Экономика

11 июля 2011, 17:25

Николай Суханов: Судовладелец использует моряков как рабов

Фото: РИА "Новости"

«Пока существует система «удобного» флага, у нас будут брошенные моряки, суда, родственники, которые не получают никаких выплат по смерти моряка», – рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов, говоря о начатой неделе борьбы с «удобными» флагами.

С понедельника Международная федерация транспортных рабочих (МФТР) начала борьбу с «удобными флагами», которые помогают судовладельцам избежать налогов и больших затрат на содержание экипажа. Акция направлена на защиту прав тружеников флота, вынужденных работать на таких судах за низкую зарплату, без установленных социальных гарантий.

Осталось почти два–три года, когда судовладельцы могут так куражиться над моряками. Дело в том, что к 2012 году Россия ратифицирует сводную конвенцию моряков

От России в неделе борьбы участвует Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) под руководством  Николая Суханова. Он сообщил, что в порту Находка сегодня стоят под арестом 13 судов под «удобными» флагами: 12 – промысловики, задержанные за незаконный лов рыбы пограничниками, и теплоход «Ориент уинд», арестованный за задержку выплаты моряками денег. Экипажи всех судов состоят из граждан России и представителей других стран АТР. Сегодня инспекторы Дальневосточной региональной организации РПСМ пошли с проверкой на арестованные суда, чтобы оказать содействие иностранным морякам и рыбакам в возвращении на родину.

О том, что представляет из себя система «удобных» флагов, насколько она выгодна для судовладельцев, а также о том, в каких условиях вынуждены работать моряки, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов.

ВЗГЛЯД: Почему судовладельцы пользуются «удобными» флагами?

Николай Суханов: «Удобный» флаг поднимается судовладельцем для сокращения своих расходов за счет низких налоговых ставок, регистрационных сборов. «Удобный» флаг отличается от страны, в которой зарегистрирован судовладелец. Например, российский судовладелец может поднять монгольский флаг. Он платит минимальную ставку за монгольский флаг и получает максимальную прибыль. Кроме того, он уходит от российского законодательства относительно работы моряков. В Монголии вообще таких законов нет. В результате судовладелец освобождается от налогов и обязанностей перед моряками.

Фактически он сам устанавливает законы в отношении моряков: продолжительность рабочего времени, уровень заработной платы, правила охраны труда и техники безопасности, спецодежда. Это приводит к тому, что судовладелец эксплуатирует моряков как рабов.

ВЗГЛЯД: Какую цель вы преследуете, участвуя в неделе борьбы с «удобными» флагами?

Н. С.: Наша задача как профсоюза моряков состоит в том, чтобы заставить судовладельцев подписать коллективный договор с Международной федерацией транспортных рабочих. Это универсальный договор, который заставляет судовладельцев выполнять минимальные международные нормы в отношении моряков. К примеру, зарплата у капитана должна быть в районе 5,5 тыс. долларов, а у матросов – от 1,7 тыс. долларов. Сейчас идет проверка судов, которые стоят в Находке под «удобными» флагами. Так там зарплата у капитана около 2 тыс. долларов, а у матроса – всего от 500 до 700 долларов. То есть судовладелец, который работает под «удобным» флагом, платит в два раза меньше зарплату. К примеру, в европейских странах все судовладельцы работают по коллективным договорам под «удобными» флагами. Они вообще не имеют право не выполнять международные нормы.

Председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов (Фото: zagranicey.ru)

ВЗГЛЯД: Можно ли сравнить «удобные» флаги с оффшорными зонами?

Н. С.: Это и есть оффшорная зона – уход от налогов.

ВЗГЛЯД: Сколько стран предоставляют комфортные условия для судовладельцев?  

Н. С.: Сейчас насчитывается около 30 «удобных» флагов. Совсем недавно к ним присоединилась Молдавия. Мы давно заметили, что российские и украинские судовладельцы стали поднимать флаг Молдавии, уходя тем самым от российского и украинского законодательства, а также налогов. Молдавия продает флаг за копейки, потом судовладельцы начинают тут же нанимать российских моряков.

ВЗГЛЯД: А есть ли другие варианты у моряков? Например, выбрать судно под флагом своей страны?

Н. С.: Дело в том, что не всегда эти альтернативы есть, особенно это актуально на Дальнем Востоке. Бывает такое, что их заманивают, обещая большую зарплату. Зачастую на судах под «удобным» флагом происходят страшные вещи. К примеру, случается беда – умирает моряк, или весь экипаж находится в затруднительном положении в иностранном порту – судовладелец может бросить просто это судно. То есть он вообще не несет какой-либо ответственности.

ВЗГЛЯД: Помимо заключения договора с МФТР, что еще вы требуете?

Н. С.: Мы хотим заставить судовладельцев нести ответственность за экипаж, который он нанимает. Он должен застраховать жизнь моряка, создавать нормальные условия труда. Пока существует система «удобного» флага, у нас будут брошенные моряки, суда, родственники, которые не получают никаких выплат по смерти моряка.

К счастью, можно сказать, что осталось почти два–три года, когда судовладельцы могут так куражиться над моряками. Дело в том, что к 2012 году Россия ратифицирует сводную конвенцию моряков, которая должна поставить преграду для недобросовестных судовладельцев. При покупке судна и его эксплуатации собственник должен будет иметь документ, который будет говорить о том, что он выполняет все международные конвенции перед моряками, платит им достойную заработную плату. Без этого документа судно не сможет выйти в море.

ВЗГЛЯД: Сколько российских судов ходит под «удобными» флагами?

Н. С.: 80% российских судовладельцев используют «удобные» флаги. Но нельзя сказать, что они все недобросовестные, есть такие компании, как «Совкомфлот», BGI. Они выполняют условия  МФТР, используя «удобные» флаги Кипра, Панамы, Либерии. Они платят достойную зарплату. Но часть судовладельцев избегают выполнять условия.

ВЗГЛЯД: А сколько они экономят на этом?

Н. С.: Очень прилично. К примеру, у добросовестного судовладельца расходы на экипаж и налоги составляют 60% от прибыли, а тот, кто использует «удобный» флаг и не подписывает трудовые договоры, то у него расход составляет всего 10–15% от прибыли.

ВЗГЛЯД: Можно ли запретить «удобные» флаги?

Н. С.: Это нереально сейчас сделать. Система существует более ста лет. Запретить невозможно, но можно ограничить.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Российские войска освободили Бердычи в ДНР

Российские военные взяли под контроль село Бердычи в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?