Высокопоставленный источник, близкий к оборонно-промышленной отрасли России, заявил Reuters, что китайский истребитель пятого поколения J-20 построен по российским технологиям, которые якобы были переданы Китаю.
Это невозможно по той простой причине, что это невыгодно России, поскольку Китай является прямым конкурентом России на мировом рынке оружия
Поводом для такого предположения послужило сходство J-20 с опытно-экспериментальным российским прототипом – истребителем пятого поколения МиГ 1.44 МФИ (изделие 1.44 ОКБ им. А.И.Микояна), который так и не вышел в серийное производство.
«Похоже, что они получили доступ... к документам, связанным с микояновским проектом – самолетом, от которого Министерство обороны отказалось на тендере на сооружение самолета-невидимки», – сказал источник агентства на условиях анонимности.
Источник не уверен, были ли технологии получены Китаем законным путем или с помощью шпионажа.
Министерство обороны Китая отказало агентству в комментарии. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), которая контролирует «РСК «МиГ», не подтверждает информацию о передаче каких-либо технологий Китаю.
Независимый аналитик Адиль Мукашев, который специализируется на отношениях России и Китая, предположил в интервью Reuters, что имела место финансовая транзакция. «Китай купил технологии элементов самолета, включая микояновскую хвостовую часть, за деньги», – сказал он. При этом Мукашев не уточнил, на каких фактах строится его предположение.
«Это невыгодно России»
Вместе с тем опрошенные газетой ВЗГЛЯД российские эксперты считают невозможной передачу Китаю каких-либо современных авиационных технологий.
«Нет, такого быть не может. Скорее всего, китайцы его увидели и сделали нечто подобное, поскольку действительно там сходная аэродинамическая схема. Уверен, что там не было передачи информации. Китайцы вообще люди «творческие», сами создать ничего не могут, а способны только скопировать. Вот, поглядев на 1.44, они вдохновились и восприняли эту схему. Россия не заинтересована в передаче технологий Китаю», – сказал газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра анализа стратегических технологий Константин Макиенко.
«Это невозможно, иначе об этом бы было давно уже известно. Но это невозможно по той простой причине, что это невыгодно России, поскольку Китай является прямым конкурентом России на мировом рынке оружия. Легально мы ничего не могли передавать», – заявил заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Швалев.
Действительно, если Китай сможет успешно провести испытания своих истребителей и наладить серийное производство, то это ударит по интересам не только России, но и США, поскольку эти страны на сегодняшний день являются крупнейшими экcпортерами военной техники в мире.
Отметим, что МиГ 1.44 начал создаваться еще в 1979 году в противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского конкурента. К самолету были предъявлены требования сверхзвуковой крейсерской скорости, сверхманевренности и скрытности. Для реализации этих требований целым рядом отраслевых НИИ был проведен большой объем исследований.
Первые рабочие чертежи были выпущены в 1986 году, после чего начались испытания на крупномасштабных летающих моделях. Однако в 1992 году финансирование программы резко сократилось, а в дальнейшем работы были заморожены до 1998 года. Опытный истребитель 1.44 был впервые показан журналистам 12 января 1999 года на аэродроме в Жуковском. 20 февраля 2000 года истребитель впервые поднялся в воздух. Серийное производство предполагалось на Нижегородском авиазаводе «Сокол».
Нос от F-22?
Обвинения в том, что Китай воспользовался российскими технологиями при конструировании J-20, посыпались сразу после первого полета китайского истребителя, который состоялся в начале года. Так, в январе американский конгрессмен Бак Маккеон заявил, что Китай выкрал у России технологии для создания своего истребителя.
Маккеон сказал тогда, что за передовые технологии Китай должен быть благодарен кибершпионажу на территории России. Такие методы Китая вызывают серьезную озабоченность у США, подчеркнул при этом конгрессмен.
«Кибершпионаж – это проблема каждой страны. Но, опять же, можно говорить только о воровстве отдельных элементов, а не целого истребителя», – сказал газете ВЗГЛЯД Владимир Швалев.
Отметим, что в передаче технологий Китаю ранее уже обвиняли США. Дело в том, что военные эксперты увидели сходство J-20 и с американским истребителем F-22. Особенно схожи носовые части двух истребителей. Также Китаю известна технология беспереплетного фонаря кабины пилота, которая используется на истребителях F-22 и F-35.
Отметим, тем не менее, что Китай до сих пор официально не подтвердил наличие у себя истребителя пятого поколения. Все доводы в пользу такой версии основываются на любительских фотографиях и видео, попавших в Сеть.
Несмотря на отсутствие официальных данных, согласно оценке изучавших снимки авиационных экспертов, на фото был показан реально существующий самолет. Существование нового китайского истребителя подтвердил и министр обороны США Роберт Гейтс.
Эксперты все-таки сходятся во мнении, что Китай просто скопировал российскую модель истребителя. «Китай занимается копированием. Причем Пекин уже перешел на другой этап – не копирует, а модернизирует то, что уже наработано. То есть он создает на основе копий новые, более усовершенствованные образцы», – подчеркнул Владимир Швалев.
Так, Китай уже демонстрировал на своих выставках крылатую ракету С-602, похожую, по оценкам экспертов, на российскую крылатую ракету X-55, двигатель Tai Hang WS-10, являющийся аналогом АЛ-31Ф для истребителей Су.
Самым громким считается скандал из-за китайского аналога истребителя дальней авиации Су-27. В 1995 году российская и китайская стороны заключили соглашение о лицензионной сборке 200 машин Су-27СК (в китайском варианте – J-11) на заводе в Шэньяне. По лицензии были собраны только сто истребителей, от остальных Китай отказался. Дело в том, что Китай разработал свои компоненты и за десятилетие научился на их основе собирать J-11.
Причем китайские инженеры смогли не только клонировать Су-27 в части авионики и радиолокационного оборудования, но и решили последний этап технологической головоломки – установки на истребитель китайского реактивного двигателя.
Кроме того, китайский палубный истребитель J-15 сильно смахивает на Су-33. Эксперты предполагают, что китайские инженеры воспользовались прототипом, полученным ранее от Украины.
Можно сказать, что конкуренция между Россией и Китаем на мировом рынке военной техники уже началась. Так, в 2009 году китайский истребитель JF-17 и российский МиГ-29 участвовали в тендере на поставку в Мьянму, в ходе которого выиграла Россия.
В 2010 году интересы Пекина и Москвы пересеклись в египетском тендере. Россия несколько лет пыталась убедить Египет приобрести около 40 истребителей МиГ-29. Однако контракт может сорваться, поскольку Китай совместно с Пакистаном предлагает Египту производить истребители JF-17 на его территории. Стоимость JF-17 составляет всего 10 млн долларов, в то время как каждый экземпляр МиГ-29 обойдется Египту в 35 млн долларов.