Форма передачи доли города в аэропорте Внуково федеральному центру пока не определена, заявила в пятницу «Интерфаксу» заместитель мэра столицы, руководитель департамента имущества Наталья Сергунина. По ее словам, сейчас прорабатываются варианты, наиболее оптимальные как для Москвы, так и для российского правительства.
Предложение Минтранса и Минэкономразвития все-таки напоминает скрытую сделку купли-продажи
Минэкономразвития и Минтранс предлагают передать аэропорт Внуково от правительства Москвы в федеральную собственность через договор дарения, сообщил РИА «Новости» глава отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. Он добавил, что возможность дарения предусмотрена Гражданским кодексом.
В Минтрансе считают необходимым привлечь международного консультанта для составления перечня активов аэропорта, оценки финансово-экономических, юридических и иных последствий такой передачи, с учетом мероприятий по консолидации имущественного комплекса аэропортов Внуково и Шереметьево.
Напомним, в конце марта премьер-министр Владимир Путин сообщил, что Шереметьево и Внуково будут объединены в единый комплекс стоимостью в «несколько десятков миллиардов рублей», который потом будет приватизирован.Аэропорт Шереметьево на 100% принадлежит правительству России, а аэропорт Внуково на 75% – правительству Москвы. Государство планировало выкупить долю города во Внуково за 45–50 млрд рублей, после чего и произойдет объединение с Шереметьево. Деньги хотели выделить городу из федерального бюджета. Московское правительство намерено было их потратить на развитие метрополитена. Теперь же, если будет осуществлено дарение, деньги городу должны пойти по другому пути.
Схема передачи Внуково через договор дарения значительно легче, чем через договор купли-продажи, который требует согласования с надзорными органами, отмечает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. Однако, по его словам, предложение Минтранса и Минэкономразвития все-таки напоминает скрытую сделку купли-продажи. Федеральные власти готовы компенсировать столичному правительству некие затраты и инвестиции, которые были вложены в развитие аэропортового комплекса.
Впрочем, правительство и Минтранс ранее планировали создать единый комплекс на базе трех аэропортов (Шереметьево, Домодедово и Внуково) и передать их в управление единой управляющей компании. «Это значит, что скоро развернется борьба и за Домодедово. И здесь правительство также вряд ли будет создавать прецедент, выкупая что-либо у частных собственников. Поэтому если бы правительство России все-таки выкупило Внуково у столичных властей по рыночной стоимости, то и владельцы Домодедово также вряд ли согласятся просто подарить аэропорт. Кроме того, дарственный договор ускорит процесс слияния аэропортов», – рассуждает эксперт.
Однако на территории Внуково есть большое количество объектов, у которых есть свои собственники, напомнил Роман Гусаров. А в некоторых объектах, как, например, в грузовом терминале, вообще нет доли Москвы. Ранее у частных акционеров и столичного правительства были договоренности о совместных действиях в случае передаче акций федеральным властям. Однако сейчас риски для частных акционеров возросли, им придется договариваться с российским правительством. Скорее всего, им также придется передать свои доли во Внуково, и необязательно это будет продажа в традиционном понимании этого слова.
Разговоры об объединении московских аэропортов начались еще летом прошлого года. Идея принадлежала первому вице-премьеру Игорю Шувалову, который опирался на заключение «Тройки Диалог» и Credit Suisse. Инвестбанки посчитали, что «в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – между Шереметьево, Внуково и Домодедово, что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами».
Изначально предлагалось объединить все три аэропорта. Однако договориться с Домодедово сложнее, так как этот аэропорт управляется частными акционерами.
С владельцем аэропорта Внуково – правительством Москвы – договориться не составило труда. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о необходимости объединения аэропортов еще осенью прошлого года. Стоит отметить, что Минтранс изначально выступал против идеи объединить московские аэропорты. В ведомстве считали, что надо сохранить конкуренцию между тремя московскими аэропортами. Однако премьер-министр примирил позиции мэрии и Минтранса по этому вопросу.
Объединение двух аэропортов теоретически могло бы дать им возможность лучше бороться с перезагрузкой, переправлять трафик из одного аэропорта в другой, заявлял ранее газете ВЗГЛЯД аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Однако самым загруженным на данный момент является как раз частный аэропорт Домодедово, а не государственные аэропорты, добавил эксперт.