Сегодня различные экспертные сообщества и ведомства предлагают свои рецепты для решения проблемы сбалансированности пенсионной системы. К примеру, Минздравсоцразвития считает, что нужно отменить льготы в системе пенсионного страхования, изменить порог минимального стажа, а также дать возможность гражданам самостоятельно выбирать время выхода на пенсию.
Наша инициатива сводится к тому, чтобы людям, решившим позже выйти на пенсию, выплачивать двойную пенсию в будущем
«Деловая Россия» считает, что предлагаемых Минздравсоцразвития мер не хватит и пенсионная система по-прежнему останется дефицитной, государство вынуждено будет дотировать ее не менее чем на 1 трлн рублей, а значит, бизнес будет находиться под постоянной угрозой увеличения налоговой нагрузки. «Деловая Россия» предлагает создать некий «Фонд старших поколений» для решения проблемы дефицита пенсионной системы.
О том, что из себя должен представлять «Фонд старших поколений», а также о том, за счет чего можно решить проблему дефицита пенсионной системы, газете ВЗГЛЯД рассказал президент «Деловой России» Александр Галушка.
#{smallinfographicleft=435845}ВЗГЛЯД: «Деловая Россия» выступает со своим рецептом решения проблемы дефицита пенсионной реформы, предлагая создать «Фонд старших поколений». Из чего будет формировать этот фонд?
А. Г.: Для начала необходимо отделить солидарную и индивидуальную составляющие пенсии. Я объясню. Сегодня работающие граждане трудятся за двоих: они обеспечивают себе будущую пенсию и выплаты нынешним пенсионерам. Этим, собственно, и объясняются столь большие страховые взносы в России. Ведь советская пенсионная система была построена так, что налоги, которые платили граждане, шли только на выплаты текущих пенсий, а будущие пенсии не формировались.
Но мы предлагаем решить проблему дефицита Пенсионного фонда за счет приватизации госимущества, чтобы страховые взносы, которые платят сегодня работающие граждане, шли только на формирование их же будущих пенсий. А пенсии «советским пенсионерам» выплачивались за счет доходов от приватизации. Эти доходы могли бы собираться в «Фонде старших поколений».
С одной стороны, у нас появится возможность понизить ставку страховых взносов до 20–22%, что снизит нагрузку на бизнес.
С другой стороны, это позволит сформировать достойную пенсию для так называемых «советских пенсионеров». Речь идет о пенсионерах до 1967 года рождения, на выплаты которым уходит большая часть страховых взносов.
ВЗГЛЯД: Вы предлагаете приватизировать все госактивы?
А. Г.: Возможно, за исключением стратегически важных объектов. Но хочу сказать, что, к примеру, в Германии или США частные предприятия также обслуживают оборонный комплекс. Секретность обеспечивается не через государственную собственность, а через соответствующее законодательство и режим охраны.
Надо все приватизировать: РЖД, Роснефть, Газпром, Ростехнологии, Транснефть. Получив колоссальные доходы от приватизации, можно будет обеспечить пенсией «советских пенсионеров». По самым скромным оценкам, в госсекторе сосредоточено порядка 50% ВВП, а это примерно 25 трлн рублей.
#{intervieweco}Приватизация – это абсолютно цивилизованная и необходимая в данном контексте мера. Дело в том, что когда активы собирались в госсобственность, правительство убеждало нас в том, что госкапитализм – это не наш путь. Оно убеждало нас в том, что госсобственность была собрана для дальнейшей эффективной продажи.
А теперь что получается?! Собрали, структурировали! А зачем тогда теперь держим активы? Пора продавать. Это крайне необходимая мера.
ВЗГЛЯД: Помимо приватизации, могут быть какие-то другие источники решения проблемы с пенсионерами?
А. Г.: В первую очередь, как я уже сказал, надо отделить «советских пенсионеров» от российских пенсионеров. Поскольку есть задача конечная во времени – и есть системная, долгосрочная задача. Затем надо создать «Фонд старших поколений», куда аккумулировались бы доходы от приватизации и сверхдоходы от продажи сырья. Также в этот фонд можно было бы частично направить доходы от повышения акцизов на табак и крепкий алкоголь, которые у нас одни из самых низких в мире.
ВЗГЛЯД: Вы подсчитывали, сколько по времени может занять продажа госсобственности?
А. Г.: Примерно 10–15 лет.
ВЗГЛЯД: А доживут ли «советские пенсионеры» до этого срока?
А. Г.: Продажа госсобственности будет вестись же постоянно. Можно продать в один год на 2–3 трлн рублей, на следующий год еще продать. За счет вырученных денег выплатить пенсии «советским пенсионерам». ВЗГЛЯД: Известно, что вы также предлагаете повысить НДПИ на газ. А вы рассчитывали параметры повышения?
А. Г.: Здесь не идет речь о повышении в разы. Дело в том, что НДПИ на газ у нас намного меньше, чем на нефть. На наш взгляд, эти налоги должны быть примерно на одном уровне. Если бы у нас НДПИ на газ был такой же, как и НДПИ на нефть, то мы бы получили дополнительный доход в размере 1 трлн рублей.
ВЗГЛЯД: Вы составляли конкретную программу, когда и какие предприятия должны быть проданы? Какие должны быть проданы в первую очередь?
А. Г. Да это не имеет значения. Надо продавать – и все. Помимо приватизации, повышения НДПИ на нефть и газ, а также увеличения акцизов на алкоголь и табак, необходимо еще стимулировать добровольный отказ от выхода на пенсию, когда выгодно человеку дольше работать. Наша инициатива сводится к тому, чтобы людям, решившим позже выйти на пенсию, выплачивать двойную пенсию в будущем, ближе к 65 годам. То есть он получит пенсию позже, но больше в два раза. Мы подсчитали и увидели, что это реально решит проблему пенсионной реформы до 2040 года. Помимо удвоения пенсии, мы также предлагаем снизить страховые взносы работодателям, которые принимают на работу пенсионеров. Проблема в том, что нужно все синхронно реализовать: «советским пенсионерам» выплачивать пенсии за счет приватизации, а российским – за счет страховых взносов, параллельно стимулируя добровольный отказ от выхода на пенсию.