более 90%). На страны Европы приходится всего 3–5% от экспортных продаж. Доля поставок в страны Африки и Латинской Америки в 2012 году не превысила 1,5–2% общего объема экспорта.
Lada Granta этой весной уже начали поставлять в страны ближнего зарубежья. Сейчас модель экспортируется в Казахстан, на Украину, в Беларуссию, Азербайджан, Армению и Молдову. На конец октября на этих рынках было продано около 7,9 тыс. автомобилей новой модели. «Импортеры автомобилей Lada в разных странах высоко оценивают потенциал Lada Granta на местных рынках», – считают на заводе. Наибольшая доля в структуре экспортных поставок автомобилей Lada сейчас приходится на Казахстан (49%), Азербайджан (24%), Украину (15%) и Белоруссию (5%).
Впрочем, в общих экспортных объемах продаж АвтоВАЗа доля Lada Granta пока очень скромная. Так, за десять месяцев 2012 года завод поставил на внешние рынки 58,4 тыс. своих машин. По итогам 2012 года планируется отправить на экспорт не менее 65 тыс. автомобилей Lada, но на Lada Granta придется лишь 14–15% продаж.
Наибольшим спросом за рубежом пользуется Lada Samara – продано 22,7 тыс. машин за 10 месяцев 2012 года. На втором месте – Lada Priora – 17,5 тыс. штук. Lada 4x4, Granta и Kalina продаются за границей в куда меньших объемах. Первые две модели разошлись примерно по 8 тыс. штук, а Kalina купили всего 1,8 тыс. иностранцев.
«Автомобили Lada когда-то давно довольно активно продавались в Западной Европе, в том числе в Германии и во Франции. Практически во всех странах Западной Европы довольно в больших объемах продавалась «Нива»: в свое время большая часть производства российского внедорожника уходила туда на продажу. Но это было очень давно», – говорит Сергей Удалов, добавляя, что тогда конкуренция была слабее.
АвтоВАЗ идет в Западную Европу с Lada Granta не для того, чтобы продавать там тысячу машин, у него есть планы постепенно выйти на большие объемы продаж
В 2000-х годах продажи Lada в европейских странах превратились в экзотические. К примеру, на немецком автомобильном рынке АвтоВАЗ работает уже 40 лет. Однако каждый год немцы покупают всего 1,5 тыс. автомобилей Lada. Наибольшим спросом здесь по-прежнему пользуется «Нива». Дилеры АвтоВАЗа в Германии предлагают ряд опционального оборудования и тюнинг. Большим спросом пользуется предложение установить газобаллонное оборудование на вазовскую машину.
«Сейчас там могут продаваться автомобили только с нормами токсичности «Евро-5». Поэтому на какое-то время АвтоВАЗ ушел из Западной Европы, но сейчас снова начал делать машины, которые удовлетворяют действующим в Европе требованиям», – отмечает Удалов.
«Судя по тому, как неплохо Granta продается в России, а в последние два месяца модель вышла на уровень продаж в 14 тыс. автомобилей в месяц, то вполне ожидаемо стремление АвтоВАЗа поставлять ее в Европу. По крайней мере, в России Granta выдержала конкуренцию с недорогими иномарками типа Chevrolet и китайскими машинами», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Атона» Михаил Пак.
«Цена Granta будет конкурентной на западноевропейском рынке, она будет стоить дешевле, чем автомобили, которые сейчас там продаются», – считает Удалов.
Основная задача будет заключаться в том, чтобы наладить логистику поставок запчастей, чтобы осуществлять послепродажное сервисное облуживание автомобиля, добавляет Пак. Однако с дистрибуцией ему может помочь европейский партнер Renault.
Впрочем, на первых порах продажи Lada Granta, вероятно, будут примерно такими же, как в странах ближнего зарубежья – 7–10 тыс. штук в год, считает Удалов. «Но все зависит от того, во сколько европейских стран начнутся поставки, будут ли завод и дилеры вкладываться в рекламу и маркетинг новой модели. Если просто поставить машины в западных автосалонах, то это мало что даст», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
На самом заводе газете ВЗГЛЯД сказали, что «стратегия продвижения нового продукта, а также розничные цены формируются импортерами автомобилей Lada в зависимости от конкурентной среды на каждом рынке». То есть сам АвтоВАЗ тратиться на рекламу особо не намерен.«Я думаю, что АвтоВАЗ идет в Западную Европу с Lada Granta не для того, чтобы продавать там тысячу машин, у него есть планы постепенно выйти на большие объемы продаж. Потенциал для наращивания там продаж есть, и альянс Renault-Nissan может здесь помочь», – считает Сергей Удалов.
«А учитывая, что в Европе сейчас кризис, выбран хороший момент для возвращения Lada в Западную Европу. Новая модель займет нишу самых дешевых автомобилей», – добавляет эксперт.
«Если посмотреть на европейский авторынок, то он 12 месяцев подряд падает, причем стремительно. Даже Германия, которая показывала хоть какой-то рост, по итогам сентября «упала». Поэтому АвтоВАЗ, вероятно, надеется воспользоваться снижением спроса на дорогие автомобили, поставив на европейский рынок недорогую Granta. Однако, возможно, в условиях нестабильной экономической обстановки в регионе продажи новой модели тоже будут небольшими», – не исключает Михаил Пак.
В России сегодня был продан юбилейный – 100-тысячный – автомобиль Lada Granta, а в сентябре этого года эта модель стала самым продаваемым автомобилем в России.
Granta – это переднеприводный автомобиль эконом-класса, созданный на платформе Lada Kalina. Серийный выпуск Granta начался 29 ноября прошлого года, продажи стартовали в декабре. Конструкция автомобиля тщательно отработана с помощью цифровых технологий и методик альянса Renault-Nissan. Специально для Granta был разработан 8-клапанный мотор объемом 1,6 литра. С нуля до 100 километров в час такая машина сможет разгоняться за 12 секунд, а ее максимальная скорость составит 168,5 километра в час. Средний расход топлива в смешанном цикле равен 7,3 литра на сто километров пробега.