Все крупные автопроизводители, кто пожелал организовать в России крупномасштабное производство с глубокой локализацией, окончательно определились со своими планами. В понедельник правительство РФ прекратило прием заявок на подписание нового соглашения. Одним из последних определившихся стал американский концерн General Motors, подавший заявку накануне вечером.
Для многих автопроизводителей, в частности для Fiat, проще не строить завод заново, а договориться с российской компанией и на ее мощностях начать сборку
Новые правила, известные как «постановление 166», были объявлены в конце декабря и требуют, чтобы компании обеспечивали ежегодный объем производства на уровне 300 тыс. машин к 2015 году, тогда как сейчас уровень составляет 25 тыс. автомобилей. В обмен на это автопроизводители не будут платить ввозные пошлины на автодетали в течение восьми лет.
GM пообещал создать в России мощности по производству 350 тыс. автомобилей в год с локализацией до 60%, как требуют этого условия «новой промсборки», а вот своего главного российского партнера не назвал. До недавнего времени он вел переговоры о подаче совместной заявки с Автотором и группой «ГАЗ», в итоге же подписал соглашение с правительством РФ самостоятельно, сообщает Reuters.
«В соответствии с соглашением о намерениях, GM может достигнуть заявленного уровня производства, либо используя свои собственные производственные мощности, либо мощности своих партнеров», – сказано в сообщении компании, опубликованном во вторник. В нем же говорится, что соглашение о намерениях – рамочное, непосредственно сам договор «об организации новых либо модернизации существующих производственных мощностей GM в России» будет заключен до конца мая.
Компания Volkswagen ранее заявила, что подписала меморандум вместе с соглашением на производство собственных фургонов на специализирующемся заводе ГАЗ.
Во вторник «Соллерс» и японский концерн Mitsui объявили о создании совместного предприятия «Соллерс-Буссан» по производству автомобилей Toyota во Владивостоке.
«Совместное предприятие будет осуществлять во Владивостоке производство автомобилей при технической поддержке компании Toyota. С целью эффективной реализации проекта «Соллерс-Буссан» подписал соответствующее соглашение о «промышленной сборке» с Министерством экономического развития РФ», – говорится в сообщении «Соллерс – Дальний Восток». Доли сторон в новом предприятии распределены пополам.
Для проекта создаются новые производственные мощности, на которых уже весной 2012 года начнется производство популярной в России модели внедорожника – Toyota Land Cruiser Prado. На первом этапе СП будет собирать около тысячи автомобилей в месяц.
Как писала ранее газета Nikkei, производство может быть развернуто на базе завода «Соллерс» во Владивостоке, на котором с конца 2009 года собирают кроссоверы SsangYong. Мощности завода, которые сейчас составляют 25 тыс. автомобилей в год, планируется расширить для выпуска еще 30 тыс. машин Toyota ежегодно. Toyota будет поставлять автокомпоненты из Японии, а Mitsui организует перевозку автомобилей из Владивостока в другие регионы.
Land Cruiser Prado – одна из самых популярных моделей Toyota на российском рынке. В прошлом году Toyota продала в России более 79 тыс. автомобилей, больше 12 тыс. из которых – Land Cruiser Prado (по данным Ассоциации европейского бизнеса). В феврале «Соллерс» подписал соглашение о намерениях по созданию большого совместного предприятия с американским Ford, одновременно прервав переговоры о создании аналогичного СП с итальянским Fiat.
Оставшийся без партнера Fiat подал заявку на работу в режиме промышленной сборки автомобилей в России на прошлой неделе, а во вторник заявил, что ведет переговоры по сотрудничеству в РФ с несколькими компаниями. Правда, с кем именно, глава Fiat Серджио Маркьонне журналистам так и не сказал.
Ранее сообщалось, что Fiat SpA намерен выпускать в России до 300 тыс. автомобилей. «Производственный план будет в своей основе базироваться на выпуске машин сегментов С и D, SUVs и легких коммерческих грузовиков», – говорилось в сообщении компании. Автомобили будут сходить с конвейера в основном под брендами Fiat и Jeep. Проект также предусматривает импорт ограниченного числа машин для пополнения модельного ряда.
По словам аналитика инвестиционной компании «Метрополь» Андрея Рожкова, российский рынок перспективен для зарубежных автопроизводителей. До кризиса его объемы составляли 3 млн автомобилей в год. Кроме того, компании, которые заключили с Минпромторгом соглашение о сборке автомобилей, получают льготы по таможенным пошлинам на запчасти для автомобилей.
«Для многих автопроизводителей, в частности для Fiat, проще не строить завод заново, а договориться с российской компанией и на ее мощностях начать сборку, – говорит эксперт. – Бренд Fiat довольно раскручен, а легковые автомобили и коммерческие грузовики пользуются спросом в России». А потому у итальянской компании неплохие перспективы в России, считает Рожков, осталось только найти партнера.
Что касается Ford, то у него пока нет возможностей увеличить мощности до 300 тыс. автомобилей в год, как это предусматривает соглашение с Минпромторгом. «Риски по снижению рынка Ford должен разделить с партнерами. «Соллерс» – подходящий для этой компании партнер, у него есть все необходимые мощности для сборки автомобилей», – рассуждает аналитик.
При этом Рожков не видит трудностей при продвижении своих брендов для GM и Toyota, поскольку у обоих концернов уже есть сложившаяся репутация на мировом автомобильном рынке. «Однако все эти компании вряд ли будут передавать России свои технологии», – заключает он.