Крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» грозится ужесточить условия дальнейшего сотрудничества с концерном Airbus, сообщил «Интерфаксу» источник в авиакомпании в кулуарах авиасалона в Ле Бурже.
Российский перевозчик может отказаться пополнять свой парк самолетами Airbus и переключиться на закупку только новых Boeing
По его словам, «Аэрофлот» не устраивает, как Airbus работает с российским партнером. К примеру, Airbus в одностороннем порядке отказался от поставки двух лайнеров A-330 и повысил цены на продукцию, рассказывает источник. При этом европейский авиастроитель не согласовал с «Аэрофлотом» максимальные ограничения по увеличению роста стоимости воздушных судов.
Согласно ранее заключенным контрактам концерн должен поставить российской компании 9–10 самолетов А-330 и три самолета семейства А-320. Однако Airbus не готов выполнить условия соглашений в установленный срок, констатировал источник.
На прошлогоднем авиасалоне в британском Фарнборо «Аэрофлот» заключил контракт на покупку 11 самолетов А330-300. Общая сумма сделки оценивалась в 2,1–2,2 млрд евро. Ранее «Аэрофлот» также объявлял, что рассматривает возможность приобретения 15 дополнительных самолетов семейства A320 в операционный лизинг в 2011–2013 годах и 22 самолета А350.#{image=527925}«Аэрофлот» был одним из первых российских перевозчиков, который стал покупать продукцию Airbus. На данный момент парк авиакомпании насчитывает более 100 самолетов, большая часть которых – производства компании Airbus. Так, «Аэрофлот» эксплуатирует самолеты Airbus A319, A320, A321, A330-200 и A330-300. Лишь относительно недавно «Аэрофлот» начал пополнять свой парк самолетами Boeing-767 (есть еще Ил-96-300). Так, в парке «Аэрофлота» эксплуатируются 11 дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов Boeing-767.
Отношения «Аэрофлота» c Airbus ухудшаются на фоне заметно более тесного сотрудничества российской авиакомпании с Boeing. Так, в Ле Бурже «Аэрофлот» подписал твердый контракт с Boeing на покупку восьми самолетов Boeing-777-300ER за 2,3 млрд долларов. Поставки лайнеров начнутся в 2013 году. Boeing-777-300ER вмещает 385 пассажиров, максимальная дальность полета – 14 685 километров.
При этом в марте «Аэрофлот» подписал также твердый контракт на покупку еще восьми тех же самолетов Boeing-777 (200ER), причем с очень большой скидкой. Стоимость заказа составила 1,156 млрд долларов. Эти лайнеры будут поставляться с четвертого квартала 2012 года. «Аэрофлот» рассчитывает использовать их для перевозки гостей и спортсменов во время зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Приобрести в общей сложности 16 самолетов Boeing-777 в 2012–2017 годах «Аэрофлот» предварительно договорился еще в декабре прошлого года. Эти самолеты должны удовлетворить потребность российского перевозчика в дальнемагистральных лайнерах в ожидании задерживающихся 787 Dreamliner. Ранее «Аэрофлот» заказал 22 лайнера модели 787 у Boeing, поставка которых первоначально планировалась на 2014 год, но сроки были перенесены на 2016 год.
В сентябре 2010 года Boeing и госкорпорация «Ростехнологии» подписали соглашение о поставках в Россию 50 лайнеров Boeing-737 Next Generation. Сумма контракта может составить 3,7 млрд долларов. Эти самолеты планируется передать в лизинг «Аэрофлоту». Половина этих самолетов будет эксплуатироваться в самом «Аэрофлоте», часть может быть передана дочерним авиакомпаниям, рассказал «Интерфаксу» источник в авиакомпании в кулуарах авиасалона в Ле Бурже. Соглашение предусматривает также опцион на покупку еще 15 таких лайнеров.Эксперты считают, что «Аэрофлот» пытается выторговать у Airbus более выгодные условия по контракту. «Предполагаю, что у «Аэрофлота» и Airbus идут тяжелые переговоры по цене на продукцию или по лизинговым ставкам. Возможно, что эти угрозы от российского перевозчика – один из способов повлиять на положительный исход переговоров. Это серьезное предупреждение от «Аэрофлота», – говорит газете ВЗГЛЯД редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров. При этом «Аэрофлот» уже продемонстрировал, что отношения с конкурентом Airbus – Boeing – у него прекрасные.
«Менять весь свой парк на Boeing «Аэрофлот», конечно, не будет, так как в последние годы формировал его в основном за счет Airbus. Однако российский перевозчик может отказаться пополнять свой парк самолетами Airbus и переключиться на закупку только новых Boeing», – не исключает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго.
Раньше «Аэрофлот» делал ставку на Airbus, а Boeing появились в парке относительно недавно. «Полагаю, сейчас в переговорах с Airbus у «Аэрофлота» есть весомый козырь – не дадите вы, возьмем у других», – говорит Роман Гусаров.
По мнению Гусарова, если раньше был период Airbus в «Аэрофлоте», то сейчас может наступить эпоха Boeing. Планы же «Аэрофлота» по увеличению парка самолетов на ближайшие годы впечатляющие, поэтому Airbus и Boeing есть за что побороться.
Так, в апреле глава «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью французской газете Tribune (неслучайно иностранной прессе) заявил, что «Аэрофлот» намерен через 10–15 лет удвоить число самолетов в парке.
«В нашем распоряжении сейчас имеются 150 самолетов. Через 10–15 лет у нас их будет более 300. Причем 40% будут составлять российские самолеты нового поколения и 60% – «аэробусы» и «боинги». С таким воздушным флотом в 2020–2025 годах компания рассчитывает перевозить 70 млн пассажиров – примерно в семь раз больше, чем сейчас».