Экономика

7 ноября 2012, 21:05

Минтранс подготовил проект развития региональной авиации

Фото: ИТАР-ТАСС/Fotoimedia

Минтранс внес в правительство дорожную карту развития региональных авиаперевозок в России до 2030 года. Эта программа должна вернуть россиянам утерянное с советских времен право быстро и недорого перемещаться по стране без посадки в Москве или Санкт-Петербурге. Уже объявлено, где и когда стартует пилотный проект.

Дорожная карта подготовлена к 7 ноября, как того потребовал премьер-министр Дмитрий Медведев в августе на совещании по этой проблеме.

Чтобы люди могли более комфортно, быстро и дешево перемещаться по территории нашей страны, а пути их перемещения не проходили через Москву, Петербург

Проект, внесенный Минтрансом в среду в правительство, предусматривает развитие сети региональных и местных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок, а также развитие парка воздушных судов для региональных и местных перевозок на период до 2030 года, сообщил «Интерфаксу» официальный представитель министерства.

Среди основных задач дорожной карты значится создание государственного стандарта минимальной транспортной доступности для обеспечения конституционных прав граждан, обеспечение работы и развития региональной аэродромной инфраструктуры, совершенствование механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней, развитие и обновление парка воздушных судов, снижение себестоимости региональных перевозок, совершенствование государственного регулирования и подготовка летного и технического персонала региональной авиации.

«Со следующего года запускаем программу развития региональных перевозок для того, чтобы люди могли более комфортно, быстро и дешево перемещаться по территории нашей страны, а пути их перемещения не проходили через Москву, Петербург и другие крупные промышленные центры. Будут так называемые горизонтальные связи», – обещал в сентябре министр транспорта Максим Соколов.

Согласно программе, только в 2013 году на развитие региональных авиаперевозок будет выделено 7,75 млрд рублей, в том числе 2,15 млрд рублей на лизинг региональных воздушных судов, 2,9 млрд рублей – на региональные перевозки субъектам РФ.

Кроме того, планируется увеличить финансирование региональных аэропортов. С 2002 года РФ направила 145,3 млрд рублей в аэродромную инфраструктуру, всего в настоящий момент функционируют около 1600 площадок. На базе 50 аэропортов регионального и местного значения создано шесть федеральных казенных предприятий (ФКП): на их финансирование в 2012 году предусмотрено 2,518 млрд рублей, в 2013–2014 годах – по 2,466 млрд рублей ежегодно.

Сейчас, по данным министерства, региональные и местные маршруты не способны генерировать пассажиропотоки, обеспечивающие рентабельность перевозки, что определяет высокую себестоимость авиаперевозок вследствие высоких удельных затрат и эксплуатации воздушных судов малой вместимости.

Однако реализация предложенных мер позволит значительно увеличить долю межрегиональных воздушных перевозок в общем объеме перевозок, оживить рынок региональных перевозок, в том числе в части спроса на региональные самолеты отечественного производства, считают в ведомстве.

Что касается создания стандарта минимальной транспортной доступности для обеспечения конституционных прав граждан, то Минтранс, очевидно, предлагает законодательно зафиксировать базовые требования по качеству, доступности и стоимости перевозки, предполагает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.

В частности, может быть установлено максимальное время подъезда гражданина к аэропорту, обязательное функционирование аэропортов в поселениях с определенным числом жителей (например, от 300 тыс. человек и более), а также механизмы регулирования стоимости перевозок, в частности за счет государственного субсидирования, добавляет газете ВЗГЛЯД эксперт.

«Возможно, этот стандарт касается развития авиасообщения в труднодоступных и отдаленных районах и районах со сложными климатическими условиями (север), где авиационный транспорт является чрезвычайно важным», – не исключает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев.

Пилотный проект

В рамках реализации программы в 2013 году Минтранс планирует запустить пилотный проект в Приволжском федеральном округе по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок с объемом финансирования из средств федерального бюджета в 300 млн рублей.

Суть проекта в соединении круглогодичным высокочастотным авиасообщением всех основных региональных центров федерального округа с применением механизмов государственной поддержки. В рамках программы будет разработана маршрутная сеть субсидируемых рейсов, а у пассажиров появится возможность добираться до городов Приволжья прямыми рейсами. Этот пилотный проект может стать основой для формирования маршрутной сети межрегиональных авиаперевозок в России.

В ряде регионов Дальнего Востока уже несколько лет действует система субсидирования местных и региональных перевозок, аналогичная той, что собираются сделать в ПФО, напоминает Валерий Вайсберг. Перевозчики отбираются правительствами регионов на конкурсах, затем по согласованию с ними производится расчет экономически обоснованного тарифа и размер субсидии.

В настоящее время субсидирование местных региональных авиаперевозок в регионах ДВФО осуществляется в Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Сахалинской области.

Региональные перевозки нерентабельны из-за высокой стоимости топлива, расходов на экипаж и аэропортовых сборов

«В сравнении с объемами субсидирования перевозок на Дальнем Востоке заявленная для ПФО сумма в 300 млн рублей выглядит небольшой, однако здесь нужно учитывать, во-первых, лучшую ситуацию с дорожной сетью и железнодорожными перевозками, во-вторых, вероятное дополнительное субсидирование со стороны региональных властей», – считает Валерий Вайсберг. Потенциальными претендентами на участие в проекте могут быть работающие в регионе компании, такие как «Саратовские авиалинии», «Акбарс аэро», добавляет эксперт. Участвовать в пилотном проекте также, вероятно, будут авиакомпании «Татарстан» и «Руслайн».

Поддержка нужна

«Региональные и местные перевозки действительно являются низкорентабельными. Чтобы выправлять ситуацию, необходимы государственные субсидии, обновление аэропортовой инфраструктуры и парка самолетов, что в большинстве случаев находится у нас в плохом состоянии», – говорит газете ВЗГЛЯД Петр Клюев.

«Перевозки на региональных и местных маршрутах в большинстве случаев нерентабельны из-за высокой стоимости топлива, расходов на экипаж и аэропортовых сборов. Даже по оценкам авиапроизводителей, большинство моделей воздушных судов обеспечивают окупаемость перевозки при загрузке кресел на уровне не менее 50%. И это при условии рыночного ценообразования, что в современных российских условиях недостижимо без государственных субсидий», – считает Валерий Вайсберг.

При этом в советское время региональные авиаперевозки были более рентабельными, потому что тогда «маршрутная сеть авиаперевозок была развита гораздо шире, чем сегодня». «Например, в советское время было большое число дальних рейсов с несколькими промежуточными посадками. Ряд из них при этом дублировались беспосадочными прямыми перелетами», – указывает Вайсберг.

Для сравнения: в СССР на долю внутренних перевозок при объеме пассажиров в 130 млн человек в год приходилось 94%, на зарубежные перелеты оставалось всего 6%. Сегодня это соотношение составляет 50% на 50% при общем объеме перевозок в 64 млн человек. То есть в 2011 году на внутренних воздушных линиях был перевезен почти 31 млн пассажиров, причем почти 85% перевезены по маршрутам, связанным с Москвой и Санкт-Петербургом. На долю региональных перевозок приходится всего 4,5 млн пассажиров.«Если государство окажет необходимую поддержку, то можно будет надеяться на приход в отрасль частных компаний, развитие конкуренции, что также является очень важным для регионального сектора авиаперевозок. У нас 75% авиаперевозок обслуживают либо один, либо два перевозчика. Конечно, при таком раскладе и цены на авиабилеты будут высоки», – добавляет он.

Как говорил премьер-министру Дмитрию Медведеву министр транспорта Максим Соколов в августе на совещании, полеты по территории РФ осуществляются сейчас по 1337 воздушным линиям, их обслуживают 62 авиакомпании. Для сравнения: в 1990 году было почти 5 тыс. воздушных линий в России, в стране был один перевозчик «Аэрофлот» и развитая региональная сеть воздушных перевозок. Региональные перевозки не способны генерировать соответствующий пассажиропоток, который смог бы обеспечить хотя бы нулевой уровень рентабельности перевозчикам, делает вывод Соколов.

«Это приводит к высокой себестоимости авиаперевозок и, соответственно, цене билетов, поскольку удельные затраты на содержание аэропортовой сети, использование судов исключительно велики. При этом сегодня эти региональные, местные перевозки в основном носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса. И именно на этих маршрутах отсутствует конкуренция, соответственно, стоимость перевозки пассажиров на них достаточно высока», – заявил тогда Соколов.

Для примера он привел несколько цифр: средняя стоимость авиаперевозок в расчёте на 1 пассажиро-километр на региональных авиалиниях в четыре раза превышает аналогичный показатель на магистральных линиях, при этом средний тариф экономического класса по внутрирегиональным линиям туда – обратно составляет 23 тыс. рублей, а на некоторых маршрутах – 23 или 22 тыс. только в одну сторону, что почти эквивалентно среднемесячной зарплате населения в нашей стране.

По его словам, на стоимость перевозок влияет весомая нагрузка на авиакомпании, занимающиеся региональными перевозками, которую и надо снизить за счет господдержки. Во-первых, это высокие расходы на аэропортовое обслуживание, которые составляют в среднем 8,2% в общих расходах авиакомпаний. Расходы на аренду федерального имущества приводят к росту сборов за взлет-посадку на 5%, а высокий износ аэродромного имущества – почти на 20%.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Британия заверила Украину в поддержке после запуска «Орешника»

Глава британского МВД Иветт Купер заверила, что Британия продолжит поддерживать Украину, несмотря на запуск Россией новой ракеты «Орешник» средней дальности, пишет The Standard.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?