В среду в Государственной думе прошел круглый стол на тему «Улучшение инвестиционного климата в стране», на котором обсуждались 10 мер, предложенных президентом России Дмитрием Медведевым по улучшению инвестиционного климата. В работе круглого стола приняли участие представители бизнеса, экономики, общественных организаций, а также депутаты Госдумы.
Три источника: устранение воровства в госзакупках, преодоление гиперрегрессии, увеличение акцизов на табак – все это кратно превосходит искомую сумму
Напомним, что на прошлой неделе на комиссии по модернизации экономики в Магнитогорске президент России Дмитрий Медведев поставил перед правительством задачи по созданию привлекательного инвестиционного климата в России. Глава государства заверил, что будет лично следить за выполнением своих заданий.
Главная задача, по его словам, сделать Россию привлекательной для предпринимательства и для частных инвестиций. При этом решить ее без изменения качества жизни невозможно, признает президент.
Первое, на что обратил внимание Медведев, – это высокие страховые взносы, которые с начала года выросли до 34%. По его мнению, такой уровень может «оказаться непосильным для многих видов деятельности». Он поручил правительству до 1 июня разработать механизм снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года.
Президент потребовал от правительства заменить профильных министров и вице-премьеров в основных компаниях на независимых директоров уже до середины этого года. Государство не должно претендовать на тотальное регулирование, считает он.
Медведев поставил амбициозную, но, по его мнению, вполне реализуемую задачу фонду прямых инвестиций – обеспечить приток новых иностранных инвестиций в объеме, превышающем размер фонда не менее чем в пять раз. Фонд будет учрежден Внешэкономбанком к лету этого года с первоначальным объемом не менее 2 млрд долларов и последующим гарантированным доведением этого объема до 10 млрд долларов по мере формирования портфеля проектов этого фонда, напомнил Медведев.
О том, как бизнес-сообщество отреагировало на предложения президента, газете ВЗГЛЯД рассказал президент «Деловой России» Александр Галушка.
ВЗГЛЯД: Как представители бизнеса отреагировали на предложения президента по улучшению инвестиционного климата в России?
Александр Галушка: Это одно из лучших заявлений по поводу улучшения инвестиционного климата, которые мы услышали за последние годы. Была четко сформулирована стратегия модернизации, и ясно было показано, что центральное звено в стратегии – это улучшение инвестиционного климата.
Те меры, которые предложил президент, они конкретны и актуальны. Это то, что реально волнует бизнес. И предложение по поводу снижения ставок социальных взносов это показывает. Есть обнаженный нерв взаимодействия бизнеса и власти – это именно повышение страховых взносов. Эта мера вытолкнула значительную часть бизнеса в тень, причем это произошло после того, как бизнес сознательно «обелился». Фактически эта мера значительно подорвала инвестиционную привлекательность целого ряда отраслей экономики. И, конечно, заявление Медведева в этом плане обнадеживает.
ВЗГЛЯД: При существующем дефиците бюджета Пенсионного фонда возможно ли снизить страховые взносы?
А. Г.: Медведев заявил, что в системе госзакупок разворовывается 1 трлн рублей. Всего объем госзакупок составляет до 8 трлн рублей. От повышения страховых взносов от 26 до 34% запланировано получить 700–800 млрд рублей. Устранение воровства в госзакупках дает ресурс, необходимый для компенсации возвращения ставок страховых взносов на прежний уровень. Именно поэтому президент требует от госкомпаний сократить закупки на 15%.
ВЗГЛЯД: Какие источники вы можете еще назвать, из которых можно компенсировать выпадающие доходы от возвращения ставок страховых взносов?
А. Г.: Стоит обратить внимание на гиперрегрессию, которая есть в страховых взносах. Я поясню: годовой доход в 463 тыс., или порядка 38,5 тыс. рублей в месяц, облагается налогом в 34%, а доход свыше 463 тыс. рублей не облагается. При этом годовой доход 85% работающего населения составляет до 463 тыс. рублей. Эта система явно не сбалансирована. У экспертного сообщества есть консенсус по поводу того, что налогами должен облагаться и доход свыше 463 тыс. рублей.
Кроме того, у нас утверждена антитабачная концепция, которая предполагает до 2015 года доведение размеров акцизов на табак до европейских уровней. Если исполнить это решение, то расчеты показывают, что дополнительные доходы в бюджет составляют порядка 800 млрд рублей. То есть это опять та же сумма, которую мы хотим получить от увеличения страховых взносов.
Очень разумно принять такое решение в стране, где высокая смертность и большое количество курильщиков. К примеру, в соседней Украине за два года акцизы на табак повышались восемь раз, в результате потребление табака сократилось на 12%, а поступления в бюджет увеличились в четыре раза.
Три источника: устранение воровства в госзакупках, преодоление гиперрегрессии, увеличение акцизов на табак – все это кратно превосходит искомую сумму.
ВЗГЛЯД: Подсчитано ли, сколько прямых иностранных инвестиций необходимо России? И все-таки помогут ли предложенные президентом меры улучшить ситуацию?
А. Г.: Потребность инвестиций в экономику сегодня колоссальная. Мы ее оцениваем в 100 млрд долларов прямых инвестиций, причем каждый год. Очень показательно, сколько мы привлекли иностранных инвестиций в прошлом году. Мы привлекли всего 13 млрд долларов. По прошлому году мы проиграли Казахстану по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения в девять раз, не на 90%, а в девять раз. Такая потребность в инвестициях и модернизации и определяет необходимость улучшения инвестиционного климата. Меры, которые предложил президент, действительно способны улучшить инвестиционный климат.
Важно подчеркнуть, чтобы и дальше пошел этот импульс и мы не останавливались. Если обратить внимание на китайский опыт, то Китаю потребовалось 10 лет на то, чтобы выйти на объем прямых иностранных инвестиций в 100 млрд долларов. То есть в Китае был создан благоприятный инвестиционный климат и только через 10 лет появились результаты. Если в течение четырех–пяти лет такая политика будет проводиться и в России, то мы сможем выйти на такие объемы.