Курс рубля является завышенным как минимум на 10%, что рано или поздно может привести к отрицательному счету текущих операций из-за роста импорта, сказал в интервью на саммите Reuters замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач.
Пессимистичный сценарий Минэкономики предполагает, что если цены на нефть упадут до 60 долларов за баррель, то курс рубля может опуститься на треть – до 40 рублей за доллар
«Точек зрения у всех очень много, ... доказать можно все, что угодно, наша позиция в том, что (курс) завышенный, процентов на 10, как минимум», – цитирует его Reuters. «Учитывая тот огромный разрыв между импортом и отечественным производством, учитывая более долгосрочные риски – не то, что сейчас происходит, ... а через два года плюс-минус, все зависит от динамики мировых цен, все равно уйдем к отрицательному сальдо по текущим операциям», – добавил замминистра.
Курс доллара к рублю с начала сентября снизился на 1 рубль из-за неспокойной ситуации на внешних рынках и на текущей неделе торгуется выше отметки в 30 рублей. Официальный курс доллара, установленный ЦБ на пятницу, 16 сентября, увеличился на 13,99 копейки и составил 30,5042 рубля. Евро вырос на 52,61 копейки – до 41,8792 рубля.
Оценка Клепача расходится с мнением Минфина. На днях министр финансов Алексей Кудрин заявил, что курс рубля искусственно занижен, что связано с быстрым ростом импорта и снижением за счет этого сальдо торгового баланса. Кудрин полагает, что снижение курса рубля будет «мягким» в течение года.
Клепач не верит в обещанное Минфином и ЦБ плавное снижение курса рубля. «ЦБ считает, что это он все равно будет делать плавно, что все будет под контролем. Два раза мы это уже проходили, можно попытаться и третий раз, но результат будет такой же, почти такой же. Я никаких плавных девальваций никогда в жизни не наблюдал», – говорит Клепач. Пессимистичный сценарий Минэкономики предполагает, что если цены на нефть упадут до 60 долларов за баррель, то курс рубля может опуститься на треть – до 40 рублей за доллар.
Между тем экономисты не совсем согласны с оценкой Клепачем курса рубля. «Исходя из оценки паритетной покупательской способности, получается, что обменный курс рубля занижен. Однако курс рубля можно оценивать по-разному», – говорит заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов.
Экономист ФК «Уралсиб» Алексей Девятов также считает, что рубль недооценен. Эксперт исходит из того, что равновесным курс рубля считается, когда показатели притока и оттока капитала и счета текущих операций в сумме дают ноль. Сейчас, по его словам, отмечается положительное сальдо текущих операций и отток капитала, таким образом, можно говорить, что рубль недооценен.
Ослабление курса рубля, которое наблюдается сейчас на рынке, должно быть связано, по его словам, с резким оттоком капитала (хотя официальной статистики по оттоку капитала в августе и сентябре еще нет).
Между тем Андрей Клепач подтвердил увеличение прогноза оттока капитала по итогам 2011 года. Если раньше ожидалось, что отток капитала в этом году составит порядка 35 млрд долларов, то теперь речь идет о 40 млрд долларов. В первом полугодии 2011 года чистый отток составил 31,2 млрд долларов.
Прогнозы экономистов относительно будущего рубля расходятся. Бессонов не исключает резкого ослабления рубля, однако пока не видит объективных причин для такого развития событий. Если цены на нефть упадут до 60 долларов за баррель, как говорится в пессимистичном сценарии Минэкономики, то рубль может снизиться до 40 рублей за доллар: кризис 2008 года привел как раз к такой ситуации, из-за кризиса спрос на нефть упал, замечает Бессонов.
Однако, по его мнению, даже если произойдет новая волна кризиса из-за дефолта Греции, цены на нефть на этот раз могут не упасть до таких низких показателей. «Сейчас есть факторы, которые говорят о том, что стоимость нефти будет оставаться на высоком уровне. Во-первых, это снижение производства атомной энергии в Японии после катастрофы на АЭС, это отказ Германии от атомной энергии и события в Ливии. Все эти факторы не способствуют снижению цен на нефть», – считает эксперт.
По мнению Бессонова, Минэкономики, которое отвечает за экономический рост, естественно, не нравится укрепление рубля, так как сильный рубль оказывает негативное влияние на конкурентоспособность отечественной продукции и сдерживает экономический рост. С другой стороны, укрепление рубля является одним из инструментов снижения темпов инфляции.
«Здесь вопрос выбора экономической политики. Клепач, выбирая между экономическим ростом и снижением инфляции, делает выбор в пользу экономического роста. Мне лично позиция Клепача нравится. То, что на протяжении 90-х годов экономический рост явно приносился в жертву, с моей точки зрения, было неправильно. По-моему, можно потерпеть несколько процентов лишней инфляции в годовом выражении, зато получить трех–четырехпроцентный экономический рост», – говорит Владимир Бессонов.
Делать сейчас прогнозы по курсу рубля сложно, так как время напряженное, говорит Алексей Девяток из «Уралсиба». «Базовый сценарий предполагает, что на Западе мы увидим замедление темпов роста, но рецессии не произойдет. Более точно судить о том, что будет на Западе, можно будет после опубликования статистики ВВП за третий квартал, что ожидается к концу октября. Когда инвесторы увидят, что все будет хорошо, страх и нервозность уйдут. В итоге отток капитала из России замедлится, что приведет к укреплению российского рубля к концу года», – отмечает Девяток.
Возможно, что к концу года доллар будет стоить 29 рублей при таком базовом сценарии, не исключает экономист. В УК «Финам Менеджмент» считают, что к концу года реальным является диапазон 27–28 рублей за доллар.
Всемирный банк понизил в четверг прогноз роста экономики России в 2011–2013 году. Там считают, что в условиях замедления роста экономик США и Евросоюза, продолжающегося долгового кризиса в Европе и ожидаемого снижения цен на нефть реальный ВВП России составит в 2011 году 4% вместо прогнозировавшихся ранее 4,4%.
Если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель, Россию ждет рецессия в 2012 году. Это приведет к увеличению дефицита бюджета до 5,3% ВВП, безработица вырастет до 7,5%, рост потребления сократится до 0,3%, прогнозирует Всемирный банк.