Голландская компания Yandex N.V., владелец крупнейшего в Рунете поискового ресурса «Яндекс», официально объявила о планах выхода на биржу. Компания подала документы к IPO на регистрацию в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, в качестве площадки для размещения акций выбрана фондовая биржа NASDAQ. Количество продаваемых акций и ценовой диапазон пока не определены, передает «Интерфакс».
Объем средств, который «Яндексу» удастся привлечь в результате выхода на биржу, оценивается в 1 млрд долларов
В рамках IPO инвесторам будут предложены как новые акции, так и часть пакетов существующих акционеров. IPO может состояться в конце мая. Планируемый объем средств, который «Яндексу» удастся привлечь в результате выхода на биржу, эксперты оценивают в 1 млрд долларов. На эту же сумму нацелился и сам «Яндекс».
Ранее The Wall Street Journal сообщала, что «Яндекс» может предложить инвесторам от 10% до 20% акций. Инвесторы оценивают стоимость российского интернет-поисковика в 6–9 млрд долларов.
Стоит отметить, что это уже не первая попытка «Яндекса» выйти на биржу. Крупнейший поисковик Рунета собирался разместить свои акции еще в 2008 году, однако из-за финансового кризиса отказался от IPO, поскольку шансы выгодно продать ценные бумаги были невелики.
Осенью прошлого года британские СМИ сообщали о том, что «Яндекс» все же разместит свои акции в начале 2011 года. По данным источников в лондонском Сити, «Яндекс» рассматривал возможность проведения IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE) и планировал привлечь около 1 млрд фунтов стерлингов (около 1,573 млрд долларов).
В 2010 году на Лондонской фондовой бирже разместила свои акции другая российская компания – Mail.Ru. Продав чуть больше 18% акций, Mail.Ru получила за них около 1 млрд долларов. Инвесторы оценили компанию в 5,71 млрд долларов. Выход Mail.Ru повысил интерес к акциям российских интернет-компаний.
В документах, поступивших в Комиссию по ценным бумагам США от «Яндекса», говорится, что выручка компании в 2010 году составила 439,7 млн долларов. На доходы от рекламы пришлось 97,5% от этой суммы, остальное «Яндекс» выручил от онлайн-комиссий и других услуг.
В преддверии IPO «Яндекс» в специальном проспекте рассказал инвесторам о возможных рисках. Главными своими конкурентами поисковик считает Google и Mail.Ru. Google запустил русскоязычный поисковик в 2006 году и по итогам первого квартала этого года, согласно данным Liveinternet.ru, занимал 22% российского рынка поиска против 65% у «Яндекса». В компании ожидают, что Google продолжит использовать узнаваемость бренда, финансовые и инженерные ресурсы, чтобы агрессивно конкурировать с «Яндексом». Сильной стороной Google в «Яндексе» назвали наличие мобильной платформы Android.
На внутреннем уровне главный конкурент «Яндекса» – Mail.Ru. Некоторые сервисы Mail.Ru более популярны, чем сервисы «Яндекса», признает компания.
«Яндекс» также сообщил инвесторам о возможности появления нового конкурента – так называемого национального поисковика, над созданием которого работает российское правительство. Поисковик, принадлежащий государству или контролируемый им, может усилить конкуренцию на рынке, к тому же он, возможно, получит субсидии или другие преференции, которых нет у «Яндекса», предупреждает компания.
Конкурентами «Яндекса» также становятся социальные сети. Такие сайты, как Facebook*, «ВКонтакте», «Одноклассники», предоставляют пользователям широкий набор сервисов, в том числе информационных, и многие из них конкурируют с сервисами «Яндекса». Используя имеющийся у них большой массив информации о своих пользователях, социальные сети могут предлагать рекламодателям максимально таргетированную аудиторию, конкурируя с поисковиками в области монетизации трафика.
«Яндекс» также в проспекте для инвесторов обратил внимание на то, что в России есть олигархи, а у олигархов – связи во влиятельных сферах. Кстати, поисковик стал первым среди российских компаний, кто поднял эту скользкую тему.
«Обладающие ресурсами и политическими связями финансовые группы и так называемые олигархи время от времени могут интересоваться получением операционного контроля или долей в привлекательных российских бизнесах, полагаясь на свое экономическое или политическое влияние, а также связи в правительстве. Мы можем стать объектом таких попыток в будущем, и наша способность к противостоянию может быть ограничена», – так «Яндекс» описал российскую специфику.
Напомним, что в 2009 году «Яндекс» передал Сбербанку так называемую «золотую акцию», дающую держателю право накладывать вето на будущие сделки, в результате которых лицо или группа лиц получат возможность приобрести более 25% акций Yandex N.V.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ