Турция выдала положительное разрешение на строительство «Южного потока», заявил в среду премьер Путин в ходе российско-турецких переговоров.
Разрешение на строительство «Южного потока» никак не повлияет на формулу цены, которую Газпром использует в своих контрактах, ни в целом, ни с отдельными странами
Турция оставалась единственной страной, которая затягивала реализацию проекта «Южный поток», не давая разрешения на прокладку газопровода по ее экономической зоне. Дать ответ Турция должна была еще в прошлом году, однако целый год не могла решиться, выбивая себе преференции.
Похоже, что Турция своего добилась. Газпром подписал два дополнения к газовым контрактам с ней, которые, как заявил глава газового концерна Алексей Миллер, предусматривают рост поставок газа и изменение коммерческих условий. Дополнения к контрактам между Газпромом и Botas позволяют увеличить контрактные объемы поставок газа в Турцию уже в 2012 году как минимум на 2 млрд кубометров, рассказал Миллер.
Однако как именно изменились коммерческие условия контрактов, не уточняется. Эксперты не исключают, что Газпром предоставил Турции некую скидку на газ.
Напомним, что между Россией и Турцией действуют три долгосрочных контракта: один – о поставках газа через «Голубой поток» и два – по западному маршруту транзитом через Украину (по Трансбалканскому газопроводу).
Один контракт между «Газпром экспортом» и турецкой Botas был подписан в декабре 1997 года и предусматривает поставки газа до 2022 года в объеме 16 млрд кубометров газа по трубопроводу «Голубой поток». По другому контракту (подписан в феврале 1998 года) Россия поставляет Турции 8 млрд кубометров газа через Украину вплоть до 2021 года. Именно к этим контрактам и подписаны два дополнения, суть которых пока держится в секрете.
#{smallinfographicleft=266262}Что касается третьего контракта по западному маршруту, подписанного еще в 1986 году, то его срок действия заканчивается в 2011 году. Он предусматривает поставку газа Турции в объеме 6 млрд кубометров в год. Осенью турецкая Botas отказалась продлевать этот договор, будучи недовольной высокими ценовыми условиями контракта и несговорчивостью Газпрома. Российская монополия даже начала переговоры с частными турецкими компаниями, чтобы поставлять газ им напрямую. Однако теперь стороны разрешили и этот спорный момент: подписанное дополнение переносит объемы поставок по завершившемуся контракту по западному маршруту на второй контракт, который продолжает действовать (до 2021 года).
В 2011 году минимальные контрактные обязательства Газпрома по поставкам газа в Турцию составляют 24 млрд кубометра, при этом, по предварительным данным, фактический объем экспорта в Турцию ожидается в объеме 25,8 млрд кубометров. Турция является второй страной по объемам закупки российского газа после Германии. По словам Миллера, это «абсолютный рекорд по объемам поставок газа в Турцию».
Алексей Миллер говорит, что в планах Газпрома расширить сотрудничество с Турцией. По его словам, эти планы будут конкретизированы в 2012 году.
«Южный поток» и Украина
Газпром запустил «Северный поток» в этом году и разрабатывает проект «Южного потока», для того чтобы снизить свою зависимость от транзитера – Украины. Обе трубы позволяют Газпрому поставлять газ европейским потребителям напрямую. Из-за «Северного» и «Южного потоков» Украина может понести существенные убытки.
С полным запуском только одного «Северного потока» страна лишится 20 млрд кубометров транзитного газа, что выльется в ежегодные убытки до 1 млрд долларов, подсчитывали эксперты. Сейчас Украина получает порядка 2,7–3 млрд долларов доходов от транзита газа. Потери от запуска «Южного потока» могут оказаться еще более значительными. Сумма проектных мощностей двух новых газопроводов «Северный» (55 млрд кубометров) и «Южный поток» (63 млрд кубометров) равна величине нынешнего транзита российского газа в Европу.
Между тем Владимир Путин сказал, что рассчитывает на положительную реакцию Украины на решение Турции разрешить прокладку газопровода «Южный поток» по дну Черного моря в своей экономической зоне.
Глава Газпрома Алексей Миллер два дня назад сказал, что параметры «Южного потока» во многом зависят от переговорной позиции Украины. После одобрения от Турции по проекту эта зависимость усилилась, отметил Миллер в среду.
Напомним, что Украина хочет переписать договор с Газпромом по формуле цены на газ, считая ее несправедливой. Киев хочет получать газ вдвое дешевле. Однако Россия давала понять, что готова предоставить скидку только в обмен на вхождение Украины в Таможенный союз и хотя бы на часть газотранспортной системы (ГТС) Украины.
Александр Медведев уверил, что «Южный поток» будет построен вне зависимости от переговоров с Украиной по совместному владению или управлению ее ГТС. По его словам, ЕС нуждается в дополнительном импорте 250 млрд кубометров газа. «Если даже будут построены «Северный поток» и «Южный поток», Nabucco и СПГ (и будут осуществляться поставки сжиженного природного газа – прим.), все равно около 15–20 млрд кубометров газа дополнительных поставок будет не хватать», – пояснил он.
Алексей Миллер на вопрос о возможности снижения мощности «Южного потока» в случае договоренностей с Украиной по участию в ее ГТС ответил, что «Южный поток» уже находится в стадии строительства, утверждено сводное ТЭО проекта, есть морская часть, есть сухопутная часть. Проектная мощность утверждена в объеме 63 млрд кубометров газа в год. Газопровод предполагает строительство четырех ниток по 15,5 млрд кубометров. В декабре 2015 года, как планируется, будет введена первая нитка.
#{smallinfographicleft=330723}Отвечая на вопрос, ожидает ли он изменения переговорной позиции по цене на импортный газ в связи с разрешением Турции, Миллер напомнил, что «украинский парламент уже принял решение, что в бюджет страны заложена средняя цена поставки газа в 416 долларов за тысячу кубометров». «У нас цена на газ привязана к корзине на нефтепродукты, и разрешение на строительство «Южного потока» никак не повлияет на формулу цены, которую Газпром использует в своих контрактах, ни в целом, ни с отдельными странами», – добавил глава Газпрома.
Украина является главным транзитером российского газа в Европу. Однако в 2006–2009 годах постоянные споры Украины с Россией не раз приводили к прекращению транзита газа. Кроме того, Газпром неоднократно заявлял, что невозможно контролировать объем транзита газа через эту страну – она отбирает из транзитного потока столько, сколько желает, а не как предусмотрено контрактом.
Официальный Киев долгое время непримиримо отстаивал неотчуждаемость из госсобственности украинской газотранспортной системы.
Однако в последнее время комментарии украинских чиновников говорят о растущих опасениях Киева за судьбу газотранспортного актива в связи с запуском альтернативных газотранспортных проектов. Так, президент Украины Виктор Янукович недавно заявил, что вернулся к вопросу о создании газотранспортного консорциума с Россией. «Прошло время, и нам утерли нос», – заявил президент, говоря о газопроводах «Северный поток» и «Южный поток». Страны – участницы этих проектов, по его словам, «показали демонстративно, что можно обойтись без Украины». «Вместо шума, который был, о том, что это наше богатство, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша ГТС была на обочине, отброшена и никому не была нужна», – говорил Янукович.
«Россия, конечно, будет использовать фактор одобрения Турцией «Южного потока» для давления на Украину, чтобы она отдала свою газотранспортную систему. Однако это будет скорее на уровне информационной войны. На мой взгляд, реальность пока другая», – говорит отраслевой эксперт Центра Разумкова Владимир Омельченко.
По его мнению, решение Турции было не главной проблемой воплощения в жизнь проекта «Южный поток». «Более серьезная проблема кроется в Третьем энергетическом пакете ЕС, который ограничивает инвестиции Газпрома в инфраструктуру стран ЕС. Проблемой также является дороговизна «Южного потока» в условиях европейского кризиса. Труба пройдет по территории европейских стран, имеющих огромные проблемы с бюджетом», – отмечает эксперт.
«Третья проблема в двоякой политике ЕС. С одной стороны, страны ЕС подписывают меморандумы с Газпромом по строительству «Южного потока», получая в обмен скидки на газ, однако с другой – стремятся найти пути избавиться от зависимости от российского газа. Они активно строят СПГ и смотрят в сторону альтернативных «Южному потоку» проектов по поставке газа. Конкурентами являются Nabucco, проект Азербайджана с Турцией по поставке газа через Болгарию, проект Турции, Греции и Италии и другие», – добавляет Омельченко.
«Я бы сильно не обольщался насчет «Южного потока». Процесс переговоров по этому проекту не закончен. Мы неоднократно видели, как Газпром подписывал договоры по трубам, а потом проекты закрывались. Примером служит отказ от реализации нефтепровода Бургас – Александруполис», – отмечает эксперт Центра Разумкова.
Маршрут «Южного потока» может измениться
#{smallinfographicleft=432990}Изначально предполагалось, что «Южный поток» пройдет в обход Украины по дну Черного моря из России в Болгарию, потом в Сербию, Словению, Австрию и Италию, а отводы газопровода пойдут в Хорватию, Македонию, Грецию и Турцию. Окончиться газопровод должен был в Австрии в газовом хабе Баумгартен.
Однако маршрут трубы может претерпеть изменения. Сейчас Газпром рассматривает несколько возможных маршрутов прокладки газопровода. Либо конечной точкой трубы сохранится Австрия, либо строительство трубы закончится на западе Словении, граничащей с севером Италии. Третий вариант – через Грецию на юг Италии.
Окончательный маршрут будет зависеть от экономической эффективности того или иного варианта, заявил глава «Газпром экспорта», зампред правления Газпрома Александр Медведев. «У нас есть определенная гибкость в этом вопросе», – сказал он.
По его словам, точный маршрут будет объявлен с принятием окончательного инвестиционного решения. Срок принятия такого решения определен до конца 2012 года.
«Потому что ТЭО – это одно, а проектные условия – это уже совсем другое: стоимость конкретного маршрута, конкретные затраты, конкретные трубы, конкретные технические решения. И у нас вариантность еще в определенной степени сохраняется», – пояснил глава «Газпром экспорта».
Кроме того, Москва не исключает, что от газопровода, проходящего по территории Сербии, может быть сделано ответвление на территории Боснии и Герцеговины. Это зависит от «подтверждения технической осуществимости и экономической целесообразности такого ответвления», отметил замглавы МИД РФ Владимир Титов.
По-прежнему не определена также точка выхода морской части газопровода. «Есть три варианта: либо это будет Болгария, либо Румыния, либо третий вариант, когда будет две точки выхода – в каждой из этих стран», – передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в Газпроме. Решение будет зависеть от экономической выгодности каждого из этих вариантов.
Ранее для реализации европейской сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией. Газпром создал СП с местными газотранспортными компаниями.
Для строительства морской части газопровода по дну Черного моря инициаторы проекта «Южный поток»: Газпром и итальянская Eni – создали СП на паритетных началах. Вскоре к проекту присоединились французская EDF и германская BASF/Wintershall. Новое соглашение акционеров было подписано 16 сентября в Сочи. EDF и BASF владеют пакетами по 15% в проекте, Eni – 20%, Газпром – 50%.