Россия не рассматривает возможность выделения кредита Белоруссии из своего бюджета, речь идет только о кредитовании из антикризисного фонда ЕврАзЭС, заявил в среду журналистам вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Чтобы это не выглядело так, что Кудрин жмет белорусское правительство и требует экономической «аннексии», а показать, что это позиция дружественных стран
Ранее Минск и Москва обсуждали возможность выделения Россией кредита на 1 млрд долларов и выделение кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС на 2 млрд долларов, то есть в общей сложности 3 млрд долларов. Теперь, по словам Кудрина, обсуждается выделение кредита Минску только из фонда ЕврАзЭС.
Впрочем, в деньгах Белоруссия ничего не потеряет – в общей сложности ЕврАзЭС предоставит кредит на те же 3 млрд долларов. Белоруссия в 2011 году может получить кредит из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 1 млрд долларов, в 2012 и 2013 годах также по 1 млрд долларов в год, сообщил Алексей Кудрин.
«Мы запланировали, чтобы не просто в одном году была улучшена ситуация (в Белоруссии – прим.). Мы понимаем, что реформы имеют среднесрочный характер», – сказал Кудрин, поясняя, почему Белоруссии предлагается оказывать поддержку из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в течение трех лет.
По его словам, до конца этой недели планируется сформировать программу и выверить условия по кредиту Белоруссии из фонда ЕврАзЭС. После согласования условий по кредиту будет проведено заседание экспертной группы Антикризисного фонда ЕврАзЭС, потом состоится совет фонда. За время согласования выделения кредита, считает Кудрин, «ничего особенного» в Белоруссии не произойдет, «кроме того, что уже происходит».
Кудрин заметил, что только средств фонда ЕврАзЭС для белорусской экономики будет недостаточно, поэтому предлагает Минску обратиться за помощью также в Международный валютный фонд и другие страны. При этом, по его словам, Россия поддержит Белоруссию в случае ее обращения за помощью в МВФ.
Кудрин также обращает внимание Минска на необходимость приватизации ряда госкомпаний, что дало бы стране дополнительные ресурсы на период выхода из кризиса. Только в этом году приватизация объектов могла бы дать более 2 млрд долларов, считает он.
Россия отказалась давать от себя кредит, чтобы это не выглядело как попытка давления на Белоруссию, считают эксперты. «Предоставление кредита в 1 млрд долларов будет обусловлено выполнением целого ряда требований к белорусской стороне. Белоруссия стоит на пути отказа от модели плановой социалистической экономики и перехода на рыночные рельсы с полной стабилизацией валютного курса, отказом от неэффективных госинвестиций и началом приватизации», – говорит руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. По его словам, Россия специально помогает Белоруссии через ЕврАзЭС, чтобы эти условия не интерпретировали исключительно как давление Москвы на Минск. «Чтобы это не выглядело так, что Кудрин жмет белорусское правительство и требует экономической «аннексии», а показать, что это позиция дружественных стран, которые взяли Белоруссию на коллективную поруку для подведения беспризорного дитя к неким стандартам современной экономики», – говорит Ярослав Романчук.
#{smallinfographicleft=398276}Антикризисный фонд ЕврАзЭс был создан 21 декабря 2008 года для оказания финансовой помощи государствам-членам фонда в преодолении последствий мирового кризиса. Объем фонда был определен в 10 млрд долларов, причем львиная доля в уставном капитале была внесена Россией – 7,5 млрд долларов.
Впрочем, предоставление ЕврАзЭС кредита в 1 млрд долларов в течение 2011 года не решит макроэкономические и финансовые проблемы Белоруссии, считает эксперт. «Для того чтобы обслуживать краткосрочные долги в этом году, минфин и Нацбанк Белоруссии должны получить около 10 млрд долларов», – говорит Романчук.
#{ussr}С приватизацией в Белоруссии дела идут не очень, иностранных инвестиций практически нет. «Привлечение иностранных инвестиций на чистой основе в первом квартале составило 1% от утвержденного плана в 6 млрд долларов», – замечает эксперт.
Обратиться за помощью к МВФ Минск может, но в условиях замороженных отношений с Западом получение положительного решения по кредиту кажется сомнительным. В 2008 году МВФ выделил кредит на 2,5 млрд долларов в ответ на обещание белорусского правительства провести реформы, но деньги были проедены, а реформы не сделаны, напоминает эксперт.
По его мнению, миллиардный кредит – «это такой фьючерс для того, чтобы Белоруссия начала делать системные макроэкономические реформы». Белоруссии предстоит стабилизировать текущий торговый баланс, отменить ограничения по перемещению валюты, по крайней мере в рамках Таможенного союза, установить свободно плавающий курс рубля, проводить взвешенную бюджетную политику и профессионально управлять долгом, говорит эксперт. Первые робкие шаги в реформировании экономики правительство Белоруссии уже начинает делать. Так, Национальный банк Белоруссии с 11 мая отменил рекомендательные ограничения по установлению банками курсов сделок по покупке-продаже иностранной валюты с населением, продекларировав реализацию плана поэтапного выхода на единый курс белорусского рубля.
До 11 мая банки не могли продавать населению наличную инвалюту по курсу, который превышает официальный курс на 2%. В условиях ажиотажного спроса на валюту в течение марта – мая и ее практического отсутствия в обменниках желающие прибрести инвалюту должны были выстаивать многочасовые очереди в надежде, что кто-нибудь сдаст валюту.
Однако белорусские пункты обмена валют по-прежнему не осуществляют продажу инвалюты населению, передает «Интерфакс». Как отметил представитель одного из банков, «банки по-прежнему ограничены суммой купленной у населения инвалюты для ее последующей продажи». Он напомнил, что с 22 марта Нацбанк прекратил продавать комбанкам валюту для подкрепления пунктов обмена валют. По мнению представителя банка, решить проблему может лишь возврат к единому обменному курсу и время, необходимое для стабилизации ситуации на рынке. «Сейчас невозможно сказать, сколько времени потребуется для восстановления равновесия на рынке: может, два месяца, а может, и год. Все зависит от предсказуемости и прозрачности действий регулятора, который, к сожалению, в последнее время не отличается последовательностью в своих шагах», – считает представитель банка.
В НББ полагают, что либерализация рынка наличной валюты «позволит не только удовлетворить спрос граждан на иностранную валюту, но и лишит смысла дальнейшее активное приобретение иностранной валюты населением для создания сбережений».
Ранее НББ снял ограничения по курсообразованию на межбанковском и внебиржевом рынке, в результате безналичный обменный курс белорусского рубля в сегменте клиент-банк вырос в среднем до 5 тыс. белорусских рублей за доллар при официальном курсе чуть более 3 тыс. белорусских рублей за доллар. Рыночный курс на наличном рынке формируется на уровне 4 тыс. белорусских рублей за доллар, что соответствует его значению, которое сложилось на «сером» рынке.
Таким образом, в Белоруссии сложились как минимум три официально признанных обменных курса: официальный (3061 белорусский рубль за доллар), в пунктах обмена валют (4 тыс. белорусских рублей за доллар), внебиржевой (5 тыс. белорусских рублей за доллар). В НББ не говорят о сроках выхода на анонсированный единый курс.