Производство автомобилей на старейшем в России автозаводе ОАО «Завод им. Лихачева» (АМО ЗиЛ) в скором времени может полностью прекратиться, сообщил журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.
Чем больше машин делается, тем больше убытков
«Чем больше машин делается, тем больше убытков», – сказал Шаронов, цитирует «Интерфакс».
Он также проинформировал прессу о намерении властей продать открытое при участии АМО «ЗиЛ» производство в Латвии (совместное предприятие АМО «ЗиЛ» и латвийского Ferrus). «Оно будет приватизировано. Мы чувствуем по оценкам специалистов, что оно будет приватизировано», – отметил вице-мэр.
Кроме того, заместитель мэра сообщил о планах московских властей продать городскую долю в «Автофрамосе», где производят автомобили «Рено».
Развитием территории под ЗиЛом займется специальная рабочая группа.
«Пока есть предварительные результаты проработки, которые состоят в том, что там останется промышленное производство», – сказал он.
Вместе с тем, по его словам, производство будет занимать из всей прежней территории под ЗиЛом в 300 гектаров лишь 30–50 га. «Не факт, что это будет обязательно автомобильное производство», – заявил заместитель мэра.
По словам Шаронова, «рассматривается идея развития территории ЗиЛа с созданием как рабочих мест, так и пространства для жизни и жилья, чтобы заселяемые туда люди могли найти себе работу на той же территории».
«Еще есть идея размещения на этой территории большого университета, который объединит ряд вузов, культурных территорий», – добавил Шаронов.
Отметим, что ранее мэр Москвы Сергей Собянин отмечал, что площадь завода нужна городу как некая инновационная площадка, где бы концентрировалось высокотехнологичное производство, технологические центры.
Не так давно правительство Москвы рапортовало о погашении задолженности по зарплате перед работниками завода, составлявшей на 1 апреля более 99 млн рублей. Однако еще ранее говорилось о задолженности в 200 млн рублей.
«При этом руководитель предприятия ежегодно получал заработную плату 250 млн рублей. Этих денег хватило бы с лихвой, чтобы покрыть всю задолженность по заработной плате», – возмущался мэр.
В итоге директор ЗиЛа был отстранен от занимаемой должности, а на предприятии введен новый менеджмент.
«Дело в том, что завод сам должен 14 млрд рублей, притом что объем годового производства составляет не более 2 млрд, а убытки примерно на такую же сумму», – сообщил градоначальник.
Собянин отметил, что «если автомобили, которые производит ЗиЛ, оценить не по продажной цене, а по цене себестоимости, которая расходуется на производство этого автомобиля, то он будет дороже Mercedes».
Отметим, что в советские времена ЗиЛ был предметом гордости руководства страны, поскольку завод производил машины для первых лиц государства.
Эту традицию пыталась восстановить администрация президента в конце прошлого года. Завод получил даже от управделами президента России техзадание на разработку автомобиля для первых лиц государства, поскольку с момента развала СССР и до сих пор руководство страны пользовалось машинами марки Mercedes.
По словам пресс-секретаря управделами главы государства Виктора Хрекова, управление президента определило параметры, которым должен соответствовать автомобиль для первых лиц государства. После этого ЗиЛ должен был рассмотреть запрос и решить, сможет он произвести автомобиль такого уровня или нет.
Причем ЗиЛу дали понять, что нужно справляться будет своими силами и без помощи иностранных концернов, поскольку негласный кодекс крупнейших стран гласит: первые лица страны должны передвигаться на машинах отечественного производства.
Так, президент США хранит верность американскому автопрому. Образ президента Америки, приветствующего свой народ из лимузина Cadillac, восходит к президенту Вудро Вильсону. В свою очередь королева Великобритании Елизавета II предпочитает передвигаться на Rolls‑Royce. Известная деталь – этот автомобиль защищен от отравляющих газов при помощи специального воздушного фильтра.
Немецкому канцлеру Ангеле Меркель приглянулась марка Audi. В ее гараже два бронированных лимузина A8 Long. Автомобили оснащены компьютером, факсом, мини-баром и DVD-проигрывателем. Машины имеют 450‑сильные двигатели W12.
Официальный кортеж французских президентов с 1990-х годов – Renault Safrane presidentielle.
В Италии для официальных мероприятий ещё с 1960-х годов используется Lancia Flaminia 335 с удлиненной колесной базой.
Президент и премьер России пока передвигаются на машинах иностранного производства – это марка Mercedes. Естественно, эти авто сделаны по спецзаказу.
Соответственно, если завод закроется, то вернуть традицию станет невозможно и первые лица государства так и будут ездить на Mercedes.