Михаил Прохоров проявляет интерес к мощностям «Завода имени Лихачева» (ЗИЛ), сообщил «Ведомостям» источник в мэрии. Глава группы ОНЭКСИМ недавно осматривал ЗИЛ.
На ЗИЛ будем искать стратегического инвестора, причем производство автомобилей – только один из вариантов
Михаил Прохоров выступает инициатором выпуска гибридных автомобилей компанией «Ё-авто», созданной совместно группой ОНЭКСИМ Михаила Прохорова и фирмой «Яровит моторс» предпринимателя Андрея Бирюкова.
Массовое производство «ё-мобилей» компания планирует развернуть к концу года. Кстати, Андрей Бирюков участвовал в совещании в правительстве Москвы, посвященном судьбе ЗИЛа.
Место для первого завода по производству «ё-мобилей» уже выбрано. Он будет построен в Санкт-Петербурге. Мощности завода будут рассчитаны на производство 45 тыс. машинокомплектов. Инвестиции в питерский проект оцениваются компанией не менее чем в 2,5 млрд рублей.
Возможно, компания пойдет на создание новых площадок для выпуска «ё-мобилей». Недавно «Ё-авто» организовало акцию по предзаказу автомобилей: на сайте компании все желающие могли оставлять свои заявки на машины. На основе этой информации компания хотела выяснить, в том числе, и географию спроса, что важно для выбора места для размещения производства.
А компания Renault рассматривает площадку ЗИЛа наравне с «Ижавто» для организации производства легких коммерческих автомобилей, но предполагаемые параметры этого проекта не назвала. Осенью прошлого года сообщалось, что Renault хотела бы собирать в России до 40 тыс. автомобилей Renault Traffic и Master.
Напомним, на прошлой неделе стало известно, что столичные власти приостановили процедуру банкротства АМО ЗИЛ. Автозавод обязуется погасить долг в размере 86,59 млн рублей четырьмя траншами до 31 августа. Также завод должен погасить суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10,72 миллиона рублей до 31 августа.
Столичные власти решили, что в течение года завод будет работать в существующем режиме, а параллельно правительство Москвы будет искать инвесторов. «Это может быть либо КамАЗ, либо Renault», – уточнил мэр Москвы Сергей Собянин.
«Если законсервировать предприятие и платить зарплату, то понадобится больше денег, чем при возобновлении производства. Один из бизнес-планов предполагает выпуск до конца года 7 тыс. автомобилей, это снизит убытки, но не ликвидирует их», – заявил заместитель мэра Андрей Шаронов. Общий размер долгов ЗИЛа составляет 15 млрд рублей, почти половина из них – кредиты правительства Москвы, часть которых будет списана.
Идея столичных властей состоит в том, чтобы разместить весь ЗИЛ на территории до 40–50 га, высвободив остальные земли под отдельный проект, рассказал Андрей Шаронов.
«На ЗИЛ будем искать стратегического инвестора, причем производство автомобилей – только один из вариантов, это может быть и другое высокотехнологичное производство», – говорит он. Впрочем, по его словам, пока переговоры ни с кем не ведутся.
Тем временем город готовит техническое задание на проект высокотехнологического производства. Часть территории автозавода, на которой больше не будут производить автомобили, хорошо обеспечена электроэнергией, водой, теплом, там проходит железная дорога.
«Нужно найти такое производство, которое оправдывало бы нахождение почти в центре Москвы. Не исключено, что проект может быть интересен и «Сколково» – его специалисты говорили, что им нужны производственные площадки», – сказал Андрей Шаронов.
Объемы производства ЗИЛа неуклонно сокращаются. Даже в 2010 году, когда весь автопром начал восстанавливаться, продажи ЗИЛа продолжили снижаться: в прошлом году, согласно данным «АСМ-холдинга», завод продал 1259 грузовиков – на 44,1% меньше, чем годом ранее.
Все последние годы производство грузовиков приносило ЗИЛу убыток, но при этом компания время от времени показывала прибыль за счет сдачи в аренду своих площадей и продажи земельных участков.
Нестабильное финансовое положение не мешало ЗИЛу сообщать о новых проектах. В прошлом году, например, по поручению президента Дмитрия Медведева завод изучал возможность возобновления сборки лимузинов, с ним вели переговоры о сотрудничестве представители Porsche Engineering.