Авария на электростанции «Фукусима-1» в Японии заставила зарубежные предприятия атомного сектора переосмыслить свои бизнес-модели. Пока официального заявления о выходе из проекта с Росатомом не было сделано, однако источник в Siemens сообщил The Financial Times, что немецкий концерн рассматривает вариант отказа от сотрудничества с российской стороной.
Авария на электростанции «Фукусима-1» в Японии заставила зарубежные предприятия атомного сектора переосмыслить свои бизнес-модели
Решение о выходе Siemens из СП может послужить ударом для главы немецкого концерна Петера Лешера. Именно он запланировал стратегию Siemens, позволяющую выйти из СП с французской компанией Areva и начать сотрудничество с российской стороной.
Соглашение о создании СП с Росатомом Siemens подписал еще в 2009 году, предполагая стать лидером рынка в области атомной энергетики. Основной задачей совместного предприятия должны были стать строительство атомных электростанций и модернизация действующих. Сотрудничество с российской стороной вызвало недовольство среди конкурентов Siemens – компаний Areva, General Electric и Westinghouse.
Петер Лешер посчитал, что необходимо воспользоваться ростом спроса на атомную энергию в течение двух ближайших десятилетий. Siemens планировал вложить в строительство атомных электростанций 1 млрд евро. Однако еще до атомного кризиса в Японии наблюдательный совет Siemens усомнился в перспективах совместных проектов с российской стороной.
«Авария на «Фукусиме-1» была лишь поводом, чтобы выйти из СП с Росатомом», – сказал один из исполнительных директоров немецкого концерна. Впрочем, Siemens не хочет рисковать своим бизнесом в России, где он уже получил несколько крупных заказов, например по строительству электростанции для Олимпийских игр в Сочи. Кроме того, продажи Siemens в России в прошлом году составили 1,2 млрд евро.
Сделка с Росатомом не продвинулась вперед за последние два года, поскольку немцы были вовлечены в судебную тяжбу с Areva по условиям выхода из СП. Немецкий концерн не может продолжить переговоры с Россией, пока Арбитражный суд Швейцарии не решит, кто из бывших партнеров нарушил условия контракта о создании СП. Решение суда ожидается в ближайшие недели.
Соглашение с Росатомом также осложнено тем, что сделка Siemens с Areva предполагала, что немецкий концерн не может составить конкуренцию французской компании в течение восьми лет.
Между тем на прошлой неделе заместитель директора НИИ «Атомэнергопроект» Владимир Безлепкин сообщил, что вопрос об организации СП Росатома и Siemens находится в финальной стадии.
Росатом и Siemens уже давно сотрудничают в области ядерных технологий, напоминает аналитик «Калиты-Финанс» Алексей Вязовский. Немецкая компания поставляла оборудование на строящиеся Росатомом АЭС.
Однако Германия объявила о закрытии ряда АЭС и теперь вынуждена импортировать около 2500 МВт энергии в день.
«Впрочем, даже если немецкая сторона откажется от сотрудничества с Росатомом, российская госкорпорация сможет легко найти других партнеров для реализации своих планов по экспансии на мировой рынок», – уверен Алексей Вязовский.
В связи с японской трагедией реакция общества в Германии на действующие и запланированные проекты АЭС оказалась очень резкой, отмечает аналитик «Инвесткафе» Георгий Воронков. По его словам, нынешняя позиция Siemens вызвана как раз действующими настроениями в ФРГ. Однако после того как эмоции пойдут на спад, позиция Siemens может быть пересмотрена. То же самое касается дорожных карт строительства АЭС по всему миру. Однако потребности развивающихся экономик в электроэнергии по-прежнему высоки, а значит уже вскоре, после усиления мер безопасности для проектируемых станций, их строительство будет продолжаться.
«Это понимают и в Росатоме и пытаются извлечь пользу из текущей ситуации, – говорит Георгий Воронков. – Падение котировок уранодобывающих компаний почти на 40% позволило Росатому пересмотреть сделку по покупке Mantra Resources и купить компанию почти на 200 млн долларов дешевле».