В четверг в Женеве рабочая группа по присоединению России к ВТО одобрила документы о российском присоединении к организации. Помимо протокола о присоединении к ВТО, были одобрены итоговый доклад рабочей группы и перечни обязательств по доступу на российские рынки товаров и услуг.
К середине лета 2012 года процесс присоединения РФ к ВТО завершится
Через месяц – 15–17 декабря – пройдет министерская конференция, которой рабочая группа рекомендовала одобрить вступление России в ВТО. Отметим, что в истории ВТО не было ни одного случая, чтобы министерская конференция не одобряла присоединение страны к ВТО после положительного вердикта рабочей группы. Поэтому одобрение вступления России в ВТО на министерской конференции будет в большей степени торжественным мероприятием.
Полноправным членом ВТО Россия станет лишь через 30 дней после ратификации в Госдуме. Как сообщил в четверг глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО Максим Медведков, это произойдет ближе к середине 2012 года, передает «Интерфакс». Медведков пояснил, что министерская конференция 16 декабря одобрит присоединение России к ВТО, после этого дается 220 дней на проведение внутренних ратификационных процедур в России.
Основные вехи
Таким образом, можно сказать, что 18-летняя история процесса присоединения России к ВТО подходит к завершению. Рассмотрим основные вехи истории присоединения.
Еще в 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованному в 1995 году во Всемирную торговую организацию.
Сам переговорный вопрос начался в 1995 году с многостороннего обсуждения вопроса соответствия торгово-политического режима России нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне.
Только в 1999 году членам ВТО были переданы первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
С 2000 года переговоры перешли в полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
Еще в начале 2008 года российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам: Брюссель и Вашингтон – проявляли несговорчивость.
В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлины на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 году, когда Россия повысила ввозные пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум, что если пошлины не снизятся, то ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва пригрозила повысить ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО снова застопорится.
Летом 2009 года Россия выступила с весьма неординарным предложением вступить в ВТО вместе с Белоруссией и Казахстаном в составе Таможенного союза, что поставило под вопрос присоединение, поскольку коллективное вступление невозможно.
Квоты на мясо
С другой стороны, Россию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от Москвы требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.
Проблему по импорту мяса удалось решить лишь в октябре 2011 года. Так, Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО, они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.
«В целом они устраивают и отрасль, и наших партнеров, хотя они предусматривают определенное снижение квотных поставок по сравнению с существующим уровнем, главным образом в связи с необходимостью развития нашего сельского хозяйства», – цитирует слова замминистра экономического развития РФ Андрея Слепнева РИА «Новости».
Была также достигнута договоренность, что ввозные пошлины на сельхозпродукцию снизятся до 10,8% с 13,2%.
В течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. Расходование средств из госбюджета влияет, по мнению ВТО, на конкуренцию. Россия предлагает сохранить для себя возможность поддерживать АПК в объеме 9 млрд долларов ежегодно до 2012 года с последующим снижением до 4–4,5 млрд долларов в течение пяти–семи лет.
Промсборка авто и пошлины
Камнем преткновения в переговорных процессах с ЕС и США был новый режим промсборки автомобилей, предусматривающий повышение планки производства и локализации. Режим промсборки автомобилей в России действует с 2005 года, но в 2011 году он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 500 млн долларов, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тыс. до 300 тыс.
Европейцы опасались, что режим промсборки, который предполагает рост объемов выпуска автомобилей в России и уровня локализации производства, приведет к сокращению рабочих мест в автопроме ЕС из-за уменьшения импорта автокомпонентов в РФ. Россия в свою очередь заявляла, что не намерена пересматривать заключенные соглашения по промсборке. В октябре Еврокомиссия сообщила об урегулировании вопросов по режиму промсборки в России, которые обсуждались в рамках консультаций по присоединению РФ к ВТО.
Затем замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев пояснил, что стороны договорились о введении компенсации Евросоюзу в виде тарифной квоты на беспошлинный ввоз автокомпонентов или на их поставки по пониженным пошлинам. Такая компенсация станет возможна, если поставки автокомпонентов из Европы в Россию после вступления РФ в ВТО резко снизятся, за исключением кризисных явлений, когда падает уровень взаимной торговли в целом.
Ранее он также заявлял, что правительство РФ после 2018 года введет компенсационный механизм для автоконцернов, работающих в стране в рамках режима промсборки, который должен заменить льготы, не соответствующие нормам Всемирной торговой организации.
Что касается импортных пошлин на ввоз автомобилей, то была достигнута договоренность, что они понизятся до уровня 2007 года – с 30% до 25%.
Несговорчивая Грузия
Последнее препятствие на пути России к ВТО было снято 9 ноября, когда Россия и Грузия подписали соглашение о введении международного контроля товарооборота на границах.
Напомним, что в конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 года и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 года при посредничестве Швейцарии.
Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона, в частности на КПП Гантиади – Адлер и Роки – Верхний Зарамаг, а также внедрения современной системы обмена информацией о перемещении грузов для обеспечения прозрачности торговли.
2 ноября стало известно, что Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.