Арбитраж Москвы прекратил производство по иску «Газпром межрегионгаз Москва» о признании «Завода имени Лихачева» (ЗИЛ) несостоятельным в связи с погашением долга перед заявителем, передает РИА «Новости». Стороны подписали мировое соглашение.
Власти Москвы намерены спонсировать ЗИЛ только на первых порах, дальше в планах Собянина привлечь инвесторов
По нему ЗИЛ обязуется погасить долг в размере 86,59 млн рублей четырьмя траншами до 31 августа. Также завод обязуется погасить суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10,72 миллиона рублей до 31 августа.
По состоянию на 26 января ЗИЛ задолжал газовой компании в общей сложности 313,52 млн рублей. «Дочка» Газпрома уверяла, что ЗИЛ был самым крупным в Москве должником за поставленный природный газ.
Это уже не первая попытка обанкротить завод. В марте этого года арбитраж уже рассматривал два заявления о банкротстве ЗИЛа: от ростовской компании «Эмпилс» и «Ростовэнергоремонта». Однако после того как завод погашал задолженности, заявители отказывались от своих требований в суде.
Подписанию мировой и прекращению процедуры банкротства ЗИЛа на этот раз поспособствовали московские власти, которые решили во что бы то ни стало сохранить старейший в России автозавод.
Между тем буквально в конце апреля заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов не исключал, что производство автомобилей на ЗИЛе в скором времени может полностью прекратиться. Под производство, причем необязательно автомобилей, из всей территории ЗИЛа в 300 гектаров будет отдано лишь 30–50 гектаров, а на остальной территории может быть построено жилье, говорил тогда Шаронов.
Теперь власти Москвы решили не банкротить ЗИЛ, а помочь ему с реструктуризацией и выплатой долгов, а также с запуском производства. По подсчетам Собянина, завод задолжал в общей сложности около 15 млрд рублей, из них 2,5 млрд рублей «первоочередных долгов», которые он пообещал выплатить «за завод». Собянин также намерен дать ЗИЛу еще около 2 млрд рублей на оборотные средства, чтобы запустить предприятие.
Получается, что Москва хочет выделить как минимум 4,5 млрд рублей заводу. Запустить производство машин Собянин обещает уже через один-два месяца, а годовая программа производства – около 7 тыс. машин.
Впрочем, власти Москвы намерены спонсировать ЗИЛ только на первых порах. Дальше в планах Собянина привлечь инвесторов, «которые могли бы зайти – либо КамАЗ, либо Renault, либо еще каких-то».
«Сейчас мы ведем переговоры, чтобы наполнить завод другим содержанием. Вы же не будете все время «Бычки» выпускать, это нереально, это одни убытки», – заявил Собянин руководству и рабочим завода.
Не занятую территорию под производство автомобилей Собянин намерен использовать не для строительства жилья и бизнес-центров, как планировалось ранее. Теперь в приоритете развитие высокотехнологичного производства на этой территории.
«Всю эту территорию будем отдавать под высокотехнологичное производство, будем реанимировать, реструктуризировать и выставлять на конкурсы, привлекать инвесторов, чтобы здесь создавались нормальные рабочие места, чтобы это была историческая промышленная зона», – цитирует Собянина ИТАР-ТАСС.
Надо ли спасать
Решение Москвы сохранить ЗИЛ оправдано и с экономической, и с исторической точки зрения, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, если бывший АЗЛК удалось сохранить, пусть и не целиком, и запустить на нем производство автомобилей, то этот же сценарий можно реализовать и на ЗИЛе.
Напомним, что часть территории завода АЗЛК (бывший «Москвич») занимает автозавод «Автофрамос», где Renault выпускает легковые автомобили Logan и Sandero. На остальной части территории город пытается создать инновационное производство, в частности, автомобильных компонентов, наномодифицированных материалов и т.д.
Что-то похожее предлагается, по-видимому, организовать теперь и на не задействованной сборкой автомобилей территории завода ЗИЛ.
Дмитрий Баранов считает логичной идею властей предложить автопроизводителям использовать незанятые мощности ЗИЛа для организации сборки своих моделей грузовых автомобилей. Для начала может быть создано совместное предприятие, а когда экономическая ситуация на заводе улучшится, московские власти могли бы продать часть своего пакета акций ЗИЛа партнеру, считает эксперт. Он не исключает, что КамАЗ или Renault Trucks могут проявить интерес к ЗИЛу.
Однако заместитель директора «Автостата» Сергей Удалов считает сохранение производства автомобилей в Москве не совсем правильным подходом. «В Москве нет квалифицированных кадров, и они дорогие, земля также дорогая. На ЗИЛе уже давно имеются экономические и производственные проблемы, а создавать новую грузовую модель нет смысла. Грузовой рынок уже и так плотный», – говорит Сергей Удалов. По его мнению, найти в этой ситуации инвестора для ЗИЛа будет достаточно сложно, поэтому лучше было бы обанкротить завод и найти другое применение его площадям.
Сдавать в аренду площади завода ЗИЛ, может, было бы и выгоднее, замечает Баранов, однако городу надо не только торговать, но и что-то производить. «К тому же сдача в аренду территорий уже показала, что возникающие там места торговли очень быстро превращаются в зловонную клоаку, живущую по своим собственным законам, мешающую жизни обычных горожан, в рассадник антисанитарии и криминала», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.