Рецессия в России возможна только в том случае, если в нее скатится вся мировая экономика или спад будет наблюдаться в крупных регионах: США или Европе, – передает в субботу РИА «Новости» прогноз главы Минфина РФ Алексея Кудрина, озвученный им на встрече министров финансов стран «Большой двадцатки» в Вашингтоне.
Сегодня мы уже более серьезно видим все зоны риска
«Для России (рецессия возможна) только в случае, если будет рецессия в этих регионах (мира, в частности в США и Европе), тогда риски и у нас есть», – цитирует агентство Алексея Кудрина.
При этом министр отметил, что в настоящее время российская экономика очень сильно зависит от «мировых процессов» – даже больше, чем от действий правительства страны.
«Возможно, мы сегодня в большей степени зависим от мировых процессов, чем от каких-то решительных действий правительства. Решительные действия правительства у нас будут, если такие риски сложатся, но они будут на смягчение, предотвратить эти причины невозможно со стороны только России. Мы сегодня очень сильно связаны с глобальной экономикой», – заявил российский министр.
По словам Кудрина, мировые риски переносятся на российскую экономику несколькими каналами. Ключевые из них: отток капитала, который может повлиять на снижение предложения ресурсов для частного сектора, повышение спрэдов на финансовых рынках, а также снижение цен на товары, особенно на нефть.
Кудрин согласился с обнародованным ранее прогнозом ЦБ РФ, согласно которому отток капитала из России по итогам 2011 года составит 35 млрд долларов США, отметив, что главной причиной утечки становится падение цен на нефть. По мнению Кудрина, цена за бочку этого топлива на мировом рынке упадет в 2012–2013 годах до 60 долларов и продержится на этом уровне около полугода.
Напомним, в настоящее время Минэкономразвития закладывает в бюджет РФ ожидания, что средняя цена на нефть Urals в 2012 году составит 100 долларов за бочку, в 2013 году – 97 долларов, в 2014 году – 101 доллар.
Несмотря на отток капиталов, особых мер по поддержке банковской системы правительство пока не планирует. Однако в случае необходимости Минфин и Центробанк смогут отреагировать оперативно, заявил Кудрин.
«Когда почувствовали, мы с Центральным банком договорились и на это в течение этого месяца выдали на депозиты банкам 400 млрд рублей», – сообщил министр, назвав такой объем помощи небольшим.
Что касается мировой экономики, то наибольшее беспокойство Кудрина вызывает состояние еврозоны. По его словам, Греция не справляется с обслуживанием своего долга, а дефолт этой страны мог бы негативно сказаться на всей мировой экономике.
«Это повысило бы риски в целом на рынке, в банковском секторе сначала, а затем уже на рынках капиталов, потому что все такие события, начиная от снижения рейтинга США, других стран, – они повышают общие риски и уже влияют на отток капитала из развивающихся рынков», – сказал глава Минфина РФ.
Кроме Греции, Кудрин причислил к проблемным государствам Ирландию, Португалию, Испанию и Италию. При этом российский министр назвал путь решения проблем этих стран. «Очень важна политическая воля, прежде всего, самих этих стран по сокращению своих расходов в попытке обеспечить исполнение долговых обязательств», – сказал Кудрин.
Вместе с тем российский Минфин продолжает доверять вложениям в казначейские бумаги США. В ответ на заявление коллег из США о том, что в июле эти вложения уменьшились на 9 млрд долларов, Кудрин назвал эти данные «неполными» и завил, что в США «нет понимания» того, куда Россия вкладывает средства. При этом он подтвердил, что Россия оставляет свои вложения в ценные бумаги министерства финансов США на прежнем уровне.
Отмечая трудности США и Евросоюза, глава Минфина РФ все же считает, что падения мировой экономики не произойдет. «Рецессии можно избежать, но рост будет очень низким», – сказал он.
Сравнивая нынешнее состояние мировой и российской экономики с 2008 годом, Кудрин отметил улучшение ситуации. По его словам, в настоящее время финансовые власти более адекватно оценивают риски.
«Беспокойство было несколько заниженным, мы не понимали масштабы своей зависимости от мировых рынков. Сегодня мы уже более серьезно видим все зоны риска... Это, как говорят у нас в России, обжегся на молоке – дуй на воду», – отметил российский министр финансов.