Президент Владимир Путин принял в среду принципиальное решение по сокращению отчислений работодателей на накопительную часть пенсий с нынешних 6% до 2% от зарплаты, о чем разгорелись настоящие баталии на всех уровнях власти.
Дефицит Пенсионного фонда составляет не 2,3 трлн рублей, как часто пишут. Это чуть больше 1 млрд рублей в этом году и менее 1 млрд рублей в 2013 году
Владимир Путин потребовал не спешить с принятием законопроекта по пенсиям до 2014 года и тщательно его проработать. Кроме того, он потребовал сохранить для граждан право выбора, оставаться в накопительной системе или нет.
Итак, Путин предложил сохранить действующий объем страховых взносов – 6%, направляемых на формирование индивидуальных пенсионных накоплений граждан, которые осознанно ранее выбрали либо выберут не позднее 31 декабря 2013 года для их инвестирования управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды.
Граждане, которые по тем или иным причинам не хотят формировать пенсионные накопления, получат возможность увеличить свои пенсионные права на страховую часть трудовой пенсии, гарантируемую государственным Пенсионным фондом РФ, с 10% до 14%.
Граждане, которые участвуют в деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, вправе перейти в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличив тем самым страховую часть своей пенсии.
Принятое президентом решение оценил председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
ВЗГЛЯД: Путин поддержал сокращение накопительной части пенсии с 6% до 2%, но и сделать это предлагает не сейчас, а с 2014 года. Вы согласны, что не стоит торопиться в этом вопросе?
Валерий Рязанский: Президент поддержал не сокращение, Путин принципиально поддержал перевод накопительного компонента пенсионной системы из обязательного элемента в добровольный. Президент решил, что выбор на будущее должен делать сам человек.
#{smallinfographicleft=435845}До января 2014 года гражданам дается время, чтобы они добровольно смогли принять решение, остаться в системе накопительного компонента со своими 6% или нет.
Президент учел, что людей, которые перевели свою накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды, уже целая армия – почти 15,6 млн человек. К концу года мы ожидаем, что их будет порядка 16 млн человек. Это люди с активной позицией. В накопительном компоненте при всех тех недостатках, о которых мы знаем, есть самый главный положительный момент. Работающие люди стали участниками решения вопроса будущей пенсии. В России прививается новая культура в отношениях между государством и будущими пенсионерами.
Остальные решения, которые касаются «вредников» – тех, кто досрочно уходит на пенсию, – и самозанятого населения, президент одобрил. По самозанятому населению принято принципиальное решение: с 2013 года их взносы в пенсионную систему увеличиваются вдвое. Это делается для того, чтобы они имели больше прав в своей будущей пенсии и, самое главное, чтобы они больше отвечали по обязательствам перед нынешними пенсионерами.
Президент дает целый год для того, чтобы общество, бизнес-сообщество, инвесткомпании смогли адаптироваться к новым условиям, чтобы законодатели и правительство выработали соответствующий законопроект.
За 2013 год мы должны добавить инструментальные возможности, чтобы более эффективно использовать тот накопившийся капитал, который сейчас есть, а это почти 2,3 трлн рублей. Может быть, надо дать больше свободы тем, кто принял активное участие в решении, как использовать этот капитал, с одновременным усилением гарантий, чтобы не пострадал ни один участник этой кампании.
ВЗГЛЯД: Президент дает возможность увеличить число граждан, которые направят накопительную часть в 6% в негосударственные пенсионные фонды?
В. Р.: Этим решением такая возможность дается, возможно, но не факт, что кто-то из «молчунов» перейдет в активную часть. Не исключено, что часть тех, кто активно принимал участие в накопительной системе, еще раз посмотрят на эту программу с точки зрения эффективности полученных вложений и примут решение уйти в государственную гарантированную систему доходности по номиналу. Но это процесс, который сейчас сложно спрогнозировать.
ВЗГЛЯД: А как гражданам понять, посчитать, что выгодней для них – сохранить накопительную часть в 6% в частных фондах или сократить ее до 2%?
В. Р.: В компаниях, куда они вложили средства, нужно запросить данные по доходности во временном срезе. Надо посмотреть, что было в 2004–2005 годах, что было в годы кризиса, что сейчас, сделать вывод. Даже если их устраивают эти показатели, то стоит задаться вопросом: каковы гарантии, что этих средств хватит на пожизненные выплаты, не разорится ли к этому моменту этот негосударственный пенсионный фонд, какова его устойчивость? Здесь у каждого есть право выбора. Но выбирая этот путь, мы должны понимать, что все риски гражданин берет на себя.
ВЗГЛЯД: Накопительная часть пенсии обесценивается быстрее. Если индексация страховой части пенсии составила 15%, то средняя доходность накопительной части пенсий – только 6,5% за один и тот же период. Получается, невыгодно оставлять накопительную часть в 6% в частных фондах?
В. Р.: Сейчас да. Страховая часть индексируется эффективней и позволяет нивелировать неприятности от роста цен.
ВЗГЛЯД: Но во многих странах накопительная часть реально позволяет накопить достойные средства на старость. Может, надо направлять активность не на то, чтобы снизить накопительную часть пенсий, а разобраться с частными пенсионными фондами, чтобы они управляли накоплениями более эффективно?
В. Р.: Мировые пенсионные системы в основном базируются на принципах добровольности. Государство устанавливает определенные правила игры и поддерживает этот рынок. Пенсионные накопления – это долгосрочные инвестиции в собственную экономику, и не только в собственную. Мы недавно изучали опыт пенсионного фонда Дании, и оказалось, что накопительные компоненты системы вкладываются, к примеру, в дорожное строительство аж в Австралии. Деньги не знают границ, лишь бы они приносили дополнительный доход людям, которые откладывают их на будущую старость.
Путин принципиально поддержал перевод накопительного компонента пенсионной системы из обязательного элемента в добровольный
В России правила поведения частных пенсионных фондов на рынке также определяет закон, в котором прописано, что они могут и не могут делать, сколько пенсионных накоплений могут взять в свой оборот, какие должны иметь собственные активы.
Мы не должны связывать инициативу негосударственных пенсионных фондов по форме использования средств. Это должен делать сам человек, который добровольно отдает туда свои средства и может рассчитывать на более высокие дивиденды, при этом осознавая, что он дает права на более рискованные операции и вклады.
ВЗГЛЯД: Но фактически у нас негосударственные пенсионные фонды не могут сделать, как в Дании: вложить пенсионные средства в строительство дорог в Австралии?
В. Р.: Пока нет. Потому что у нас еще нет наработанной практики. Наши негосударственные пенсионные фонды не обладают такими большими объемами собственных капиталов, которые могли бы служить серьезной гарантией для каждого вкладчика. А в основе всех наших отношений лежит главное – чтобы вкладчики не пострадали. Вопросы максимальной ответственности у нас доминируют, потому что мы все еще напуганы событиями 1991 года.
Поэтому государство сейчас активно развивает систему страхования по вкладам в банках. Сначала было 100 тыс. рублей, потом 300 тыс., сейчас действует норма в 700 тыс. рублей, уже обсуждается страхование 1 млн рублей по вкладам. Постепенно мы развиваем цивилизованную систему, при которой государство может гарантировать сохранность вкладов наших граждан. Создается микроклимат доверия к государству.
ВЗГЛЯД: Такую систему страхования планируется распространить и на пенсионные вклады?
В. Р.: Да, такой инструментарий обсуждается.
ВЗГЛЯД: Как новые правила игры повлияют на главную цель изменения пенсионной системы – на сокращение дефицита Пенсионного фонда?
В. Р.: Если бы мы вдруг с 2013 года перешли на новую систему, то мы бы добавили в пенсионную систему более 500 млрд рублей, тем самым уменьшив трансферт из федерального бюджета. Однако сокращение дефицита Пенсионного фонда не является главным мотивом вносимых изменений в пенсионное законодательство. Это подход финансово-экономического блока правительства, который с целью сокращения дефицита ПФР предлагал сократить индексацию пенсий, увеличить пенсионный возраст, сократить дотации в пенсионную систему.
Но пенсионную систему нельзя считать только субъектом экономики, это социальная система, в которой заложена ответственность ныне живущего и работающего поколения перед поколением своих отцов и матерей. Поэтому президент принял решение, основанное не только на проблеме дефицита ПФР. Главное – решение социальных проблем. Нам нужно соблюсти баланс интересов, баланс между солидарной и накопительной частью системы, чтобы выполнялся долг перед нынешними пенсионерами и была возможность создать капитал на будущую пенсию.
ВЗГЛЯД: И все-таки как решение президента может помочь сократить дефицит Пенсионного фонда?
В. Р.: На самом деле дефицит Пенсионного фонда составляет не 2,3 трлн рублей, как часто пишут. Дефицит Пенсионного фонда, о котором можно говорить, – это чуть больше 1 млрд рублей в этом году и менее 1 млрд рублей в 2013 году. Это прямая дотация бюджета в Пенсионный фонд, которая связана с недобором в страховую часть. Это то, что мы недобираем, отдав 6% в накопительный компонент.
Все остальные вливания, которые идут на выплату материнского капитала, социальных пенсий и т. д., – это прямые обязанности бюджета. Это не дефицит Пенсионного фонда, это прямые выплаты, которые должен делать федеральный бюджет, просто их администрирует пенсионная система, за что ей надо сказать спасибо.
Мы могли бы постепенно сократить этот дефицит Пенсионного фонда за счет перехода на размер страховых взносов в 34%, что отменено на два года, за счет уменьшения людей, которые будут пользоваться накопительной частью в 6%, за счет увеличения взносов по досрочникам и по самозанятым. Дефицит Пенсионного фонда можно сократить за один год, а можно постепенно за два–три года. Президент четко дал установку сделать это постепенно.